«Вы едете в Канны». Как казахстанка добилась успеха в драматическом кино

17999

Участница рейтинга «30 моложе 30» актриса Динара Бактыбаева совершенно не ожидала того, что фильм, в котором она исполнила одну из главных ролей, примет участие в Каннском кинофестивале

Динара Бактыбаева
ФОТО: © Анастасия Алиева
Динара Бактыбаева

Речь идет о картине «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, премьера которой в Каннах состоялась в мае 2018 года. «Мне пишут на WhatsApp: «Динара, поздравляю! Вы едете в Канны», – вспоминает она. – Для меня это был полный сюрприз. Так совпало, что у меня в тот день был упадок сил – а тут такая новость. Я, конечно, тут же начала сборы. Даже не стала считать, хватит мне денег или нет».

«Ласковое безразличие мира» – одна из немногих казахстанских лент, что участвовали в Каннском кинофестивале. В 1998-м из Франции с триумфом вернулся Дарежан Омирбаев, «Киллер» которого был назван лучшим фильмом программы «Особый взгляд». Еще раньше, в 1991-м, в Канны возил свою историческую драму «Месть» Ермек Шинарбаев. В 2000-х тамошние зрители имели возможность оценить работы следующего поколения режиссеров из Казахстана: Гуки Омаровой («Шиза», 2004) и Сергея Дворцевого («Тюльпан», 2008, главный приз в номинации «Особый взгляд»). Адильхан Ержанов побывал на Каннском кинофестивале уже дважды – с лентами «Хозяева» (2014) и «Ласковое безразличие мира», где Динара Бактыбаева исполнила роль Салтанат, решающей после смерти отца переехать из аула в большой город.

У Динары – много общего со своим персонажем. Прежде всего – любовь к книгам. «В ответ на жестокость окружающего мира Салтанат закрывается в себе и с головой уходит в книги, – рассказывает актриса. – Большой город пытается ее изменить к худшему, а она чувствует себя героиней прочитанных произведений. В моей жизни были похожие моменты. Как только я прочитала сценарий, сразу подумала, что у меня получится сыграть эту роль».

С Ержановым, по ее словам, Динара до начала работы над «Ласковым безразличием мира» была незнакома. На роль Салтанат ей предложил попробоваться продюсер фильма Серик Абишев. «Я записала самопробы (видео, которое актеры снимают самостоятельно и отправляют кастинг-менеджеру. – Прим. авт.), – рассказывает собеседница. – Сцена была совсем маленькая: буквально три предложения. Выслала, жду – тишина. Значит, думаю, не взяли. Тут звонит Серик, которого я знала по «Казахфильму», и заявляет: «Динара, забыл тебе сказать: тебя утвердили!» После согласования всех нюансов поехали знакомиться с Адильханом. Я так боялась – вдруг его разочарую. Но мы сразу нашли общий язык и начали репетировать».

Инженер для телеэкрана

Любовь к чтению у Динары с детства. Сидеть дома с книжкой ее никто не заставлял – напротив, она вспоминает, что всегда свободно распоряжалась своим временем. Возможно, отсутствие родительского диктата и позволило развить любовь к литературе, которая впоследствии сроднила ее со многими киногерои­нями. «Как только я научилась читать, почти сразу прочла «Маленького принца». Каждое лето перечитывала все, что задавали по литературе», – рассказывает актриса. В старших классах Динара писала рассказы, какое-то время даже вела блог. Она много времени проводила с бабушкой, которой тоже в молодости предлагали стать актрисой, правда театральной. Бабушка отказалась: нужно было кормить семью. «Видимо, ее невоплощенное желание осуществилось во мне», – смеется Динара.

Девушка считает себя интровертом и человеком трезвого ума. Похоже, это и вправду так: говорит она сдержанно, часто размышляет вслух. Детство, прошедшее в Атырау, было скромным. Мама-врач много времени отдавала работе. Динара считала, что и ей нужна серьезная профессия, поэтому в 2011 году поступила в Алматинский университет энергетики и связи на инженера-связиста. Съемки в кино не помешали ей доучиться. «В моей детской голове была дурная мысль: даже если наступит война, у меня будет работа. Буду радисткой!» – смеется Динара.

ФОТО: © Анастасия Алиева

Подобно Салтанат из «Ласкового безразличия мира», она временами чувствовала себя неуютно в большом городе. Как-то раз – это было в самом начале ее учебы в Алматы – однокурсники пригласили ее на выставку японской культуры, где к ней подошел молодой человек и предложил принять участие в кастинге. Как выяснилось впоследствии, речь шла о пробах на главную роль в романтической комедии Сакена Жолдаса «Он и она», вышедшей на экраны в 2013 году. Перед премьерой создатели фильма запустили масштабную рекламную кампанию. Динара изумленно ходила по городу, который был заполнен афишами с ее изображением. «Изначально, когда я пошла на кастинг, то думала: будь что будет. После фотопроб меня похвалили – может, просто из вежливости или чтобы вселить уверенность – и сказали: «Вы пока единственная, кто нам подходит». Я, конечно, сразу воодушевилась», – вспоминает собеседница.

Воодушевление не вскружило ей голову. Бабушка всегда предупреждала: «Не зарекайся», поэтому, снявшись в картине «Он и она», Динара не только доучилась в университете, но и решила поработать по специальности. По окончании вуза в 2015 году устроилась в телекоммуникационную компанию и… вскоре убедилась: работа в офисе с девяти до шести не для нее. Знакомство с миром кино тогда еще было шапочным – всего одна роль, но она твердо решила продолжать сниматься. «Когда я впервые увидела фильм Адильхана Ержанова «Хозяева» в киноклубе Олега Борецкого, то подумала: оказывается, у нас и такое снимают. Какой-то щелчок произошел внутри. Мне захотелось себя увидеть в таком кино. Ведь я поначалу в основном играла роли комедийного жанра».

Вдумчивость и драматический талант Динары раскрылись не сразу. Она по-прежнему иногда жалеет, что не получила профессионального актерского образования. Поначалу ей казалось, что это необязательно: пока утверждают на роли, все нормально, а опыт придет со временем. Ее выручали начитанность и насмотренность (по мнению актрисы, заполучить свою первую роль ей помогло доскональное знание голливудской комедийной мелодрамы «Дрянная девчонка»). Однако чем больше девушка снималась, тем чаще ей говорили о важности актерского образования. «Когда я пробовалась на фильм «Так сложились звезды», режиссер (Сергей Снежкин. – Прим. авт.) спросил, где я училась. Честно ответила, что по образованию инженер. На что он сказал: «Вот я, режиссер, вдруг решу пойти работать на атомную станцию. Рано или поздно она взорвется». Я, конечно, расстроилась, но меня все равно утвердили, – улыбается собеседница. – Все собираюсь пойти учиться, но постоянно нахожу отговорки».

Героини для ума

В какой-то мере фундаментальное актерское образование, которое Динара еще собирается получить, ей заменила работа с Ержановым. Актриса снялась в трех его картинах. За «Ласковым безразличием мира» последовала лента «Черный, черный человек» – детектив, в центре которого убийство мальчика в ауле Каратас, и «Бой Атбая» – история уличного бандита, участвующего в бойцовском турнире. Последние две ленты вышли в 2019 году и тоже привлекли благосклонное внимание критиков. «Черный, черный человек» взял премию Киноакадемии Азиатско-Тихоокеанского региона за лучшую режиссуру, «Бой Атбая» удостоился награды за лучшую мужскую драматическую роль (Атбай – Данияр Алшинов) на международном кинофестивале IMDb.

Динара, по ее собственному признанию, привнесла много личного в обе картины. Журналистка Ариана Сапарова из «Черного, черного человека» в исполнении актрисы получилась несколько иной, чем изначально видел ее режиссер. «По замыслу Ержанова, она была яростной и требовательной – такой мужик в юбке, – рассказывает собеседница. – Мне же казалось, что в ней много детского. Она – как путеводная звезда, которая стремиться вернуть героя на сторону добра, в ней много наивности, резко контрастирующей с жестокостью мира».

ФОТО: © Анастасия Алиева

Работа с Ержановым стала для Динары актерской и жизненной школой. Она отмечает его демократичность в работе с актерами. Во время долгих и тщательных репетиций исполнители ролей дополняют свои образы: придумывают им жизненные истории, оттачивают реплики, импровизируют. Такой подход помогает каждому чему-то научиться. Что до съемок, то они проходят быстро: сцены в основном снимают в один-два дубля. «Адильхан до знакомства со мной думал, что я очень «коммерческая», – полушутя вспоминает актриса. – На самом деле нет. Мне давно хотелось чего-то серьезного в работе. Он мне советовал книги по актерскому мастерству, сценарному делу, режиссуре. Я себя во многом считаю его ученицей».

Серьезен Ержанов прежде всего в выборе тем. Во всех его картинах – острый социальный подтекст. Режиссер рефлексирует на темы имущественного неравенства, преступности, разрыва между городом и селом, домашнего насилия, коррупции. Понять, как эти явления формируют людей, часто калеча их судьбы, – сложная задача, над которой Ержанов обычно работает вместе с актерами. Одна из тем ленты «Бой Атбая» – деспотизм главного героя по отношению к жене, страдающей от побоев мужа. «Жестокость Атбая сломила Аиду», – грустно говорит Динара.

Внешний вид героини – олицетворение ее надломленности. «Я тогда лечила шею, – рассказывает Динара, – и носила специальный бандаж. Пришла на встречу с Адильханом, а он такой: «О, мне нравится!». Режиссер стремился отойти от ее предыдущих образов и убедил сниматься в толстом гриме. «Монобровь, оттопыренные уши, челка, бандаж», – смеется актриса. Несмотря на внешние различия и разную судьбу, героини Динары в трех адильхановских фильмах внутренне похожи. Возможно, их объединяет наивность, рассуждает собеседница.

В беседе, однако, Динара наивной не кажется. Скорее – добросовестной. Наш разговор периодически прерывает детский плач: десятимесячная дочь актрисы Аяна отказывается спать. Терпеливо ее успокоив, Динара продолжает отвечать на мои вопросы. Спрашиваю, изменилось ли отношение к работе с рождением ребенка. «Недавно меня пригласили на пробы, – рассказывает она. – Предупредили за день. Я в Атырау, кастинг – в Алматы. Тут же купила билеты на самолет, схватила в охапку ребенка и мужа и ранним утром следующего дня была на месте. Дочка при этом вела себя абсолютно спокойно. Будто бы чувствует, как для меня важно кино».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить