«Директор денег»: Мы можем экспортировать наш юмор

13734

Ведущий утреннего шоу на Русском радио и продавец юмора «Вторник Media» Сергей Мазур уверен, что казахстанские юмористы могут и должны монетизировать свое творчество

Сергей Мазур
Фото: Кирилл Федоров
Сергей Мазур

Сергей Мазур в Казахстане больше известен как ведущий на радио и телевидении. Однако, как признался сам Сергей, он никогда не был только ведущим – параллельно занимался маркетингом, менеджментом. Сейчас работает в «нише юмора». Он поделился своими мыслями о том, каким образом в Казахстане можно зарабатывать с помощью такой эфемерной субстанции, как юмор.

Сергей, у вас на визитке написано, что вы «директор денег», но я не нашла вас в списках богатейших людей – ни Казахстана, ни мира.

- «Директор денег» – это шуточная должность. Я работаю в молодой медийной компании (ей три года), которая никогда не существовала со своим контентом ни на радио, ни на телевидении. Она существует исключительно на YouTube. Один из успешных наших каналов – это Rusik TV, о приключениях таксиста Русика и его противостоянии с гаишником. Собственно, этот канал меня и подтолкнул к исследованию рынка юмора, ведь ребята сумели неплохо заработать на нём, причём не только на локальном зрителе, но и экспортируя юмор за границу: более 60% зрителей этого канала – россияне, белорусы и кыргызы. Удивительно, что у нас в Казахстане таких каналов не сотни, ведь мы умеем и любим шутить. Когда заходит речь, что экспортировать из Казахстана, я говорю: юмор – это очень клевая штуковина, которая должна быть в топ-10 экспортных товаров.

Почему вы считаете, что наш юмор будет пользоваться успехом за границей?

- Потому что существуют классные примеры – команда КВН «Астана.kz», их юмор хорошо заходит в ближнем зарубежье. У меня есть несколько знакомых авторов, которые неплохо зарабатывают, продавая юмор для российских сценариев ТВ-шоу, скетчкомов, ситкомов, «добивая» юмором сценарии фильмов. Посмотрите шоу Comedy Battle на телеканале ТНТ – очень много наших талантливых ребят приезжают на баттлы, на фестивали юмора и получают отличные отклики от зрителей, показывают по-настоящему хорошую работу.

Поэтому обидно, что у нас многие талантливые ребята вынуждены завязывать с творчеством в пользу постоянной работы. Кто-то становится учителем, кто-то - охранником, кто-то - продавцом. В итоге талантливые комики, спотыкаясь об отсутствие денег, о непонимание того, что это большая ниша в индустрии развлечений, перестают этим заниматься.

Хотя юмор - это то, что продаёт. На Западе он продаёт столетиями, а у нас он до сих пор не очень хорошо оплачивается. На Западе компании закупают юмор. Послушайте любое выступление Стива Джобса – вы поймёте: там работали профессиональные юмористы. Там прям читается заход в шутку, слом и выход из этой шутки. Спичрайтеры пишут текст для главы компании, далее текст отправляется юмористу на так называемую «добивку» юмором. Хорошие эмоции продают, а юмор – это лучшая эмоция. Получается, что твой продукт ассоциируется с хорошими эмоциями. Корпорации так выстраивают свой имидж. У всех крупнейших брендов есть в коллекции юмористические кейсы.

И так работают все, вплоть до президентов США, которые пользуются услугами юмористов. Вспомните хотя бы выступление Барака Обамы, когда его переводил «гневный переводчик» - комик Киган-Майкл Ки. Я уверен, это выступление станет классикой.

Я вот не представляю нашего президента юморящим…

- Да бросьте! Традиционно на 8 Марта наш президент рассказывает шутки про женщин. В случае когда шутит президент, добиться яркого эффекта от шутки несложно, потому что в принципе от него никто этого не ожидает, и поэтому смеётся вся страна. Одна из формул юмора (а их всего четыре), это парадокс. Шутка из уст главы государства, чаще всего, уже парадокс.

Фото: Кирилл Федоров

Вернёмся к нашим юмористам – смогут ли они зарабатывать в Казахстане?

- Я уверен, что рано или поздно ситуация изменится в лучшую сторону, потому что казахстанцы начинают сейчас массово закупать юмор из-за границы - на тоях, корпоративах и больших билетных концертах появляются российские комики, которые приезжают и собирают крупнейшие залы, то есть наш пипл уже этого хочет. Конечно, есть такая история, как «Тамаша шоу», аналог «Петросян шоу» и «Аншлага» в России. Но я вообще не знаю, насколько это коммерчески успешные проекты. А вот молодые российские комики начинают зарабатывать хорошие деньги - с гонорарами, в десятки раз превышающими гонорары того же Петросяна.

Почему же наши столько не зарабатывают?

- России повезло с телевидением: у них есть такой монстр, как ТНТ (а также СТС и «Пятница»), который был построен на юмористическом контенте, который взял на себя роль «кузницы кадров». Они отобрали талантливых ребят и воспитали их. Но воспитали не в том плане, что у них суперкрутые учителя (хотя там есть учителя, а юмору можно учить – это мышца, которую надо всегда прокачивать). Самое главное – в России есть места, в которых юмористам можно тренироваться, проверять на публике материал. Стендап-клубы, которые мы видим в кино, – это и есть тренажёрный зал для комика. У нас этих площадок нет – ни одного стендап-клуба в стране! И если сейчас рестораторы читают это интервью, то присмотритесь, ребята. Не создавайте клуб, в котором иногда будет стендап, это не пойдёт. Нужна конкретная площадка, где будут собираться полколонки юмора. Проблема наших комиков в том, что им негде отрабатывать свои шутки, а они должны пошутить и увидеть реакцию…

…и получить помидором.

- А это тоже классно! Но у нас нет и этого – получить помидором. Лучшее, что может сделать наш комик, - рассказать шутку другу. А тот скажет, что это не смешно, потому что у него просто настроения не было, но ведь это слишком субъективно. Поэтому нужен тренажёрный зал, в котором будут сидеть 200-300 человек, слушать твои шутки и давать тебе обратную связь.

Те же standup-комики на ТНТ, прежде чем прийти на запись в студию, отрабатывают с обычными москвичами, чаще всего даже без гонорара, потому что это проверка материала – что-то хоронят, что-то переписывают и уже с проверенным материалом идут на запись.

В Казахстане были попытки отрабатывать стендапы на публике?

- Да, было 3-4 недоклуба, но не в физическом смысле этого слова, а клуба как условной организации, сообщества, если хотите. Участвовали очень хорошие ребята, но они вынуждены были гастролировать по тем заведениям, куда народ в принципе приходил не за юмором – приходили на романтические свидания, посмотреть футбол, напиться, в конце концов, а тут выходит комик, которого никто не ждал. Само собой, реакции не было.

Это то же самое, если даже в хорошем заведении вдруг появится Арета Франклин, но её там не оценит и пятая часть гостей. То есть нужно нишевое заведение, которое посвящено юмору. В Москве их три. В Казахстане - ноль.

Вторая проблема – у людей нет условий писать. А комик должен писать в две недели материала хотя бы на 5-6 минут выступления. У нас комики, которые пытались выступать в Comedy Club Kz, за всю жизнь написали на 8 минут. Не потому, что они такие ленивые, у них просто нет на это времени. А ведь ты должен с утра до вечера писать юмористические тексты. Чтобы написать одну удачную шутку, надо написать 1000 неудачных. (Попробуйте написать хотя бы одну смешную шутку за сегодня, уважаемые читатели.) Это приседания-отжимания – рано или поздно начнёшь хорошо шутить и писать быстрее.

Резюмирую: первая проблема – отсутствие площадки, вторая – отсутствие денег. Поэтому нужен продюсер, который предоставит юмористам площадку и финансовую свободу: «Ребята, у вас есть полгода-год – творите. Вот вам минимальная денежка, которая позволит сделать так, чтобы жена не пилила за то, что вы занимаетесь ерундой». У нас же к юмору до сих несерьёзно относятся. Но к юмору надо относиться серьёзно: это крутая ниша, это крутое искусство, это крутые деньги.

Может, дело в том, что обществу, рынку это не нужно?

- У петербургской группы «Кирпичи» есть одна строчка: «Люди платят деньги, чтобы не было скучно. Я подошел к этому делу научно». Люди платят деньги, чтобы не было скучно, независимо от того, какая это страна, и даже независимо от того, какая ситуация в этой стране: комики выступали и во время войны. Юмор жить помогает.

Я дружу с booking-менеджерами. Они очень много юмористов привозят сюда на работу. Или такой пример. Данила Поперечный, молодой талантливый парень из России, который стал популярен исключительно на YouTube-платформе, у себя в Instagram повесил объявление, что будет выступать в Алматы. За сутки были проданы все билеты. То есть у рынка потребность есть.

Теперь нужно продюсировать комиков. Если у вас есть деньги, а у другого талант – купите этот талант и заработайте на этом деньги. Один комик через год инвестиций может приносить в неделю и 3, и 5, и 10 тысяч долларов. В Казахстане же любят быстро зарабатывать, вот юмор - это быстро окупаемые инвестиции, да и налогов немного - можно 3% платить как ИП.

Но у нас же есть вайнеры, которые вовсю юморят, зарабатывают в интернете и даже открывают бизнес в офлайне. Может, не всё так плохо у наших юмористов, как вы говорите?

- Это говорит лишь о том, что рынок готов к новому юмору. Но это не говорит о том, что рынок насыщен. Поверьте мне, хотя можете и не верить: я смотрю на уровень этих вайнеров, и на душе становится тепло, потому что я понимаю, насколько пусто ещё здесь. Если сегодняшние вайнеры умудряются получать миллион тенге за одну публикацию в Instagram, то я понимаю, что можно зарабатывать больше. Ведь они зарабатывают на юморе очень сомнительного качества - качества анекдота, который ты сто раз уже слышал. И ребята не стесняются превращать этот анекдот в вайн. Я не считаю себя тонким критиком юмора, но 9 из 10 юморесок наших казахстанских вайнеров читаются на третьей секунде – ты заранее знаешь, чем всё закончится. Нет вот этого слома, который, собственно, и ценится, неожиданности, когда ломается что-то и тебя разрывает – у тебя слёзы текут и сопли брызжут.

Если вы видите этот рынок незанятым и перспективным, то почему сами ничего не делаете?

- Почему не делаем? Делаем. Написан огромный проект. Сейчас на рассмотрении находятся три помещения под стендап-заведение. Мы нашли инвестора, я буду менеджером, а продюсировать и выступать в качестве авторов будут ребята из мира юмора.

Вы говорили, что в Казахстане была попытка раскрутить Comedy Club, но она провалилась. Почему вы уверены, что ваш проект не постигнет та же участь?

- Потому что мы сотрудничаем с теми людьми, которые были в том проекте. Они понимают, почему помер Comedy Club Kz – именно из-за недостатка материала. Это единственная проблема, мы её понимаем, и мы её обойдём.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить