Как казахстанский стартап обучает программированию школьников и учителей

16532

Okoo – цифровая платформа, на которой доступны курсы программирования для всех желающих

Динмухамед Джунусов
ФОТО: Еламан Кусайын
Динмухамед Джунусов

Как и многие родители, отец алматинца Динмухамеда Джунусова мечтал, чтобы тот получил диплом хорошего зарубежного университета. Сын приложил все усилия для этого. Окончив Республиканскую физико-математическую школу в 2011-м, участник множества олимпиад поступил в малайзийский кампус австралийского Swinburne University of Technologies. В тот момент юноша из далекого Казахстана едва ли предполагал, что идеи основателя учебного заведения Джорджа Суинберна, видевшего свою миссию в обеспечении равного для всех доступа к техническому образованию, станут близки ему настолько, что воплотятся в собственный стартап – цифровую школу программирования Okoo.kz.

Дорога к знаниям

После трех лет обучения Динмухамед устроился на работу в расположенный в Куала-Лумпуре офис международной канадской компании Manulife. А спустя два года, в 2016-м, принял решение, которое многим могло бы показаться очень странным: оставить высокооплачиваемую работу и налаженный быт в Малайзии и вернуться на родину, чтобы развивать IT-образование в Казахстане, а в будущем, возможно, и за его пределами.

«Работая в большой компании, рано или поздно начинаешь понимать, что твой личный вклад в общее дело, твоя вовлеченность не так уж велики. Мне же хотелось заниматься чем-то, что принесет реальную пользу людям, окажется для них по-настоящему ценным. Кроме того, я видел, что устроиться на высокооплачиваемую работу хотели бы многие, но по разным причинам не все получают необходимые для такой работы знания. Решил, что смогу помочь сделать качественное обучение доступным для всех, независимо от того, какими финансовыми возможностями они располагают и где проживают», – объясняет то свое решение 27-летний Динмухамед.

После возвращения в Казахстан он преподавал в образовательных центрах, работал лектором в Казахско-Британском техническом университете, брался за подработки в качестве программиста, а в 2017 году переехал в столицу и начал работать в Назарбаев Университете в должности ассистента преподавателя. Молодому энтузиасту повезло встретить единомышленников, которые переживают за будущее отечественного образования. Проект, вспоминает Динмухамед, начинался скорее как социальная инициатива, чем финансово выгодное предприятие. На рынке к тому времени уже появились онлайн-продукты, продвигавшие решения в области образования, но они не были узкопрофильными, большинство проектов пытались охватить контент по всем школьным предметам, помочь будущим выпускникам в подготовке к ЕНТ.

«2017–2018 годы прошли под знаком поиска себя: мы пробовали разные названия, искали свою нишу на рынке образования и в конце концов решили сосредоточиться на уроках программирования и информатики. О реализации пилотного проекта договорились с одной из школ Нур-Султана. В течение нескольких месяцев проводили обучение на бесплатной основе, анализировали отзывы, пытались понять, насколько продукт соответствует запросам пользователей. А в 2019-м решили официально открыть компанию и превратить инициативу в бизнес», – рассказывает Динмухамед.

30 апреля стало официальным днем рождения Okoo – цифровой платформы, на которой доступны курсы для школьников и учителей, задания для всех, кто хочет подтянуть свои навыки в программировании.

По признанию основателя, команде Okoo повезло оказаться в нужное время в нужном месте, а точнее, задолго до пандемии и всеобщего перехода на дистанционное обучение понять, что будущее за онлайном, а интернет – самый действенный путь донести знания до сельских ребят, у которых возможности традиционного обучения сильно ограничены дефицитом педагогических кадров, но есть доступ в сеть. Для себя Динмухамед определил, что сможет считать проект по-настоящему успешным, когда школьник из отдаленного аула, регулярно занимающийся на Okoo, в течение нескольких лет наработает необходимые навыки и станет трудиться программистом не выходя из дома, в том числе брать заказы из-за рубежа.

Секреты для маленьких и больших

Поскольку контент онлайн-платформы для обучения программированию очень сильно зависит от возраста потенциальных учеников, Динмухамед с товарищами четко определили возрастной срез своей целевой аудитории, сосредоточившись на учениках 6–11-х классов.

«Мы четко фокусируемся на школьниках, на учебной программе по информатике в отличие, например, от платформы Coursera, где занятия рассчитаны на взрослую аудиторию. От возраста зависит не только контент, но и подход к обучению, поэтому мы только недавно начали задумываться над возможностью расширения аудитории наших пользователей за счет учеников младших классов и взрослых», – поясняет собеседник.

Еще одним ценным активом стартапа стала команда. По признанию основателя, ему повезло собрать талантливых специалистов, за плечами которых, несмотря на молодость, были победы в чемпионатах по программированию, опыт работы в Apple и Facebook, выполнение заказов на разработку продуктов по машинному обучению. Участники команды искренне болели за качественное образование и не уходили из проекта, хотя на первых порах возникали трудности с оплатой, порой приходилось работать на чистом энтузиазме. Преданность делу – одно из качеств, которое Динмухамед особо ценит в коллегах. Хоть это, казалось бы, звучит несовременно.

«Наши KPI проистекали из задачи помочь каждому ребенку получить доступ к качественному IT-образованию. Соответственно, первым индикатором успеха являлось привлечение большого количества пользователей и лишь вторым – обеспечение высокой доходности», – говорит собеседник.

ФОТО: Еламан Кусайын

На Okoo доступно обучение различным языкам программирования, представлен образовательный контент, теоретический материал в виде коротких роликов и дополнительные задачи. Получив задание, пользователь может выбрать язык программирования, подход к решению. Таким образом, разработчики дают ученикам возможность не просто следовать пошаговому алгоритму, но и проявлять креативный подход, без чего первоклассному программисту не обойтись. Система в течение нескольких секунд проверяет правильность решения задачи и выдает персональный фидбэк. Функционал и технические возможности платформы позволяют устраивать олимпиады по программированию. Команда Okoo уже проводила олимпиады совместно с Центром модернизации образования Нур-Султана, центром «Астана Дарыны», а также для столичных педагогов.

«На нашей платформе олимпиады проводятся прозрачно, и пользователям нравится такой формат. Раньше участники сдавали решения на внешних носителях, что не исключало влияния человеческого фактора – ту же флешку могли потерять, у кого-то могли возникнуть сомнения в справедливости судейства. У нас на платформе таблицу промежуточных результатов можно видеть на протяжении всего времени, что проводится олимпиада. Есть античитинговая система, которую мы продолжаем дорабатывать, а анализатор кода позволяет оценить и сравнить кодовую базу, определять, кто у кого списал решение», – рассказывает Динмухамед.

По его словам, разработчикам продукта, имевшим богатый опыт в программировании, с самого начала было очевидно, что трендовым и востребованным языком будет Python. Многие школы столкнулись с тем, что учителя информатики не смогли своевременно освоить этот язык программирования. Участники Okoo взялись восполнить пробел, запустив мастер-классы, семинары и курсы повышения квалификации для педагогов. Преподаватели из школ, где уже внедрена платформа, самостоятельно изучают нужные им темы. Полностью автоматизированная система оценки работ учащихся позволяет им экономить на проверке заданий до 20 часов в неделю, а система аналитики дает возможность оценить пробелы в знаниях школьников, чтобы потом отработать их. Пользователям доступен чат, в котором разработчики отвечают на возникающие вопросы. Благодаря наличию встроенного комплекса Integrated Development Environment школам нет необходимости дополнительно устанавливать Okoo: для подключения достаточно стабильно работающего интернета.

Таким образом, платформа для обучения программированию оказалась полезной и взрослым, и подросткам. Учителя информатики получили ресурс для постоянного совершенствования своих профессиональных навыков – ведь эта сфера меняется очень динамично, а в рутине школьных будней всегда есть риск упустить из виду что-то новое. У школьников же появился больший интерес к занятиям.

«Не секрет, что ученикам многих школ этот предмет раньше не был интересен, и на информатике они могли готовиться к другим урокам или вовсе играть в компьютерные игры. Внедрение Okoo с рейтинговой системой и соревновательным элементом изменило ситуацию: дети начали интересоваться программированием, им нравится видеть свою фамилию на более высоких позициях, соответственно, никто не заставляет их каждый день заходить на нашу платформу и решать задачи. Просматривая аналитику, мы видим, что многие школьники заинтересовались настолько, что даже в выходные и праздники решают задачи, в том числе дополнительные, не входящие в программу обучения. Мы чувствуем, что сделали полезный и интересный продукт, и это мотивирует работать еще больше, улучшать его», – заявляет Динмухамед.

Сегодня на Okoo зарегистрировано свыше 10 000 пользователей, более 300 из которых – учителя. Что касается активных пользователей, то статистика ежедневных посещений насчитывает более 1000 человек; еженедельно и ежемесячно платформу посещают 3500 и 5000 пользователей соответственно. Большинство постоянных пользователей – ученики и педагоги школ Нур-Султана, но за последние полгода к Okoo присоединились IT-лицеи Уральска, Актау, одна из школ Алматы. Интерес проявляют учебные заведения из других городов, инициаторы проекта прорабатывают вопрос подключения к платформе сельских школ, в которых есть доступ к интернету.

Учебные заведения могут подключаться к Okoo на условиях подписки, ежемесячная плата составляет $140, после чего доступ к ресурсу получает неограниченное количество учителей и учеников.

«Наш контент полностью соответствует поурочным планам, и зачастую преподаватели используют Okoo прямо на уроках, а во внеурочное время к платформе можно подключаться с домашних устройств», – объясняет Динмухамед.

За время существования проекта в него инвестировано около $150 000 собственных средств основателя и привлеченных инвестиций. В сентябре прошлого года в стартап при оценке в $714 000 инвестировал $50 000 сингапурский венчурный фонд Quest Ventures. В планах основателей дальнейшее привлечение инвестиций от зарубежных фондов с целью масштабирования Okoo на зарубежные рынки, в первую очередь стран СНГ и Юго-Восточной Азии.

Как отмечает собеседник, команда постоянно следит за конкурентами, у каждого из представленных на мировом рынке продуктов по обучению программированию есть свои преимущества и недостатки, но нет ничего такого, чего не смог бы реализовать в своем решении казахстанский стартап.

«Мы прекрасно понимаем, что конкуренты раньше нас вышли на рынки своих стран, к тому же им в отличие от нас не нужно делать локализацию. Но я не сомневаюсь в интеллектуальном потенциале своей команды: в техническом плане Okoo может конкурировать с зарубежными аналогами», – заявляет основатель.

Отечественный рынок из-за своего ограниченного объема вряд ли привлечет игроков из других стран, которым придется потратить много времени и денег, чтобы зайти в нишу, где уже работает местная команда. Напротив, казахстанскому стартапу выход на зарубежные рынки откроет новые возможности и доступ к несравнимо более широкой аудитории, чем та, которой Okoo располагает сегодня, уверен Динмухамед.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить