Звягинцев: Нелюбовь - это не отсутствие любви

11116

Всё, что однажды определил Создатель, незыблемо. Вода течёт, огонь горит, ветер дует, скала стоит над вечным седым морем. Лев ловит антилопу, антилопа в страхе бежит от льва. Так было всегда, и так всегда будет. И только человек должен вечно искать своё место

Андрей Звягинцев
Фото: Иван Беседин
Андрей Звягинцев

Надолго западёт в память притча, рассказанная замечательным русским мастером, режиссером Андреем Петровичем Звягинцевым в этот дождливый осенний вечер. Пока алые и лимонные листья превращаются в бурую кашу на финской брусчатке, в уютной аудитории главного здания Университета Хельсинки идёт неспешный разговор. Речь идёт о хорошем кино, о простых и вечных человеческих понятиях.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

Звягинцев рассказывает о том, как он сам долго искал своё место в жизни. Как после армии учился на актёра, а потом на режиссёра. Снова и снова мучительно осознавая свою никчёмность. Видел, как всё дальше уходит от своей цели. И лишь однажды утром проснулся режиссёром. И было ему тогда уже 36.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

Мастер рассуждает о русском слове «нелюбовь». Он ничем не может помочь переводчикам, потому что никто другой, кроме русского, не поймёт этой глубочайшей тоски искалеченной души, её ущербности и неспособности любить. Ведь это не ненависть, не вражда и даже не равнодушие. Это когда ты знаешь, что должен любить и даже делаешь как надо, а душа молчит, как пустая погремушка. Звягинцев называет свой фильм этим ахматовским словом - «Нелюбовь» и может показать это страшное молчание, но не может перевести его на чужой, не русский язык.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

Мастер говорит о чём-то своем, честном и понятном, и если вдруг вспомнить в этот момент, как СМИ массово винили его в том, что он хайпанул на русском вопросе, то просто удивишься, каким мелким и нелепым может быть комариный зуд.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

Звягинцевские ландшафты оказались созвучны финскому сердцу. Людям близки характеры персонажей его работ. Андрей Петрович, улыбаясь, вспомнил о том, как он общался с мексиканцами. Те говорили ему: нужно лишь изменить имена персонажей, водку поменять на текилу, и «Левиафан» станет истинно мексиканской историей. Видимо, адская машина пережёвывает своими челюстями уже всё человечество, без остатка. А Звягинцев просто один из первых, кто завопил «Караул!».

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

Мастер рассказывает о простых хороших людях из фильма «Елена». О бытовой жестокости, прочно вошедшей в привычку и ставшей неотъемлемой частью жизни. Об убийцах с озабоченными лицами, которые ежедневно ходят мимо нас по улицам, ездят с нами в метро и автобусах. О том, наконец, кем стали мы сами. И это предельно искренний, очень настоящий разговор.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

Качественные слайды, сдержанные фотографии Владимира Мишукова и Анны Матвеевой со съёмочной площадки его фильмов иллюстрируют речь. Звягинцев рассказывает финским студентам - будущим режиссёрам, как надо работать с актёрами. Какие стойкость и упрямство нужно проявить режиссёру, чтобы найти и отстоять своего артиста. И как нужно любить и ценить его потом, когда нашёл.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

Над проектом фильма о Великой Отечественной войне режиссер, по его словам, работает уже 10 лет. Если всё сложится, как он мечтает, то премьера состоится уже в 2021 году.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

В Хельсинки почему-то везде белые стены. И маленький худощавый человек на их фоне особенно графичен. Смотришь на его лицо, руки, пальцы и понимаешь, как трудно и нервно ему живётся. Ну нельзя, видимо, по-другому. Только человек без кожи может делать это по-настоящему. Через свою боль.

Фото: Иван Беседин
Фото: Иван Беседин

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить