Как пройти путь от контейнера с канцтоварами до крупнейшего маркетплейса формата В2В

9749

Серийный предприниматель Даулетхан Килыбаев делится прорывными идеями для бизнеса

Даулетхан Килыбаев
ФОТО: Личный архив
Даулетхан Килыбаев

Профессиональный путь Даулетхана Килыбаева разрывает привычные шаблоны: от пастуха он дорос до руководителя самого крупного инвестиционного фонда прямых инвестиций в СНГ с капиталом более $500 млн.

- Я начал работать в 12 лет, на летних каникулах помощником пастуха, потом был охранником в детском саду, - рассказал Даулетхан. - В 17 лет, во время развала Советского Союза, организовал свой небольшой бизнес по дистрибуции и продаже продуктов питания и потребительских товаров.

После окончания университета Килыбаев начинал работать в юридической компании, но быстро понял, что сфера финансов и бизнеса гораздо интереснее. Здесь ему опять пришлось начинать с самых низов. В течение нескольких лет пройдя ступени от финансового аналитика до управляющего директора крупнейшего на тот момент холдинга в Казахстане «Астана Финанс», в 25 лет Даулетхан стал самым молодым членом правления.

- По программе «Болашак» я отучился на МБА в бизнес-школе Vanderbilt University и после этого прошел многоступенчатый отбор в международный инвестиционный банк Renaissance Capital. Там мне доверили вести сделки по слияниям и поглощениям для крупнейших клиентов в нефтегазовой, горнодобывающей промышленности и финансовой отрасли в России, Центральной Азии и на Кавказе, - рассказал предприниматель. - А после того как я инициировал регистрацию на казахстанской фондовой бирже ETF (производных ценных бумаг), которые широко использовались во всем мире, но не применялись в Казахстане, меня пригласили возглавить инвестиционное направление международного банка Credit Swiss.

В 2011 Килыбаев был избран заместителем председателя правления Банка развития Казахстана по кредитованию и инвестиционной деятельности. Работа на этой должности, уверен Даулетхан, позволила ему сделать значимый вклад в развитие экономики и инфраструктуры Казахстана.

- Под моим руководством были рассмотрены и профинансированы более 30 масштабных проектов на сумму более $6 млрд в таких отраслях, как инфраструктура, энергетика, нефтехимия, металлургическая промышленность, что позволило многим отечественным компаниям выйти на новый, международный, виток развития, - отметил он. - Самое важное – данные проекты позволили создать более 20 тысяч новых рабочих мест в различных регионах Казахстана.

Следующий этап — руководство Al Falah Growth Fund, ставшим одним из самых крупных фондов прямых инвестиций на территории СНГ.

- В 2013 году, когда я уже работал в БРК и фонде прямых инвестиций Al Falah, у меня и моих друзей появилась идея обеспечивать офисы компаний необходимыми товарами и услугами в течение одного дня. Мы видели, что онлайн-рынок развивается и за этим будущее, а сектор офисных принадлежностей продолжал работать по старинке, - объяснил Даулетхан. - Если для простых потребителей уже существовали такие онлайн-платформы, как Kaspi, Choco, Arbuz и др., то для юридических лиц, у которых есть самые разные потребности в потребительских и непотребительских товарах и услугах, качественные и сфокусированные на юрлицах онлайн-платформы отсутствовали. Удовлетворение этой незакрытой потребности имело потенциал реализоваться в очень большой и масштабируемый бизнес, не менее интересный и значительный, чем проекты, которым я занимался на тот момент. Плюс, накопив на тот момент опыт управления, анализа, финансирования и реализации разного рода инвестиционных проектов, я хотел построить с нуля не менее успешный бизнес, который бы был полезен людям.

В следующие несколько лет Килыбаев с партнерами организовали и стали развивать компанию Office Expert, изначально задуманную как интернет-магазин товаров для офиса, но со временем ставшую полноценным маркетплейсом.

- В первое время приходилось тесниться в маленьком контейнере, где мы вручную собирали разрозненные заказы, и использовать грузовик друзей, чтобы осуществлять доставку, - улыбается главный директор по инвестициям инвестфонда. - Но со временем нашей команде удалось построить бизнес, который, по нашим оценкам, сейчас не имеет аналогов на территории СНГ. В последние несколько лет обороты Office Expert растут в среднем на 40-50% ежегодно. Сегодня Office Expert - единственный проект, полностью сконцентрированный на онлайн-продажах товаров для офиса. Это,как мы считаем, позволило занять уже более 25-30% онлайн-рынка в своей товарной категории, обслуживая свыше 20 тыс. предприятий.

В Казахстане главными рынками для Office Expert являются Алматы и Нур-Султан, но компания активно расширяет географию, поставляя товары в 27 городов Казахстана и на рынок Кыргызстана. Основные склады и офисы находятся в Алматы, Нур-Султане и Бишкеке.

Даулетхан и его команда внимательно отслеживают ключевые тренды рынка и с 2020 года трансформировали стратегию компании, развивая ее в формате маркетплейса товаров для офиса.

- Общаясь с производителями, дистрибьюторами и конечными покупателями и видя их болевые точки, я понял, что необходимо создать площадку для их прямого сотрудничества, - объяснил Килыбаев. - Сейчас в партнерах Office Expert более 200 производителей и дистрибьюторов, и список ежемесячно расширяется.

Номенклатура Office-Expert состоит из девяти основных категорий, каждая из которых в свою очередь подразделяется на несколько подкатегорий. Главные – это бумага, канцелярские товары, картриджи и тонеры, хозтовары, офисная кухня, техника для офиса, мебель, товары для школы и инструменты. Оплата заказа принимается наличными, безналичными, переводом и пластиковыми картами, а доставка осуществляется в течение одного рабочего дня.

Компания работает с проверенными годами поставщиками из европейских стран, России и Китая.

- У нас ограниченный список поставщиков, потому что мы отобрали для себя самых больших и имеющих стабильный бизнес, прямых дилеров и дистрибьюторов только самых качественных товаров. Все они имеют свои учетные системы, позволяющие вести ежеминутное обновление товарных остатков и актуальных цен, - добавил предприниматель.

«Уникальное торговое предложение» Office Expert, помимо широкого ассортимента, заключается в качестве и скорости обслуживания. Компания обеспечивает консолидацию и бесплатную доставку до заказчика день в день в Алматы и Нур-Султане и 1-3 дня по всему Казахстану.

Клиентами маркетплейса являются компании и индивидуальные предприниматели из всех секторов экономики: производственные предприятия, транспортно-логистические, складские, строительные, страховые и консалтинговые компании, компании из сектора добычи и переработки нефти и полезных ископаемых и другие.

Первоначально товарный ассортимент больше фокусировался на канцелярских и хозяйственных товарах, затем, проанализировав потребности и отзывы клиентов, на платформу добавили продукты питания, технику и электронику, мебель, расходные материалы, сувениры и многое другое - более 16 тыс. наименований товаров.

Как подчеркивают в Office Expert, маркетплейс помогает также решить проблему покупателей, которые ограничены в средствах, необходимых для обеспечения офисов, производства и складов. Зачастую проблему дефицита средств они решают, оформляя займы в банках как физические лица или закладывая имущество в ломбардах.

- В конфигурации маркетплейса выигрывают все, - считает Даулетхан. - Потребитель получает товары по более привлекательным ценам, продавец – увеличение продаж, банк – новую клиентскую базу.

С переходом на модель маркетплейса растут группы товаров, предлагаемых по рекомендованной производителем цене. По прогнозам Килыбаева, доля таких товаров на платформе Office Expert (www.oe.kz) вырастет до 80%, с соответствующим расширением оборотов.

- На сегодняшний день мы видим Office Expert крупнейшим в Казахстане B2B-маркетплейсом товаров для офисов, складов и производства, обслуживающим более 20 тыс. компаний - активных клиентов по всему РК, которые регулярно покупают у нас товары и услуги. Компания входит в 25 крупнейших интернет-компаний РК по рейтингу Forbes Kazakhstan. Кроме своих товаров, представлено более 20 крупных поставщиков/дилеров по 9 товарным категориям, - называет конкретные цифры бизнесмен.

До 2024 года Даулетхан и его команда планируют охватить товарами и услугами не менее 70% действующих юридических лиц Казахстана - то есть увеличить клиентскую базу до 200 тыс. юрлиц и расширить линейку товаров с текущих 9 товарных категорий до 15-17. В компании будут рады новым партнерам, а также поставщикам и вендорам.

- Мы активно растем, наращиваем клиентскую базу, строим склады по всему Казахстану, расширяем линейку товаров, добавляем вендоров и поставщиков маркетплейса. С недавних пор начали активное расширение нашего бизнеса в Кыргызстане. В среднесрочной перспективе планируем освоение других стран региона, - обещает Килыбаев и объясняет свой энтузиазм: - Именно предпринимательство дает мне драйв от того, что этот и ряд других моих проектов позволяет развивать страну, создавать рабочие места и менять жизнь людей к лучшему. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить