Мурат Дильманов: Художникам достаются крошки со стола владельцев сырьевого придатка

12995

Разговор с самым известным карикатуристом Казахстана шёл о городской скульптуре, политике в сфере искусства и о том, за какую карикатуру могут убить

Фото установленной ещё в 2017 у алматинского роддома скульптуры «Мать и дитя» вызвало недавно поток остроумия в соцсетях. «Фейсбукеры» делали «фотожабы» и вспоминали столь же неудачные примеры оформления городских улиц. Младенец а-ля Бенджамин Баттон, как и только появившаяся эмблема Года молодёжи, тут же стал объектом для Мурата Дильманова и поводом спросить его мнение об уровне казахстанского искусства и уровне жизни его представителей.

 
"Юный казахстанский Гагарин"

F: Мурат, почему у нас уличная скульптура в большинстве именно такого уровня?

- Идеи для городской скульптуры в последнее время очень даже хорошие, и «Гадалка на бобах», и «Гагарин», и даже «Мать и дитя». Но все сводится к плохому исполнению, вкусовщине в угоду конъюнктуре. Абсолютное игнорирование экспертного мнения у заказчиков.

F: Казалось бы, акимат создаёт общественные советы, советуется с городскими активистами. Что нужно делать, чтобы public art стал действительно искусством?

"Год молодёжи в Казахстане"

- Нужно наладить диалог с независимыми специалистами. Вернее, надо создать независимый худсовет. И проводить прозрачные конкурсы и прозрачные народные голосования.

F: Какая бы скульптура понравилась алматинцам? А какая — вам?

- Я не знаю, какая скульптура понравилась бы алматинцам, но вкус надо формировать хорошими примерами не только реализма. Из последних - Белка. Хоть она вызывает споры у наших скульпторов и сомнительна для алматинцев.

F: Как бы вы назвали госполитику в сфере искусства и какой она должна быть по вашему мнению?

- Госполитика, по-моему, делает корявые попытки быть в тренде современного искусства, будучи полным невеждой. Можно назвать примерно так: «Былинно-героический эпос в бронзе, отлитый по тендеру в Китае».

F: Вы говорили о том, что у нас народу не прививают художественный вкус, не просвещают в современном искусстве. А учат ли этому в художественных училищах и вузах? Каков вообще уровень образования в сфере искусства в Казахстане?

- В некоторых вузах учат художественному ремеслу, но практически не развивают художника в контексте современного окружающего мира и тенденций. Только советская школа реализма. Очень много случайных людей около искусства. Вузы готовят очень посредственных, узко заточенных обслуживать правительство художников. Много коррупции даже при поступлении. Мне рассказывали случаи, когда преподаватели дорисовывали за абитуриентов вступительные работы.

У нас принято, чтоб искусство было предельно понятным, таким «рабоче-крестьянским» или «батырским». Всё, что выходит за рамки этого, не в цене.

F: Карикатурист — это...

- Карикатурист - это художник, имеющий свое мнение. А не француз в берете.

F: Почему вы выбрали именно это поле деятельности?

- Мне нравится выражать свои мысли через картинки. Говорящие картинки - это интересно.

Политика (как принимают решения чиновники с нурсультом мозга)
Политика (как принимают решения чиновники с нурсультом мозга)

F: По какому принципу вы выбираете темы для карикатур?

- Если честно, выбираю спонтанно. Нет такого, что на этой неделе я нарисую столько-то карикатур. Я свободный художник и могу себе позволить рисовать не только карикатуры.

F: Как-то вы сказали: «Cвою первую тысячу долларов я заработал именно на карикатуре». Продолжаете зарабатывать?

- Нет. Карикатура перестала приносить реальных доход. И я как-то перестал принимать участие в конкурсах. Чаще стали приглашать в жюри.

F: Вы уже говорили, что профессия художника в Казахстане — не прибыльная. Чем ещё может заработать художник?

- Придворные художники, или, как я их называю, обслуживающий персонал, живут очень неплохо, так как практически во всех сферах у нас заказчик - государство. А остальным достаются крошки со стола владельцев сырьевого придатка.

F: По идее художник должен продавать свои произведения. Какую самую большую сумму вы получили за свою картину?

- Я иллюстратор. И цифровой художник. В отличие от классических художников - живописцев или скульпторов - мои работы не так дороги на рынке. Если говорить про максимальную цену, которую мне платили за цифровую иллюстрацию, это примерно $900, если это касается заказов, не конкурсов.

"Когда летаешь алматинским общественным вертолётом"

F: Воруют ли ваши карикатуры?

- Подворовывают. Чаще это паблики в сети. Свой уникальный контент делать очень сложно, они это знают.

F: Для вас ваша слава — это...

- Моя слава - моё богатство (смеётся).

F: У вас есть конкуренты?

- Настоящих карикатуристов Казахстана я не могу называть конкурентами - это мои собратья или солагерники.

F: Как продвигается проект с вашей выставкой?

- Выставка у меня опять застопорилась. Чаще места, где я хочу сделать выставку, боятся портить отношения с акимом либо очень дороги для меня.

F: Вы хотите уехать? Если да, то в какую страну?

- Я подумываю об отъезде, но потом одумываюсь. И говорю себе: тут твоя родина. Но я бы хотел своим детям лучшей участи. Хотелось бы, чтобы мои дети жили в стране с защищённым будущим.

Не могут сторожевые собаки принимать самостоятельные решения, не озираясь на хозяина.
Не могут сторожевые собаки принимать самостоятельные решения, не озираясь на хозяина.

F: Если вас убьют, то за какую карикатуру?

- Если меня убьют, то точно не за карикатуру. С большей вероятностью это может произойти где-нибудь на пешеходном переходе. Берегите себя.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить