Как острые шутки помогли собрать миллионную аудиторию в соцсетях казахстанца

Милый кудрявый парень раз за разом выпускает короткие ролики в Instagram

Биржан Ашим
ФОТО: Андрей Лунин
Биржан Ашим

Биржан Ашим – не просто блогер. Скорее это явление, которое характерно только для казахстанских соцсетей.

Милый кудрявый молодой парень раз за разом выпускает короткие ролики в Instagram, где в довольно резкой, но юмористической форме комментирует совершенно разные вещи. При этом он не чурается никаких тем, в том числе считающихся чувствительными, – ни национальной, ни гендерной – и, как сам подчеркивает, старается быть максимально искренним со своей аудиторией.

Это позволило Биржану к 26 годам обзавестись огромной армией фанатов. В одном только Instagram у него более 1,2 млн подписчиков, а его проект на YouTube «Любопытная Варвара», где он рассуждает на тему полового воспитания, наркотиков и даже абортов, собирает по 300–400 тыс. просмотров. Чем же Биржан отличается от остальной массы казахстанских блогеров и вайнеров? Что позволяет ему не утонуть в критике и как он формирует свои образы?

Не финансист, не маркетолог

Биржан родился и вырос в Алматы. В детстве он не задумывался о каком-либо творчестве или о том, что хочет стать популярным. Родители давали свободу – мальчик мог пропадать на улице или у друзей целый день.

- Очень много дрался, почти каждый день. Но не как в фильме «Сволочи», – смеется собеседник.

Биржан вспоминает, что однажды посмотрел фильм, где герой что-то взламывал на компьютере, – подумал тогда, что станет крутым хакером, когда вырастет.

После окончания школы Биржан, однако, традиционно для многих сверстников решил пойти учиться на финансиста – в AlmaU.

- Но, когда начался предмет «Деньги, кредит, банки», сразу же понял, что мне это абсолютно неинтересно. Оказалось, что я был просто наивно влюблен в образ белых воротничков, – вспоминает он.

В 2012 Биржан решил перевестись и учиться на маркетолога в том же вузе, тем более что родственники всячески поддержали эту идею. Он чувствовал, что ему необходимо больше творческой составляющей в жизни, а в маркетинге она хоть в какой-то степени есть.

- Стало тянуть в творчество, когда еще учился на финансах, – активнее я себя проявлял в студенческой жизни, нежели в учебе. К третьему курсу уже работал в отделе маркетинга университета под руководством Дидара Марданова и на самом деле толком не учился, – рассказывает Биржан.

Он говорит, что с того потока вышло немало креативных ребят. Например, Абылайхан Камаладин – ныне глава агентства блогеров, а также Исхар Бабазаев из команды вайнеров Queex. Тогда их отдел поставил рекорд университета – привлек более 1,3 тыс. абитуриентов.

Переключение

После университета Биржан пошел работать… в компанию «Рыбпром» по экспорту рыбной продукции на позицию маркетолога. Его шефом был отец близкого друга, который, как признается Биржан, не был к нему слишком требовательным.

- Босс меня ценил, но больше не за работу, а за старание. Он понимал, что я молодой и ничего в рынке не смыслю, – рассказывает собеседник.

Тем не менее на этой работе Биржан осознал, что маркетолог – это не всегда про творчество. Нужна аналитическая работа – исследования рынка, например.

ФОТО: Андрей Лунин

- Тогда у меня будто произошел щелчок в голове. Я вышел вечером из офиса и решил, что не хочу больше работать по графику с девяти до шести в стенах, где обсуждаются только экспорт, поставки в торговые сети, цифры, – вспоминает Биржан.

Если честно, еще больше подбивало на самостоятельность то, что его друзья – вайнеры из Queex – «выстрелили» и были во всех топах отечественного Instagram. Биржан считал, что может делать контент как минимум не хуже.

- Внутренне это меня всегда привлекало, но я пытался в себе это гасить, чтобы не комплексовать и не завидовать, – признается собеседник.

Ребята из Queex даже познакомились через Биржана: двое – его одногруппники, еще двое –одноклассники. К концу 2014-го он уволился из компании, а через четыре месяца выпустил первый ролик.

Король говорит

Биржан был уверен, что тоже может «выстрелить», но до конца не определился с тем, что может дать аудитории. На тот момент у него было всего 8 тыс. подписчиков в Instagram и он снимал совершенно разные ролики – пытался найти себя. В 2015 в семье Биржана появились проблемы: заболел отец и плюс к тому у него украли сумку с деньгами, где была зарплата всех сотрудников его параллельного проекта YouChina. Он отправлял казахстанских абитуриентов на учебу в Китай. Как-то утром, когда настроения не было совсем, Биржан спонтанно открыл фронтальную камеру телефона и записал видео, где высмеял «качков» и связанные с ними стереотипы. Ролик имел резонанс, и он решил создать отдельную рубрику «Король говорит». За месяц его аудитория выросла до 100 тыс. подписчиков.

- На самом деле я не мог делать вайны или скетчи, мне нужно было делать что-то новое. Отличаться от других, – объясняет Биржан.

Вначале, признается он, было страшно, особенно боялся реакции близких людей: для всех он был серьезным умным парнем.

- Но потом, когда людям понравилось, я понял, что у меня получается, – говорит он.

Пригодилось знание маркетинга – Биржан смог сегментировать свою аудиторию по тематике.

- Например, я снимал видео о шымкентцах, на меня подписывались люди оттуда, по аналогии снимал видео и о жителях других регионов. Сегментировал подписчиков по национальности, городам проживания, социальным группам. Даже про роды казахские снял: аргыны, найманы… – объясняет собеседник.

По мнению Биржана, люди любят, когда о них говорят плохо и одновременно делают это красиво, не обидно.

- Например, мой последний образ – «Строптивая», где я показываю девушек недоступными, закрытыми, нервными. Все девушки находили себя в моих видео и репостили их, – говорит он.

С такой же целью Биржан запустил рубрику «Гороскопы», хотя сам не верит в них: читал статьи о знаках зодиака, находил характерные черты и стебался над ними.

ФОТО: Андрей Лунин

В течение четырех месяцев со старта аудитория Биржана выросла до 200 тыс. подписчиков, а к концу года дошла до 226 тыс. Но потом все встало. Эта цифра держалась полтора года, у Биржана, как он выражается, «не перло». Кроме того, Биржан начал заниматься новым YouTube-проектом «Алма-Ата, штат Небраска». Вместе с однокурсником Искандером Батырбековым, вайнером Марленом Капбаром и Тават Мамедовой они «троллили» селебрити. Но в 2018-м, спустя два с половиной года, проект пришлось свернуть.

- У нас возникли с ребятами разногласия – я думал в одном направлении, они в другом. Тогда я понял, что нужно сворачивать лавочку, потому что это мои друзья со школьной поры – если бы мы не закрылись, то дружба могла бы закончиться, – говорит Биржан.

Кроме того, считает собеседник, на остальных давило, что он «больше». Уже тогда у него были рекламные контракты с LG и Lays, потому что была своя аудитория в Instagram, а не только в YouTube.

- Наверное, я не командный игрок. Потому что в какой-то момент всегда начинает закрадываться мысль: почему я делаю больше? Мне нравится, когда в команде все вносят равноценный вклад, – рассуждает Биржан.

Трудное решение

По словам Биржана, он отслеживал, как меняется его творчество и он сам.

- Мои смелость, наглость и прямота усиливались. В самом начале я был слишком аккуратен. Например, когда шутил про корейцев, в конце видео оговаривался: мол, давайте помнить о том, что Казахстан – многонациональная страна. Сегодня я бы вряд ли так сказал. Нужно быть до конца искренним, – убежден Биржан.

Он считает, что люди смотрят его по одной причине – он говорит то, о чем они всегда думают, но боятся сказать вслух.

С недавних пор Биржан задумывается над тем, как его слова могут влиять на аудиторию. Впервые это случилось во время прошлогодних митингов перед президентскими выборами. Более четкое понимание появилось, когда к нему пришли из Salem Social Media и предложили внушительный контракт. По словам Биржана, это было больше, чем он зарабатывал на рекламе LG, Huawei, Chocofood и Lays.

- Тогда была какая-то шумиха с Salem Social Media, и я догадывался, что они как-то связаны с государством, но особо углубляться не стал, – признается собеседник.

Только он заключил контракт и об этом узнали, тут же его аудитория и СМИ выдали череду постов и публикаций о том, что блогеры продались и государство пытается заткнуть им рот деньгами.

- У нас не так много вайнеров и блогеров, которые могут говорить конструктивно и четко. Что-то объяснять, оппонировать, высказывать свою точку зрения – это тоже нужно, - считает он.

По его словам, в договоре с Salem Social Media был пункт – не говорить о политике, однако он все равно затрагивал политические моменты, например действия полицейских во время митингов.

- Но после этого ко мне никто не пришел и ничего не сказал. Возможно, потому что я сразу дал понять, что не потерплю вмешательства в свое творчество, – говорит Биржан.

В то же время он признает, что Salem для многих блогеров стал большим подспорьем в материальном плане, они поддержали индустрию.

- Да ведь никто так и не представил четких доказательств аффилированности SSM с государством, – словно оправдывается собеседник.

До пандемии Биржан уверенно рос – как в плане рекламы, так и в плане аудитории. Но с приходом COVID-19 реклама ушла на 100%.

Были грандиозные планы – я должен был поехать на Олимпийские игры в Токио, на чемпионат Европы по футболу вместе с Lays. Намечался крупный контракт с Axe, продление контракта с Huawei – все это заморозилось, – сокрушается Биржан.

Но это не значит, что он опустил руки. В июле Биржан запустил свой первый офлайн-проект – продажу сэндвичей «6’inch». Другой проект – компьютерный lounge-бар – ждет окончания локдауна и тогда откроет двери для посетителей. А вот по медиаконтенту строгих планов у Биржана нет.

- Здесь я никогда не строю долгосрочные планы. Все новые герои и образы приходят спонтанно, и я уверен - они появятся снова.

Биржан констатирует: текущая обстановка – не самая лучшая для того, чтобы снимать юмористические ролики.

- Сегодня я больше стараюсь помогать людям. Арман и Карина из Yuframe придумали проект «Комек», я его везде продвигаю сейчас. Также мы заказали лекарства и тут будем бесплатно раздавать. Но больше остается вне кадра: я не стараюсь помогать демонстративно, – говорит Биржан.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7037 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
30 октября родились
Серик Аханов
член совета директоров ДБ АО «Сбербанк»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить