Как Санжар Тайжан построил прототип бурильной машины для Илона Маска

92911

Команда молодых инженеров приняла участие в турнире Not-A-Boring Competition, организованном компанией американского миллиардера

Санжар Тайжан
ФОТО: из личного архива
Санжар Тайжан

Forbes Kazakhstan уже писал о Санжаре Тайжане. Алматинец после окончания школы РФМШ отправился на учебу в Великобританию, где окончил колледж в Кембридже, а также University Of Warwick - один из лучших вузов мира в области машиностроения и инженерии.

В свои годы он уже успел поработать в Jaguar Land Rover, а с 2017 по 2019 участвовал в проекте SpaceX Hyperloop Pod Competition. Для этого Санжар организовал студенческую команду Warwick Hyperloop, которая работала над созданием транспортной капсулы для Hyperloop. Warwick Hyperloop сумела пройти отбор из 1600 коллективов и после несколько «отсевочных» этапов попасть в число 35 лучших проектов, однако в итоге молодой команде не хватило опыта, чтобы войти в топ-20 команд и оказаться в финальной части конкурса.

24-летний Санжар Тайжан не стал унывать и продолжил применять свои навыки в конструировании и разработке новых технологий. Например, в создании первого отечественного электрокара.

И все же длительной паузы в отношениях между казахстанцем и компаниями Илона Маска не возникло. Уже в июле 2020 года другая фирма создателя Tesla - The Boring Company - объявила о старте нового конкурса - Not-А-Boring Competition. Смысл турнира заключался в проектировании и создании прототипов бурильной машины для прокладки тоннелей диаметром 0,5 метра. Оцениваться будущий прототип машины должен был по трем ключевым параметрам: скорости прокладки тоннеля; качестве тоннеля; точности проведения тоннеля из точки «А» в точку «Б».

Компания Илона Маска, помимо всего прочего, также существенно заинтересована в том, чтобы максимально снизить стоимость бурения тоннелей. Например, в Нью-Йорке прокладка полноценного тоннеля длиной в милю обойдется в $1,5–$2,5 млрд, в других штатах или Австралии это же расстояние выйдет в $600-$900 млн, в Европе или на Ближнем Востоке - $250-$500 млн, в Китае, Индии и Южной Азии - $100-$200 млн.

Новая команда Санжара - Warwick Boring
Новая команда Санжара - Warwick Boring

- Официально о старте турнира Not-А-Boring Competition объявили ночью 8 июля 2020 года - в мой день рождения. Я сразу же посоветовался с мамой и решил, что стоит подать заявку на участие в нем. Так была создана новая команда - Warwick Boring, несмотря на то, что у нас уже был один коллектив Warwick Hyperloop. В итоге в нее вошли 27 человек, большинство из них инженеры. Мы прошли два этапа отбора, отправив два доклада по нашему новому проекту: первоначальный на 30 страниц, второй - на 120 страниц. В документации мы обосновывали нашу технологию, ее преимущества, решения и так далее. Уже 17 февраля 2021 года нам объявили, что мы прошли в финальный этап и можем непосредственно заниматься созданием прототипа. Очень рад, что это удалось сделать, потому что в решающую стадию отобрали всего 12 команд из 400! - поделился впечатлениями Санжар.

Времени на празднование у Warwick Boring не было. Уже к сентябрю нужно было предоставить работающую бурильную машину, которая должна была соответствовать всем необходимым конкурсным требованиям. Так что команда работала практически в круглосуточном режиме. Сложности вызывало то, что многие из членов коллектива не могли работать над проектом постоянно - кто-то все еще учился в университете, кто-то уже работал на своей постоянной работе.

- Был этап, на самом старте, когда мы стали получать письма на электронную почту от разных авторитетных людей в нашей индустрии, что построить такой проект в столь краткие сроки будет невозможно. Но я всегда отвечал, что мы сможем это сделать. И сейчас у меня громадное облегчение от того, что мы опровергли их скепсис, - с улыбкой говорит казахстанец.

Сложившуюся ситуацию облегчали консультации с инженерами и специалистами The Boring Company и SpaceX, которые проходили каждые 2 недели.

- Мы обсуждали технические вопросы, советовались с ними, в общем, они были в курсе всех наших продвижений. Было очень интересно. Фактически они стали нашими советниками, кураторами. Эта работа ведется до сих пор, то есть мы находимся в постоянном контакте уже более 7 месяцев, - рассказал Санжар.

На испытаниях бурильной машины на полигоне в Великобритании
На испытаниях бурильной машины на полигоне в Великобритании

Не менее важным аспектом в создании бурильной машины стало финансирование. Каждая команда должна была самостоятельно найти средства для постройки своего проекта, что для вчерашних и нынешних студентов казалось невыполнимой задачей.

- Это действительно стало для нас самым большим вызовом, потому что в начале марта 2021 года у нас было ноль долларов. А для того чтобы привлекать спонсоров, нужно иметь связи в компаниях, иметь выходы на руководство крупных корпораций, которые были бы заинтересованы в наших разработках и могли бы нас профинансировать. Такими отношениями мы еще, по сути, не обросли. Первым, кто помог, оказался наш University Of Warwick. Потом мы стали выходить на бывших СЕО компаний, которые вроде и находятся на пенсии, но всё равно имеют связи, многие из них занимаются консалтингом. И через них мы стали знакомиться с крупными компаниями. Например, с компанией Bechtel Corporation - крупнейшей строительной компанией в США. Они нас поддержали финансово, сделали о нас анонсы в крупнейших медиа. Также нас поддержала BAM Nuttall - одна из крупнейших компаний в области инжиниринга. Эта компания также строит тоннели, например, большинство веток в метро Лондона построила именно она. Нам оказала поддержку и один из мировых лидеров в добыче минеральных ресурсов казахстанская компания ERG.

Всего за 5 месяцев мы провели более 80 многочасовых переговоров и презентаций с разными компаниями. Часть из них нам помогли если не финансово, то другими вещами. Отмечу, что финансирование нашего проекта было добровольное - это не венчурные инвестиции. Они нас профинансировали потому, что мы разрабатываем инновационную и уникальную технологию, которую пока еще никто не внедрял. И им самим были интересны наши разработки. В итоге к июлю мы собрали $250 тыс. от 15 спонсоров, - отметил молодой инженер.

Еще одной проблемой стала логистика. Нередко доставка необходимых компонентов и деталей затягивалась на месяц, что стопорило процесс создания бурильной машины, а ведь нужно было протестировать прототип, оценить, как он будет работать в полевых условиях, и при необходимости внести дополнительные коррективы.

- По срокам у нас всегда был дефицит времени. Приходилось все время быть на связи с поставщиками, чтобы они нас всегда ставили в приоритет. В итоге все компоненты мы получили только к 13 июля и начали строить машину. Построили ее за месяц - и уже с 12 по 18 августа на специальном полигоне в Англии мы провели наши испытания. К 20 августа наш прототип был полностью готов, хотя нам нередко приходилось вносить в проект кардинальные изменения. С самим тестированием также пришлось немного повозиться, потому что все это нужно было организовать. Вообще, было много различной бюрократии, нужно было подготовить массу различной документации, договориться о разрешениях и так далее, - отметил Санжар.

С поездкой в США из Великобритании из-за пандемии также выдались сложности. Как рассказал Санжар, чтобы из Европы попасть в Америку, нужно провести на карантине две недели в странах, не входящих в ЕС.

- В итоге 14 дней нам пришлось переждать в Румынии. Что тоже вызвало дополнительные затраты. Мы хотели отправиться в США прямым рейсом, писали письма разным чиновникам Великобритании, писали в The Boring Comany, но ничего не получилось, - развел руками собеседник.

Финал турнира The Boring Competition прошел с 6 по 12 сентября в Лас-Вегасе. Для этого там построили специальную зону для 12 команд, где одним из конкурентов был MIT. Правда, дойти до решающего момента удалось не всем коллективам - 4 команды не смогли предоставить свой прототип из-за разных причин: кто-то не нашел деньги, кто-то просто не успел довести проект до логического конца.

Команда Warwick Boring в финальном этапе конкурса в Лас-Вегасе
Команда Warwick Boring на финальном этапе конкурса в Лас-Вегасе

- В первые 5 дней команды собирали свои прототипы - к месту назначения они прибыли в разобранном состоянии, - а уже 12 сентября мы должны были начать бурить тоннели. Однако организаторы разрешили бурить только одной немецкой команде, которая успела быстрее всех пройти все проверки на технику безопасности. У них и бюджет был больше в 3-4 раза, чем наш, да и в составе у них было 60 человек, которые работали на постоянной основе над этим проектом целый год. Чуть позднее мы, а также еще две команды также смогли сдать эти нормативы по безопасности. Остальные команды этого сделать так и не сумели. В итоге Warwick Boring оказалась в топ-4 команд, успешно прошедших все необходимые проверки, - добавил участник рейтинга «30 моложе 30».

В конечном результате команда Санжара Тайжана разработала бурильную машину и технологию, которая способна прокладывать 30-метровый тоннель диаметром в 0,5 метра всего за 3,5-4 часа. Иными словами, скорость машины составляет 150 мм/мин.

- Конечно, наш прототип можно увеличить в размерах, а значит, увеличить и диаметр тоннеля. Безусловна и экономическая эффективность нашего проекта, который заключается не только в создании бурильной машины. Согласно нашим расчетам, увеличенная система будет в 10 раз дешевле, чем традиционные машины, которые требуют от $100 млн до $1 млрд на милю для строительства тоннелей. Кроме того, наше преимущество заключается в скорости. По нашим расчетам, увеличенная тоннельная машина будет на 80% быстрее, чем стандартные машины, которые обычно копают одну милю за 8–12 недель, - назвал значимые цифры Санжар.

Он отметил, что даже действующий прототип, прокладывающий тоннель всего в 0,5 метра диаметром, может быть очень полезен, например, при прокладывании коммуникаций - электрических проводов или оптоволоконной связи, водопровода, газовых труб и так далее.

- Многие вещи мне нельзя афишировать, поскольку мы подписали соответствующее соглашение о конфиденциальности, но наверняка многие уже понимают, что подобные тоннели, только большего размера, могут быть нужны для перевозок грузов, например, для Amazon, или помогут людям передвигаться на электромобилях в тоннелях, - поделился собеседник.

Санжар Тайжан на презентации своего проекта в Лас-Вегасе
Санжар Тайжан на презентации своего проекта в Лас-Вегасе

Он также рассказал о том, чем планирует заняться в ближайшее время. По его словам, у него есть несколько очень привлекательных предложений по работе в крупных западных компаниях. Например, принять участие в разработке проекта по созданию летающих дронов-такси, курсирующих не только в городе, но и между городами и даже странами.

Также есть предложение от компании, занимающейся разработкой более технологичных и инновационных батарей для электротехники и автомобилей.

- Но я все же больше склоняюсь к тому, чтобы продолжить работу в индустрии по производству электрокаров, чем и занимался в 2020 году, когда закончил университет. Создание электромобиля - это моя заветная мечта. Сейчас я ищу инвестора для реализации моих идей в этом направлении. Я не могу сказать, где именно я буду это осуществлять - в Казахстане или за границей, пока не определился. Скорее всего, это будет все же за рубежом. Потому что абсолютное большинство моих коллег находится здесь, в Европе, но в Казахстане рано или поздно я буду продвигать свои проекты в этом направлении, но не знаю, когда именно это произойдет, - подытожил Санжар. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить