С какими вызовами сталкиваются казахстанские актеры

19663

Профессия актера на первый взгляд кажется весьма привлекательной: съемки в фильмах, интересные путешествия, множество поклонников и долгожданная слава. Однако не все так безоблачно

Аружан Джазильбекова
Фото: Андрей Лунин
Аружан Джазильбекова

К примеру, казахстанским актерам приходится сталкиваться не только с такими типичными для профессии сложностями, как выбор интересной роли, прохождение кастинга, но и зачастую напрямую вести переговоры с продюсерами об условиях работы, заниматься ведением всей бумажной волокиты, связанной с ней, и пр.

Известные казахстанские актеры Санжар Мадиев и Аружан Джазильбекова, не только успешно зарекомендовавшие себя в казахстанской киноиндустрии, но и проявившие свои таланты в зарубежном кинематографе, рассказали об особенностях актерского ремесла в Казахстане.

По словам актеров, главная проблема – поиск качественного материала, с которым хотелось бы работать, отсутствие хороших сценариев и низкая оплата труда.

- В отличие от своих западных коллег нашим актерам сложно прокормить себя и свою семью с такими гонорарами. Продюсеры снимают низкобюджетное кино, понимая, что нет смысла вкладывать большие деньги в местный рынок – они не окупятся. Получается замкнутый круг, – сетует Мадиев.

Поэтому многим актерам приходится искать источники дополнительного заработка – выступать на мероприятиях, работать телеведущими, каскадерами, вторыми режиссерами и пр.

Говоря о казахстанской киноиндустрии, актеры заостряют внимание на непрофессиональном подходе к работе, особенно в подготовительном периоде и продакшене фильма, частых сокращениях бюджета картины при желании сделать все в срок и выпустить коммерчески успешный фильм.

- Пока я бы не стала называть наше кино «киноиндустрией», потому что нет признаков индустрии: кинорынок небольшой, недостаточное количество кинотеатров в стране, отсутствие реальной конкурентной среды. К тому же процесс подготовки и выпуска фильма проходит стихийно, из-за чего страдает его качество, – считает Джазильбекова. – Я часто настаиваю на том, чтобы мне заранее прислали сценарий, а не за день до начала съемок. Даже такие банальные вещи приходится отстаивать.

С ее мнением согласен и Мадиев, отмечающий, что в связи с частым урезанием бюджета продюсерам и режиссерам приходится придумывать выход из сложившейся ситуации.

- Существует несколько вариантов: первый – не снимать фильм вовсе, второй – снимать, пытаясь сделать из него «конфетку», работая всей командой на износ, понимая, что вы ничего не заработаете на этом, и третий вариант – снимать, будто ты «робот-инопланетянин», и все, что происходит на этой Земле, тебя не интересует, у тебя есть своя «миссия». Такой подход встречается чаще, – рассуждает Мадиев.

Сейчас популярными жанрами в казахстанском кино являются комедии и боевики, похожие на западные и голливудские фильмы.

- Наше кино развивается по псевдоамериканскому типу: в производство и прокат фильма вкладывают немалые средства, но все же недостаточные по западным меркам, в результате получается некачественный продукт, который не интересен ни в Казахстане, ни за рубежом. Поэтому нашего зрителя очень тяжело завлечь на отечественные фильмы, – рассуждает Мадиев. Однако, по его словам, сейчас многие перенимают опыт киргизских и узбекских коллег, снимая низкобюджетные комедии и мелодрамы.

Кроме того, возникают сложности и с восприятием отечественной картины аудиторией. Сняв фильм с продуманной сюжетной линией и вложив нужные средства в его продвижение, продюсеры могут столкнуться с негативной реакцией аудитории на него.

- Мы хотим смотреть зарубежные фильмы со всеми их грехами и пороками, а в своем кино все должно быть «стерильно», а значит, неинтересно, – рассказывает Мадиев.

Как считает Джазильбекова, образ женщины в казахстанском кинематографе также весьма однотипен: зачастую покладистая, «домашняя», чистая и непорочная – словом, «неживая» женщина.

- Есть три распространенные женские роли: образ милой девушки, заботливой мамы, мудрой бабушки. Все образы положительных героинь хрестоматийны, без страсти, пороков и недостатков. А ведь у нас много успешных, независимых, амбициозных и целе­устремленных женщин, – считает Джазильбекова.

Отсутствие на рынке профессиональных агентств, представляющих интересы актеров, еще одна особенность казахстанской киноиндустрии.

Санжар Мадиев
Фото: архив пресс-службы
Санжар Мадиев

Агентства выполняют ряд функций: осуществляют поиск перспективных предложений, ведут переговоры с продюсерами о гонораре актера, составляют договоры, что позволяет актеру не волноваться о юридических, финансовых вопросах, а полностью сконцентрироваться на работе. Но в Казахстане, как рассказывают актеры, рынок еще не готов к работе через агентства. Наличие у артистов собственного агента воспринимается как признак некоей «звездности» или лишнее звено в переговорах, особенно когда речь заходит о гонораре. Кинокомпаниям легче напрямую договориться с ними.

- Вести переговоры с режиссером касательно условий работы, гонорара совершенно некомфортно и очень неприятно. Когда этим занимается профессиональный агент, это ограждает актера от рисков и переживаний, – считает Джазильбекова.

Санжар добавляет, что в некоторых кинокомпаниях существуют даже специальные департаменты, определяющие гонорар за один съемочный день для актера, что не практикуется ни в одной стране мира и считается дикостью.
Все же, несмотря на имеющиеся трудности, актеры признаются, что их профессия позволяет окунуться в увлекательный мир искусства, познакомиться с наиболее талантливыми, интересными людьми, прожить сразу несколько жизней. Актеру можно перевоплощаться в разные образы и почувствовать себя совершенно другим человеком.

- Актерское мастерство – это наука о жизни, о том, как человек ведет себя в разных ситуациях, как относится к жизненным вызовам и воспринимает происходящее вокруг него. Важно быть наблюдательным, коммуникабельным, разносторонне развитым человеком и тонким психологом, – объясняет Аружан.

Как рассказывают звезды казахстанского кино, уверенность в себе, любознательность, упорство и самосовершенствование – важные качества, которые помогут построить карьеру.

- Обычно мы шутим, что быть актером – словно пройти армию: большую часть времени ты находишься в «полевых» условиях, должен уметь стрелять, ездить верхом, петь, танцевать, быть в хорошей физической форме, разбираться в абсолютно разных вопросах, быть начитанным и уметь перевоплощаться, – рассказывает Мадиев.

Ему вторит Джазильбекова, говоря, что для актрисы очень важно быть настоящим фанатом своего дела и обладать большим запасом терпения.

- Вы можете полгода сидеть без работы, и в этот период нужно быть особенно дисциплинированным, оттачивать свое мастерство и развивать новые навыки, – говорит актриса.

К тому же необходимо уметь заводить интересные знакомства. Вы никогда не узнаете, кто и когда окажется вам полезным или сыграет важную роль в вашей карьере. Умение налаживать контакты с людьми, при этом оставаясь искренним и честным, однозначно поможет вам и откроет доступ к интересным проектам.

Для того чтобы удачно пройти кастинг и получить заветную роль, кроме обаяния, привлекательной внешности и наличия разных навыков нужно соблюдать важные правила, которыми поделились герои статьи.

Во-первых, никогда не опаздывать на пробы. Во-вторых, заранее подготовиться к роли, обладать информацией касательно режиссеров, команды, кинокартины. К примеру, если вы пробуетесь на роль персонажа в историческом фильме, нужно знать события той эпохи, жизнь героя, традиции и нравы того времени. В-третьих, стараться не нервничать и быть собой.

Если вас все же не утвердили на роль, не следует расстраиваться. Как рассказывает Джазильбекова, неудачи на пробах не означают, что вы менее талантливый актер, возможно, вы просто не подходите на эту конкретную роль. Но ваше терпение и труд однозначно окупятся.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить