Как продюсер из независимого кинематографа пытается изменить «Казахфильм»

47755

Главную задачу он видит в стратегической поддержке казахстанского кино

Серик Абишев
Серик Абишев
ФОТО: © Андрей Лунин

Когда 36-летний продюсер Серик Абишев пришел на должность вице-президента по производству киностудии «Казахфильм» в марте 2022 года, в его портфолио уже было порядка 15 фильмов. В основном он работал с режиссером Адильханом Ержановым – представителем «партизанского» кино, снявшим ряд лент, которые прославили Казахстан на международных кинофестивалях. «Чума в ауле Каратас» (2016), «Ласковое безразличие мира» (2018), «Черный, черный человек» (2019), «Улболсын» (2022) – это неполный список картин, продюсером которых выступил Абишев. Именно опыт работы в малобюджетном, некоммерческом кинематографе пригодился ему теперь на административной должности. Его подход отличается от традиционно-бюрократического, долгое время царствовавшего на «Казахфильме». Абишев убежден: хорошее кино можно снять за любые деньги, если у его создателей есть системная поддержка.

Сделай паузу

«Если бы я, как продюсер, ждал у моря погоды, то мы (с Ержановым. – F) вообще бы ничего не сняли. Приходилось выкручиваться: кто-то техникой нам помогал, кто-то бартером. Так мы удешевляли свои проекты. Когда ты частник, ты гибче», – рассуждает Абишев.

Первый фильм Ержанова, на котором Абишев работал в качестве продюсера – «Риелтор», выпущенный «Казахфильмом» в 2011 году. Как он вспоминает, команда изрядно намучилась со съемочным процессом, который по требованиям киностудии должен был проходить строго последовательно в три периода: подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный. Это классическая схема, отход от которой считался нарушением правил официального кинопроизводства. «Весь съемочный период мы работали по шесть дней в неделю, – рассказывает собеседник. – Отсняли кучу материала, выдохлись. Это обычная история для советско-казахстанской системы. К середине съемок группа устает, продуктивность падает, но ничего не поделаешь. Останавливаться нельзя».

Отснятым материалом Ержанов остался недоволен. Фильм тем не менее смонтировали и выпустили (он даже получил специальный приз фестиваля «Киношок-2011»). Не во всем удачный опыт создания «Риелтора» подтолкнул Ержанова и Абишева к поискам собственной методики создания кинолент. Вскоре представилась возможность опробовать ее на практике. Получив грант на $10 тыс. от Фонда Сорос-Казахстан на создание короткометражки, тандем замахнулся на полнометражную картину. Так на экраны вышла социальная драма «Строители» (2013).

«Картина была не студийной. Денег [на создание фильма] было мало, – говорит Абишев. – Мы понимали, что основную часть бюджета потратим на технику. На зарплаты почти ничего не оставалось, но у нас были единомышленники. Съемочная группа – всего семь человек плюс актеры. Все друг другу помогали». Поскольку команда была маленькая, решили работать так: сначала делали раскадровку, потом готовили сцену, снимали, монтировали отснятый материал, чтобы посмотреть, что получилось, и начинали готовиться к следующей сцене. Таким образом, день уходил на съемки, день – на монтаж и три-четыре дня – на подготовку к следующей сцене. Такой смешанный цикл производства оказался оптимальным: команда была в восторге от конечного результата. Понравился как отснятый материал, так и то, что члены съемочной группы не чувствовали себя смертельно уставшими. «Обычно после завершения проекта все, о чем мечтает группа, – уехать отдыхать на море, потому что все испытывали колоссальный стресс, – смеется Абишев. – После «Строителей» мы с удивлением поняли, что чувствуем себя нормально».

Свобода творчества

Все последующие фильмы Ержанова, продюсером которых выступал Абишев, снимались именно по этой схеме. Со временем продюсер понял: их система гораздо эффективнее традиционной трех­этапной, принятой на «Казахфильме». С опытом пришло понимание, как лучше выстроить съемочный процесс и без чего обойтись невозможно.

ФОТО: © Андрей Лунин

В частности, Абишев уверен: на съемочную площадку ни в коем случае нельзя выходить без нарисованных раскадровок. «Многие режиссеры у нас этим пренебрегают, считая, что лучше придумывать все прямо на площадке, что в этом и заключается творческий процесс. Я убежден, что это неправильно. Раскадровка – показатель хорошей подготовки. А все беды на съемочной площадке случаются от плохой подготовки», – замечает собеседник. Он приводит пример Голливуда, где раскадровки рисуют настолько тщательно, что на них можно разглядеть, в какой куртке главный герой. Причем эти раскадровки предназначены не только для оператора, а для всех участников съемочного процесса. Заранее визуализируя фильм, съемочная команда снижает расходы, ускоряет производство и добивается необ­ходимого качества материала.

«На киностудии не было воровства – была бюрократия», – говорит Абишев, рассказывая о своих впечатлениях от работы на «Казахфильме». Сложная отчетность и уйма зачастую бессмысленных требований «перекрывают кислород» авторам и съемочным группам, считает он. «Частные продюсеры часто критикуют наши фильмы за большие бюджеты. Говорят, что сняли бы вдвое дешевле. Дело в том, что, если ты используешь госбюджет, ты должен соблюдать все нормы, а это означает переплату. Персонал нужно обязательно брать в штат на трудовые договоры, даже если речь идет о двух-трех месяцах работы. Необходимо выплачивать все дополнительные отчисления, компенсации. Все это мешает творчеству», – сетует вице-президент киностудии.

Законодательные нормы, регламентирующие съемочный процесс, не только ведут к его удорожанию, но и связывают руки авторам фильмов. Как опытный продюсер одной из главных проблем Абишев считает требования закона к сметной документации. Утвердив смету в самом начале съемочного процесса, на этапе планирования, ее впоследствии невозможно скорректировать. Можно лишь сделать переброску между статьями расходов до 10 процентов. А этого бывает недостаточно. Чтобы выйти из положения, продюсеры вынуждены придумывать всякие уловки. Таким образом, снять фильм без нарушений практически невозможно. «Каждый фильм живет своей жизнью, меняется, дышит. Например, ищешь локацию и понимаешь, что лучше снять в другом месте. Или планировал пригнать баранов для съемок сцены – а потом решил использовать компьютерную графику. Таких примеров у любого нормального продюсера – миллион», – объясняет собеседник.

Абишев убежден: финальная смета, отражающая фактически потраченные на съемки деньги, должна утверждаться по окончании съемочного процесса. Следует исключить из законодательства требования беспрекословно соблюдать начальную смету. «На площадке всякое бывает, – рассуждает он. – Не должен продюсер в начале съемок давать обещание не отходить от первоначального плана, иначе хорошего кино не снимешь».

По мнению Абишева, закон о кино в целом должен учитывать интересы его создателей. Например, согласно сегодняшнему законодательству государство владеет авторскими правами на фильмы, снятые за госбюджет. Авторам и съемочной команде, кроме упоминания в титрах, ничего не достается. Между тем согласно международной практике авторы киноленты должны получать дивиденды на протяжении всей ее экранной жизни, которая часто длится десятилетиями.

Национальное достояние

Абишев положительно оценивает некоторые поправки, принятые к закону о кинематографии в сентябре прошлого года. Он считает важным шагом законодательные изменения в части возможности выделения средств из бюджета на производство на «Казахфильме». Эта киностудия – национальное достояние, имеющее важное культурное и практическое значение, и ей нужно идти в ногу со временем, считает вице-президент.

В 2021 году на «Казахфильме» была запущена программа модернизации, в рамках которой закуплена новая техника: киносъемочное оборудование, компьютеры для монтажа и анимации, планируется приобрести спецавтотранспорт. Перевооружение идет полным ходом. Если все пойдет как надо, киностудия, уверен Абишев, выйдет на передовые позиции в регионе.

Техническая оснащенность, по его словам, крайне важна: в мире кино все большую роль играют цифровые технологии. «Казахфильм» в этом отношении пока отстает от крупных мировых студий, однако у него есть все шансы наверстать упущенное. Кроме цифровых технологий «Казахфильму» необходимо развивать свою дистрибьюторскую сеть, убежден Абишев. «У нас есть служба маркетинга и дистрибуции, но этого мало, – говорит он. – Киностудии нужно полноценное дистрибьюторское крыло, чтобы она могла стать представителем мировых студий в Казахстане».

Одним из важнейших направлений развития кино вице-президент «Казахфильма» считает аналитику и научно-исследовательскую деятельность. Систематического анализа данных о посещаемости кинотеатров, популярности тех или иных фильмов у разных возрастных категорий в стране никто не проводит. Эта информация есть у самих кинотеатров, но делиться ей им невыгодно. Между тем, чтобы отечественная киноиндустрия развивалась в интересах всего общества, полагает собеседник, «Казахфильм» должен включать в себя научно-аналитический отдел, который со временем мог бы стать полноценным научно-исследовательским институтом кинематографии.

ФОТО: © Андрей Лунин

«Я считаю, что в целом полномочия «Казахфильма» должны быть расширены, – заявляет Абишев. – Он должен быть не просто кинофабрикой, а полноценным хабом для развития национального кино. У нас есть подобный центр (имеется в виду Государственный центр поддержки национального кино - F), с которым мы фактически делаем одно дело. При этом «Казахфильм» вынужден участвовать в питчинге наравне с частными студиями. Это неправильно. Киностудии необходимо отдельное финансирование».

Главную задачу «Казахфильма» его вице-президент видит в стратегической поддержке казахстанского кино. Кроме научно-исследовательской деятельности и продвижения значимых фильмов киностудии необходимы ресурсы для поддержки дебютного кино: полнометражного, короткометражного и студенческого. Кроме того, нужно участвовать в запуске кинопроектов национального значения. «У «Казахфильма» такая богатая история. Его нельзя приравнивать к другим частным студиям», – эмоционален Абишев.

Чтобы придать развитию национальной киностудии новый импульс, в первую очередь следует законодательно закрепить ее статус, считает собеседник. То, что в законе не отражено значение «Казахфильма» для отечественной кинематографии, он считает большим упущением. «Нам нужны смелые, кардинальные решения для дальнейшего развития, – подытоживает Абишев. – Если все сделать правильно и не оставаться в оковах советского мышления, «Казахфильм» ждет большое будущее».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить