Как музыкант из Казахстана возглавил оркестр в Швейцарии

14293

Шернияз Мусахан родился в творческой семье, что во многом предопределило его карьеру. Мама музыканта – балерина, папа Ерулан Канапьянов – композитор, участник популярной в советское время казахстанской группы «Улан». Обучаться игре на скрипке Шернияз начал в возрасте пяти лет

Шернияз Мусахан
Фото: Андрей Лунин
Шернияз Мусахан

- В детстве у меня было много увлечений – шахматы, гимнастика, – вспоминает исполнитель. – Но скрипку мы с родителями выбрали по рекомендации музыкальной школы, где нам посоветовали хорошего педагога.

Когда Шерниязу было девять лет, в Алматы с гастролями приехал известный российский музыкант Владимир Спиваков. Юному скрипачу выпала честь играть перед маэстро, который, оценив талант мальчика, предложил ему продолжить обучение в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени Чайковского.

Профессиональная карьера продолжилась в Лозаннском университете музыки в Швейцарии, где Шернияз живет уже семь лет и сегодня получает вторую магистерскую степень. В 2013 он параллельно отучился во Флорентийской высшей школе музыки у профессора Павла Верникова.

Свой первый международный конкурс 24-летний виртуоз выиграл еще в 2002. С тех пор коллекция наград стремительно росла, включая звания лауреата престижного международного конкурса молодых скрипачей имени Кароля Липинского и Генриха Венявского и лауреата национальной премии «Тарлан».

- Количество наград зачастую не является показателем того, насколько хорош музыкант. Как в жизни встречаются самые разные люди, так и у каждого музыканта своя манера исполнения. Так что все призы – это скорее инструментальная оценка, – скромно объясняет Шернияз.

Идейный вдохновитель

В 2015 Шернияз стал инициатором создания и художественным руководителем нового оркестра камерной музыки «Молодые солисты Евразии», в который вошли музыканты от 18 до 30 лет из разных стран Европы и Азии. Всего в оркестре 25 человек, но, ввиду того что каждый исполнитель также занимается сольной деятельностью, на выступлениях и концертах обычно играет 15–18 инструменталистов.

Шернияз всегда хотел чаще выступать с коллегами.

- Очень важно иметь опыт сотрудничества с разными музыкантами. На фестивалях трем-четырем солистам приходится за несколько дней формировать трио или квартет. Мы основным составом выступаем как в камерном режиме, так и на масштабных мероприятиях, – рассказывает скрипач.

Более того, по его словам, в оркестре всегда больше возможностей выбора произведений, что, в свою очередь, влияет на опыт исполнителя.

- Оркестр, особенно камерный, похож на большую семью, где каждый играет важную роль. Мы очень сильно отличаемся друг от друга – у нас разные школы, идеи. Самая главная задача – найти интерпретацию, устраивающую всех. Это требует терпения, дипломатии и гибкости, – говорит собеседник.

Он подчеркивает, что существует неправильное представление о музыкантах в оркестрах – многие считают, что они хуже, чем солисты. На самом же деле работа в команде заведомо отличается от индивидуальной игры и требует наличия других качеств, например способности подобрать общее звучание. В сольном исполнении запас знаний о разных видах классической музыки и опыт камерных выступлений влияют на возможность интерпретации.

- Два разных опыта не мешают, а, напротив, дополняют друг друга, – констатирует Шернияз. – Должность художественного руководителя интересует меня из-за непосредственного контакта с публикой. Мне нравится не только участвовать в организации, но и общаться со слушателями и понимать, для кого мы исполняем музыку.

Шернияз Мусахан
Фото: Андрей Лунин
Шернияз Мусахан

Оркестр «Молодые солисты Евразии» работает в двух форматах: принимает приглашения от фестивалей и городской администрации или самостоятельно организовывает концерты. В первом случае оркестру предлагается программа, в которую возможно внести некие корректировки. Во втором варианте список произведений составляется самими музыкантами. Процесс подготовки к таким выступлениям начинается с договоренности с залами и попытки подобрать план и время, удобные для всех участников. Далее следуют репетиции. Среди последних самостоятельных проектов – тур по Швейцарии во второй половине ноября 2017, репетиции к которому велись в течение первых двух недель месяца.

Существует еще один вариант выступлений – постоянная резиденция в одном городе.

- В таких случаях обычно подготавливается абонемент для зрителей на год, в течение которого оркестр дает примерно 12 концертов, – описывает структуру собеседник. – Может появиться спонсор, но чаще всего все держится на государственной поддержке. У нас пока нет планов «прикрепляться» к определенному городу, так как каждый занят сольными проектами.

Культурный диалог

Нет ничего плохого в том, что искусство зависит от спонсорства и государственной поддержки, считает Шернияз, ведь так было всегда. Во многих странах, в том числе и в Швейцарии, на законодательном уровне предусмотрены налоговые поблажки для компаний, поддерживающих культурные проекты. Оркестр казахстанского скрипача получает помощь от городской администрации или кантонального правительства (крупнейшая государственно-административная единица Швейцарской Конфедерации). Так, концерт оркестра «Молодые солисты Евразии» в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла в Алматы в 2015 в основном спонсировался швейцарской стороной.

- Я считаю, что контакт и диалог с государством необходимы, потому что каждая страна известна именно своими музыкантами, художниками, писателями, архитекторами и композиторами. Партнерство важно как для искусства, так и для государства, – делится мнением исполнитель.

В Швейцарии предусмотрена стандартная ставка оплаты труда музыкантов – 120 франков за три часа репетиций или игры (1 франк равен $1,02). Цена билетов практически не влияет на заработок. Члены городских оркестров чаще получают ежемесячные зарплаты.

Если в странах постсоветского пространства музыкант добивается концертов собственными усилиями, то в Европе он в основном осуществляет деятельность через специальные агентства, заинтересованные в наращивании популярности артиста и получении прибыли от рекламных контрактов с его участием. Шернияз старается не сотрудничать с подобными фирмами, ведь, по его словам, они часто диктуют свои правила, программу, требуют играть с музыкантами из своего же списка и пытаются соответствовать спросу публики.

- Искусство не вписывается в рыночный закон спроса и предложения. Главная задача – не соответствовать потребностям людей, а поднимать духовный уровень населения. Искусство должно взывать к лучшим качествам каждого из нас, – рассуждает молодой маэстро.

Индивидуальный подход

Уважение к музыкальному искусству прослеживается и в трепетном отношении к наследию классических произведений.

- Я интересуюсь исследованиями космоса, новыми открытиями в квантовой физике, но порой мне кажется, что, исполняя музыку таких великих композиторов, как Бах и Бетховен, мы намного ближе к ответам на вопросы, чем наука, – с восхищением рассказывает Шернияз. – Именно музыка прошла сквозь пространство и время, способна перенести слушателя в прошлое, понять мысли и чувства людей другой эпохи.

По его мнению, гибкость мышления и умение разговаривать с любым человеком посредством исполнения – самые главные качества, необходимые современным музыкантам. Важно создать диалог через игру.

- Музыка – это довольно интимная материя, – считает Шернияз. – Интерпретация любого произведения подразумевает непосредственный контакт с публикой, где инструмент является лишь средством общения.

Тем не менее Шернияз старается не обращать прямой взгляд в зал во время выступления, чтобы не нарушить контакт с другими инструменталистами. Играет он всегда акустически на то пространство, в котором находится – исполнение зависит от параметров зала. Находит восемь углов помещения, будь то маленькая или большая комната, и концентрирует звук в этих пределах.

Среди любимых исполнителей казахстанца – виолончелист Стивен Иссерлис и скрипач Гидон Маркусович Кремер. Оба на протяжении карьеры меняли свою интерпретацию. «Прозвучит абстрактно, но я равняюсь на того человека, который каждый день стремится стать лучше», – с улыбкой говорит собеседник.

Творческие амбиции Шернияза и музыкальные цели – понять и пройти как можно больше произведений. Он пока не задумывается о композиторской карьере, но пишет каденции к скрипичным концертам (импровизация исполнителя на существующее произведение). Артист пока не может сказать точно, вернется ли в Казахстан:

- Я не загадываю далеко. Сегодня основная часть концертов приходится на Европу, но я не исключаю другие варианты. Думаю, что слушателя, любящего музыку, я бы нашел и в Казахстане.

Конкуренция в Европе, естественно, выше, чем на родине. Но в большинстве случаев она идет на пользу артистам, которые могут обмениваться творческими идеями, вдохновляясь игрой друг друга.

- Для того чтобы получать приглашения среди большого количества музыкантов, надо быть дисциплинированным, – считает Шернияз. – Многим артистам не хватает этого. Я же очень свободолюбивый человек и, когда понял, что мне важно самому принимать творческие решения, смог организоваться. Но и это был скорее эволюционный процесс.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить