Зачем режиссёр «Ирины Кайратовны» в медресе пошёл учиться

28829

Какую роль играют ислам, этнофутуризм и комиксы в творчестве коллектива

ФОТО: © Андрей Лунин

Участники рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» 2020 года – творческий коллектив «Ирина Кайратовна» (Азамат Маркленов, Алдияр Жапарханов, Илья Гуменный и Жасулан Онгаров) – настоящие звезды казахстанского интернета. Понятно это стало в тот момент, когда их клипы, скетчи и песни стали обсуждать не только в локальных фан-пабликах или комментариях на персональных страницах, но и в СМИ, и даже в достаточно «немолодежном» Facebook. Два последних клипа – «5000» и Wu Kang – набрали суммарно более 17 млн просмотров во многом благодаря тому, что несут глубокий социальный подтекст, а обилие «пасхалок» заставило зрителей придумывать теории и вести дискуссии на форумах.

Клипы «Ирины Кайратовны» отличаются от других отечественных видео­музыкальных продуктов смелостью режиссерских решений. Например, в выпущенном год назад клипе Ne Angime режиссер коллектива Куаныш Бейсеков решил оживить обложки культовых хип-хоп-альбомов последних 10 лет – от Damn Кендрика Ламара до The Life Of Pablo Канье Уэста, при этом сохранив казахский национальный колорит.

С каждым разом что картинка, что сам посыл у ребят будто проходят определенные этапы развития – если вначале они снимали юмористические скетчи и не стеснялись «низкого» юмора и матов, то теперь воссоздают картину реалий Казахстана. В клипах можно найти размышления о бытовом насилии, о коррупции и даже о любви. Куаныш, или, как его называют ребята, Кука, – один из главных героев «Ирины Кайратовны», хоть и находится за кадром. Именно он развивает возникающие идеи и визуализирует их.

Таразские комиксы

Куаныш на первый взгляд кажется человеком, которого интересует абсолютно все. Оказавшись на знаменитой крыше редакции Forbes Kazakhstan в Алматы, он «сканирует» окружающий ландшафт и спрашивает, можно ли залезть еще выше: «Просто я всегда нахожусь в поиске уникальных локаций».

Собеседник признается, что на самом деле особого интереса к кино у него никогда не было. Он вырос в семье инженеров в Таразе и увлекался в детстве только комиксами. «Однажды еще в школьные годы ко мне приехал друг из Алматы с комиксом «Человек-паук». Я прочитал и очень сильно захотел покупать такие комиксы, но в начале нулевых денег у нас особо не было, да и подобных комиксов в городе – тоже. Мама, чтобы подзаработать, тогда продавала косметику по каталогам и покупала мне комиксы «Микки Маус», – вспоминает Куаныш. Позже он начал ездить в Алматы к родственникам и заодно скупал все новые комиксы. Это увлечение продолжилось и после переезда в Астану в 2007. Куаныш откладывал деньги, предназначенные на обед, и покупал на них новые супергеройские истории. В будущем это отразится на его режиссерской стилистике.

То, что также влияет на творчество Бейсекова сегодня, – религиозность. Когда он учился в седьмом классе, уже в Астане, то поступил в медресе, чтобы выучить арабский язык. «У меня есть статус хаджи. Я был в Мекке и Медине, прошел малый хадж», – рассказывает собеседник.

Куаныш признается, что не может назвать себя общительным человеком. В детстве близких друзей не было, как и приятных моментов, связанных со школой, которые он часто менял. «Меня никто не понимал, и я ходил сам по себе. Да и так было комфортнее», – говорит режиссер.

Впервые он взял в руки камеру только в 2010. Учитель экономики, который преподавал в столичном лицее, в свободное от работы время занимался фото- и видеосъемками на тоях. Однажды Куаныш увидел, как тот редактирует фотографии на компьютере. «А я хорошо научился на тот момент редактировать фото, сказал: давайте буду вам помогать», – вспоминает собеседник. Преподаватель согласился, и по выходным они стали подрабатывать на торжествах вместе.

Два года Куаныш снимал тои. «Появилось желание снять что-то свое. Но на тоях ничего такого не сделаешь, поэтому я ушел», – говорит он. В 2012 юноша поступил на механико-математический факультет ЕНУ им. Гумилева, на специальность «математическое и компьютерное моделирование». Какое-то время, объясняет Куаныш, действительно хотел стать математиком.

КВН и ИК

Впервые нынешний состав «Ирины Кайратовны» собрался именно в стенах ЕНУ. Ребята сдружились, поскольку вместе играли в КВН в команде «Сборная ЕНУ» – не выступал только Куаныш, он занимался съемками игр. В эти годы у него уже появилась своя небольшая продакшен-студия, поскольку параллельно с учебой он занимался коммерческой съемкой для компаний.

ФОТО: © Сардар Баймолдин

В 2015 Куаныш познакомился с Венерой Байжигитовой – основателем популярной школы языков Global Student Center. Считает, что работа с ней – поворотный момент в его карьере. «Мы очень много путешествовали. Благодаря Венере я увидел 30 стран, мы снимали студентов, я общался с ровесниками, делал обзоры университетов, зарядился энтузиазмом и энергией», – вспоминает он. По словам Куаныша, Байжигитова стала для него словно второй мамой – рассказывала личные истории, делилась взглядами на жизнь и на мир. «У меня есть друзья, которые недавно снимали для нее, они говорят, что мы очень сильно похожи», – улыбается режиссер.

После окончания университета Алдияр, Жасулан, Азамат, Илья и Куаныш решили вместе продолжить делать то, что у них, как оказалось, получается лучше всего, – заниматься творчеством, шутить. Весной 2017 вышла первая юмористическая программа «Шоу Ирины Кайратовны» с громким подзаголовком «Новая эра казахстанского Ютуба». «Очень трудно объяснить, как это возникает и как появился наш стиль. Просто мы совпали по «вайбу», у нас одинаковые взгляды на юмор и интересные темы. Все пошло из КВН, это такой легкий угар, где нет никаких границ», – объясняет Азамат Маркленов.

Механизм создания шоу, говорит Куаныш, несложен, поскольку между членами коллектива есть синергия. Структурирует шутки, строит их «тело» Алдияр Жапарханов, остальные подхватывают, а Куаныш придумывает, как их можно изобразить, а иногда усилить. Кроме того, ребята признаются, что вдохновлялись британским юмористическим сериалом «Монти Пайтон».

За три с небольшим года они выпустили 13 серий «Шоу Ирины Кайратовны» и собрали более 28 млн просмотров. Суммарно их аудитория превысила миллион человек, а в среднем каждый музыкальный клип собирает от 1 млн просмотров. Их знают почти все в Казахстане и многие в СНГ.

Девочка с брекетами

Два последних года «Ирина Кайратовна» не выпускает юмористических шоу, сегодня команда строит карьеру музыкантов-рэперов на собственном лейбле «ГОСТ Music». Куаныш замечает, что многие думают, будто он в первую очередь клипмейкер. Однако сам он все же считает себя режиссером, хоть и согласен, что снимать клипы значительно легче, чем фильмы, здесь ему помогает детское увлечение комиксами. «Все клипы я тщательно продумываю, пишу сценарии. Но какие-то вещи могут возникать и на съемочной площадке», – рассказывает Куаныш.

Под самый Новый год, 29 декабря 2020, вышел клип «5000», после которого у аудитории изменилось восприятие «Ирины Кайратовны» и того, что ребята делают. По сути, это отклик на события минувшего года. По словам Куаныша, в прошлом году у казахстанцев было много трагедий и трудностей, но никто во власти ничего так и не сказал ободряющего, сочувственного, никто не извинился. «Я ждал этого от президента, допустим. Но ничего не произошло, никто не сказал: простите, что так вышло, но теперь будет все хорошо, есть вот такой план», – поясняет собеседник.

При этом Куаныш считает, что этим клипом они скорее помогли государству, поскольку дали понять «людям из правительства»: если те сделают своим гражданам плохо, то потом придется за это отвечать. «Мы показали – есть то, что мы не забудем», – заявляет режиссер. Кроме того, он полагает, что клип даже снизил градус напряжения и недовольства в обществе: его увидело 14,8 млн человек, которые смогли спустить пар в комментариях, поспорить и разобрать увиденное.

По утверждению Куаныша, бывает, что до команды и их менеджера доходят претензии с левого берега Нур-Султана, однако их это не беспокоит. «Знакомый рассказал, что застал своего отца – генерала КНБ за просмотром клипа «5000». Спросил, зачем тот это смотрит, а отец отвечает: на работе сказали», – смеется режиссер.

В феврале этого года вышел еще один клип – Wu Kang, который, на первый взгляд, о том, как Казахстан «разбирают на кусочки» Россия, Китай и США. Прямо в тексте об этом не говорится, но посыл прослеживается. В комментариях к клипу возникают самые разные толкования, и Куаныша это забавляет, нравится. «На самом деле мы ведь говорим не столько о внешних угрозах, сколько о наших собственных комплексах. Мы часто обвиняем соседей: мол, у нас земли хотят отобрать – так вы сами эти земли возьмите и сделайте на них хоть что-то толковое», – рассуждает собеседник. Провоцировать такого рода дискуссии, на его взгляд, очень важно, потому что это влияет на рост народного самосознания.

ФОТО: © Андрей Лунин

Куаныш сравнивает нынешний менталитет казахстанцев с 15-летней девочкой с брекетами, прыщами и в очках, которая вечно ждет одобрения старшеклассников. «Мы – как Тирион из «Игры престолов», которого жестко загасили и который не может после этого подняться. Но если почитать историю, мы раньше были другим народом. Думаю, надо к этому возвращаться, к истокам, – заявляет режиссер. – Многие думают, что мы были примитивными кочевниками, но ведь это не так – была серьезная философия, решения принимались взвешенно и справедливо на суде биев или на курултае».

Визуализация истории

В январе Куаныш представил свой первый 23-минутный художественный фильм «Шоқан». Он демонстрирует, как в нашем далеком будущем – разумеется, с летающими машинами и футуристическими небоскребами – детей учат истории Казахстана. Учитель в режиме виртуальной экскурсии рассказывает о голодоморе в казахской степи 30-х годов ХХ века. Детали реалистично передают весь ужас и отчаяние гибнущих людей.

Эксперт по медиа, доктор филологических наук Газинур Гиздатов в своей рецензии отметил, что, помимо исторической злободневности и продуманной художественной формы, это редкое по своей искренности высказывание молодого поколения о прошлом страны. «И оно совпало не только с настроениями казахстанского зрителя, но и с эстетическими вкусами современной публики, которая за последние три десятилетия устала от лжи и пафоса околоюбилейных и исторических сюжетов от «взрослых» творцов», – написал он.

Куаныш рассказывает, что, когда задумывал сценарий, сразу решил: основной аудиторией фильма будут дети и подростки, «хотя мог бы снять для взрослых, более мрачно». Он стремился, чтобы фильм заинтересовал ребят, которые следят за творчеством «Ирины Кайратовны». «Было бы классно, если бы эту короткометражку показали детям в школе», – говорит режиссер. Он считает, что молодежи сложно представить события тех лет, только читая учебник.

В ближайшем будущем Куаныш планирует снять свой первый полнометражный фильм. При этом собирается ориентироваться не на рынок Казахстана, где «из-за маленького населения почти любая некоммерческая история проваливается». «Наша цель – международные фестивали», – заявляет собеседник. Он в принципе убежден, что казахской творческой молодежи следует сразу ориентироваться на международную публику, иначе заработать будет трудно. Однако сам все равно хочет рассказывать о нас и нашей культуре, называя направление, в котором работает, этнофутуризмом.

«У нас много целей. Вообще, мы хотим изменить мир, но нашей жизни для этого не хватит. Так что наша цель – хотя бы изменить Казахстан. Это касается не только культуры, а всей жизни. Сегодня «Ирина Кайратовна» – это не только про рэп или музыкальный скетч-проект», – говорит Куаныш.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить