«Вы едете в Канны». Как казахстанка добилась успеха в драматическом кино

Участница рейтинга «30 моложе 30» актриса Динара Бактыбаева совершенно не ожидала того, что фильм, в котором она исполнила одну из главных ролей, примет участие в Каннском кинофестивале

Динара Бактыбаева
ФОТО: © Анастасия Алиева
Динара Бактыбаева

Речь идет о картине «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, премьера которой в Каннах состоялась в мае 2018 года. «Мне пишут на WhatsApp: «Динара, поздравляю! Вы едете в Канны», – вспоминает она. – Для меня это был полный сюрприз. Так совпало, что у меня в тот день был упадок сил – а тут такая новость. Я, конечно, тут же начала сборы. Даже не стала считать, хватит мне денег или нет».

«Ласковое безразличие мира» – одна из немногих казахстанских лент, что участвовали в Каннском кинофестивале. В 1998-м из Франции с триумфом вернулся Дарежан Омирбаев, «Киллер» которого был назван лучшим фильмом программы «Особый взгляд». Еще раньше, в 1991-м, в Канны возил свою историческую драму «Месть» Ермек Шинарбаев. В 2000-х тамошние зрители имели возможность оценить работы следующего поколения режиссеров из Казахстана: Гуки Омаровой («Шиза», 2004) и Сергея Дворцевого («Тюльпан», 2008, главный приз в номинации «Особый взгляд»). Адильхан Ержанов побывал на Каннском кинофестивале уже дважды – с лентами «Хозяева» (2014) и «Ласковое безразличие мира», где Динара Бактыбаева исполнила роль Салтанат, решающей после смерти отца переехать из аула в большой город.

У Динары – много общего со своим персонажем. Прежде всего – любовь к книгам. «В ответ на жестокость окружающего мира Салтанат закрывается в себе и с головой уходит в книги, – рассказывает актриса. – Большой город пытается ее изменить к худшему, а она чувствует себя героиней прочитанных произведений. В моей жизни были похожие моменты. Как только я прочитала сценарий, сразу подумала, что у меня получится сыграть эту роль».

С Ержановым, по ее словам, Динара до начала работы над «Ласковым безразличием мира» была незнакома. На роль Салтанат ей предложил попробоваться продюсер фильма Серик Абишев. «Я записала самопробы (видео, которое актеры снимают самостоятельно и отправляют кастинг-менеджеру. – Прим. авт.), – рассказывает собеседница. – Сцена была совсем маленькая: буквально три предложения. Выслала, жду – тишина. Значит, думаю, не взяли. Тут звонит Серик, которого я знала по «Казахфильму», и заявляет: «Динара, забыл тебе сказать: тебя утвердили!» После согласования всех нюансов поехали знакомиться с Адильханом. Я так боялась – вдруг его разочарую. Но мы сразу нашли общий язык и начали репетировать».

Инженер для телеэкрана

Любовь к чтению у Динары с детства. Сидеть дома с книжкой ее никто не заставлял – напротив, она вспоминает, что всегда свободно распоряжалась своим временем. Возможно, отсутствие родительского диктата и позволило развить любовь к литературе, которая впоследствии сроднила ее со многими киногерои­нями. «Как только я научилась читать, почти сразу прочла «Маленького принца». Каждое лето перечитывала все, что задавали по литературе», – рассказывает актриса. В старших классах Динара писала рассказы, какое-то время даже вела блог. Она много времени проводила с бабушкой, которой тоже в молодости предлагали стать актрисой, правда театральной. Бабушка отказалась: нужно было кормить семью. «Видимо, ее невоплощенное желание осуществилось во мне», – смеется Динара.

Девушка считает себя интровертом и человеком трезвого ума. Похоже, это и вправду так: говорит она сдержанно, часто размышляет вслух. Детство, прошедшее в Атырау, было скромным. Мама-врач много времени отдавала работе. Динара считала, что и ей нужна серьезная профессия, поэтому в 2011 году поступила в Алматинский университет энергетики и связи на инженера-связиста. Съемки в кино не помешали ей доучиться. «В моей детской голове была дурная мысль: даже если наступит война, у меня будет работа. Буду радисткой!» – смеется Динара.

ФОТО: © Анастасия Алиева

Подобно Салтанат из «Ласкового безразличия мира», она временами чувствовала себя неуютно в большом городе. Как-то раз – это было в самом начале ее учебы в Алматы – однокурсники пригласили ее на выставку японской культуры, где к ней подошел молодой человек и предложил принять участие в кастинге. Как выяснилось впоследствии, речь шла о пробах на главную роль в романтической комедии Сакена Жолдаса «Он и она», вышедшей на экраны в 2013 году. Перед премьерой создатели фильма запустили масштабную рекламную кампанию. Динара изумленно ходила по городу, который был заполнен афишами с ее изображением. «Изначально, когда я пошла на кастинг, то думала: будь что будет. После фотопроб меня похвалили – может, просто из вежливости или чтобы вселить уверенность – и сказали: «Вы пока единственная, кто нам подходит». Я, конечно, сразу воодушевилась», – вспоминает собеседница.

Воодушевление не вскружило ей голову. Бабушка всегда предупреждала: «Не зарекайся», поэтому, снявшись в картине «Он и она», Динара не только доучилась в университете, но и решила поработать по специальности. По окончании вуза в 2015 году устроилась в телекоммуникационную компанию и… вскоре убедилась: работа в офисе с девяти до шести не для нее. Знакомство с миром кино тогда еще было шапочным – всего одна роль, но она твердо решила продолжать сниматься. «Когда я впервые увидела фильм Адильхана Ержанова «Хозяева» в киноклубе Олега Борецкого, то подумала: оказывается, у нас и такое снимают. Какой-то щелчок произошел внутри. Мне захотелось себя увидеть в таком кино. Ведь я поначалу в основном играла роли комедийного жанра».

Вдумчивость и драматический талант Динары раскрылись не сразу. Она по-прежнему иногда жалеет, что не получила профессионального актерского образования. Поначалу ей казалось, что это необязательно: пока утверждают на роли, все нормально, а опыт придет со временем. Ее выручали начитанность и насмотренность (по мнению актрисы, заполучить свою первую роль ей помогло доскональное знание голливудской комедийной мелодрамы «Дрянная девчонка»). Однако чем больше девушка снималась, тем чаще ей говорили о важности актерского образования. «Когда я пробовалась на фильм «Так сложились звезды», режиссер (Сергей Снежкин. – Прим. авт.) спросил, где я училась. Честно ответила, что по образованию инженер. На что он сказал: «Вот я, режиссер, вдруг решу пойти работать на атомную станцию. Рано или поздно она взорвется». Я, конечно, расстроилась, но меня все равно утвердили, – улыбается собеседница. – Все собираюсь пойти учиться, но постоянно нахожу отговорки».

Героини для ума

В какой-то мере фундаментальное актерское образование, которое Динара еще собирается получить, ей заменила работа с Ержановым. Актриса снялась в трех его картинах. За «Ласковым безразличием мира» последовала лента «Черный, черный человек» – детектив, в центре которого убийство мальчика в ауле Каратас, и «Бой Атбая» – история уличного бандита, участвующего в бойцовском турнире. Последние две ленты вышли в 2019 году и тоже привлекли благосклонное внимание критиков. «Черный, черный человек» взял премию Киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона за лучшую режиссуру, «Бой Атбая» удостоился награды за лучшую мужскую драматическую роль (Атбай – Данияр Алшинов) на международном кинофестивале IMDb.

Динара, по ее собственному признанию, привнесла много личного в обе картины. Журналистка Ариана Сапарова из «Черного, черного человека» в исполнении актрисы получилась несколько иной, чем изначально видел ее режиссер. «По замыслу Ержанова, она была яростной и требовательной – такой мужик в юбке, – рассказывает собеседница. – Мне же казалось, что в ней много детского. Она – как путеводная звезда, которая стремиться вернуть героя на сторону добра, в ней много наивности, резко контрастирующей с жестокостью мира».

ФОТО: © Анастасия Алиева

Работа с Ержановым стала для Динары актерской и жизненной школой. Она отмечает его демократичность в работе с актерами. Во время долгих и тщательных репетиций исполнители ролей дополняют свои образы: придумывают им жизненные истории, оттачивают реплики, импровизируют. Такой подход помогает каждому чему-то научиться. Что до съемок, то они проходят быстро: сцены в основном снимают в один-два дубля. «Адильхан до знакомства со мной думал, что я очень «коммерческая», – полушутя вспоминает актриса. – На самом деле нет. Мне давно хотелось чего-то серьезного в работе. Он мне советовал книги по актерскому мастерству, сценарному делу, режиссуре. Я себя во многом считаю его ученицей».

Серьезен Ержанов прежде всего в выборе тем. Во всех его картинах – острый социальный подтекст. Режиссер рефлексирует на темы имущественного неравенства, преступности, разрыва между городом и селом, домашнего насилия, коррупции. Понять, как эти явления формируют людей, часто калеча их судьбы, – сложная задача, над которой Ержанов обычно работает вместе с актерами. Одна из тем ленты «Бой Атбая» – деспотизм главного героя по отношению к жене, страдающей от побоев мужа. «Жестокость Атбая сломила Аиду», – грустно говорит Динара.

Внешний вид героини – олицетворение ее надломленности. «Я тогда лечила шею, – рассказывает Динара, – и носила специальный бандаж. Пришла на встречу с Адильханом, а он такой: «О, мне нравится!». Режиссер стремился отойти от ее предыдущих образов и убедил сниматься в толстом гриме. «Монобровь, оттопыренные уши, челка, бандаж», – смеется актриса. Несмотря на внешние различия и разную судьбу, героини Динары в трех адильхановских фильмах внутренне похожи. Возможно, их объединяет наивность, рассуждает собеседница.

В беседе, однако, Динара наивной не кажется. Скорее – добросовестной. Наш разговор периодически прерывает детский плач: десятимесячная дочь актрисы Аяна отказывается спать. Терпеливо ее успокоив, Динара продолжает отвечать на мои вопросы. Спрашиваю, изменилось ли отношение к работе с рождением ребенка. «Недавно меня пригласили на пробы, – рассказывает она. – Предупредили за день. Я в Атырау, кастинг – в Алматы. Тут же купила билеты на самолет, схватила в охапку ребенка и мужа и ранним утром следующего дня была на месте. Дочка при этом вела себя абсолютно спокойно. Будто бы чувствует, как для меня важно кино».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7258 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить