Чингисхан шоу-бизнеса. Как казах сделал карьеру в российском интертейменте и почему теперь хочет оттуда уйти

29610

Арман Давлетяров дал интервью Forbes Kazakhstan

Арман Давлетяров - генеральный директор российского национального музыкального канала «Муз-ТВ»
ФОТО: Евгений Антонюк
Арман Давлетяров - генеральный директор российского национального музыкального канала «Муз-ТВ»

«История московского Чингисхана». Так назвал книгу о своей жизни 49-летний Арман Давлетяров, генеральный директор российского национального музыкального канала «Муз-ТВ», директор ежегодной национальной телевизионной премии в области популярной музыки «Премия Муз-ТВ».

Почему он выбрал именно такое название, Давлетяров объясняет так: «Во-первых, я из рода торе – прямых потомков Чингисхана. Во-вторых, в музыкальной индустрии есть множество людей с неформальными «регалиями» – король российской эстрады Филипп Киркоров, золотой голос России Николай Басков, примадонна Алла Пугачева… А меня коллеги всегда назвали Чингис­ханом российского шоу-бизнеса, ведь я отличаюсь от всех своей восточной внешностью».

Взятие Москвы

Азиатская внешность всегда играла на руку Арману: его запоминали с первого раза.

«Везде хватает людей, которые нехорошо относятся к представителям другой нации. Но мне козни никогда не строили только из-за того, что я казах», – утверждает собеседник.

Не мешало и то, что он из провинции. «Я родился в селе Тамар-Уткуль Оренбургской области. За первые 14 лет своей жизни выезжал в Оренбург пару раз, и когда приехал в конце 80-х в столицу Советского Союза, она меня так поразила, что однозначно решил: остаюсь. Это город, где нужно учиться, работать, проявлять себя, стоять за себя. У меня было желание встать на ноги, не подвести – в первую очередь свою маму, которая в меня верила. Она отпустила меня, оставшись одна: папа к тому времени уже умер. Мама со слезами встречала, когда я приезжал домой на каникулы и когда уезжал: она плачет дома, я плачу всю дорогу, пока возвращаюсь в Москву. И тогда, и сейчас мне хочется, чтобы она гордилась мной».

Покорять Белокаменную Арман начал с попытки поступить на юридический: о карьере продюсера он даже и не мечтал. Да в Тамар-Уткуле даже этого слова не знали. Так как у юноши не было столичной прописки, поступить в вуз он не смог, пришлось идти в ПТУ на столяра-плотника. Окончив училище, поступил в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Но прервал учебу – решил пойти в армию. После возвращения все-таки исполнил свою мечту – приняли на юридический. Даже проходил практику в уголовном розыске, но все же передумал делать карьеру в этой сфере.

«В то время о звездах я слышал только по радио, видел их по телевизору или на концертах. В 1990-м захотел с друзьями пойти в «Олимпийский» на «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой. Но билетов уже не было. Решили подойти к служебному входу, чтобы хоть там посмотреть на артистов. Подъезжают Пугачева, Киркоров, другие звезды. Мы что-то им кричим, аплодируем. Вдруг из микроавтобуса выходят четверо ребят восточной внешности и мне кто-то говорит: «Смотри, на тебя похожи». В этот момент я просто перескочил через ограждение, пристроился к ним и прошел мимо охраны: на меня даже не обратили внимания», – вспоминает Давлетяров.

Он проник в зал и, только когда на сцену вышли ребята, с которыми пробрался в «Олимпийский», узнал, что это алма-­атинская группа «А-Студио», впервые в тот год выступавшая на «Рождественских встречах». «Я так обрадовался! Вы не представляете, каково это – увидеть парней, таких же, как ты, на стадионе с 25 тысячами зрителей. Я был на седьмом небе от счастья, что казахи на большой сцене», – улыбается Арман.

В последний день «Рождественских встреч» он решил познакомиться с участниками группы. Купил их пластинку, попросил подписать, и лишь Батырхан Шукенов не подписал: его не было рядом.

«Когда я увидел Батыра, он направлялся с цветами в окружении поклонниц к машине. Я закричал: «Батырхан, дайте мне, пожалуйста, автограф, иначе моя девушка не выйдет за меня замуж (это была ложь: не было у меня никакой девушки)». От неожиданности он чуть не выронил цветы, но остановился и спросил: «Кто это сказал?» Я откликнулся, Батыр подозвал меня и написал на пластинке: «Арману от группы «А-Студио». Эта пластинка до сих пор хранится у меня в рамке как реликвия».

Вместо Айзеншписа

После того знакомства судьба дала Давлетярову еще одну возможность попасть за кулисы шоу-бизнеса. Он тогда подрабатывал в компании, которой понадобилось разместить рекламу на фестивале «Голос Азии». В те времена это было одно из самых престижных музыкальных событий в СНГ. Фестиваль собирал участников почти из всех бывших союзных республик и проходил на катке «Медео». Армана как самого молодого и имевшего отношение к Казахстану отправили выяснить, как разместить рекламу на площадке фестиваля.

«Я прилетел в Алма-Ату, мне объяснили: «Привозите звезду, которую мы вам скажем, и мы объявим, что ваша компания является спонсором». Я доложил руководству и услышал: «Ну ищи, кого они хотят», – рассказывает Давлетяров. – В то время была популярной группа «Арамис», которая пела песню «Девочка ждет, мальчик не идет. Плохо». Мне нужно было найти эту группу. А как я ее найду? Я же ее вижу только на экранах телевизоров. Пришлось несколько недель ходить на все концерты, где они выступали, и в итоге я с ними все-таки познакомился, привез на «Голос Азии», а вернувшись в Москву, получил предложение от группы поработать с ней в качестве администратора».

ФОТО: Евгений Антонюк

После той поездки Армана познакомили с начинающим, тогда никому не известным певцом Муратом Насыровым. Они вместе стали покорять музыкальный мир России.

«Мурат отвечал за творческую составляющую, а я за остальное: поиск студии, привлечение денег, размещение песни в эфирах и так далее. Это была настолько яркая жизнь, что она меня полностью поглотила, – признается Давлетяров. – Позже, в 1993 году, меня заметили в компании «МедиаСтар» – одной из самых известных продюсерских компаний своего времени, которая работала с Децлом, Димой Биланом, группами «Восток», «Технология» и другими. Сначала я был там концертным директором, потом, когда в 1993 году ушел Юрий Айзеншпис, возглавил весь продюсерский центр».

В 2001 Давлетяров открыл собственную компанию «Музыкальное единство». Он продюсировал «А-Студио», «Динамит», Мурата Насырова, Батырхана Шукенова и многих других.

Хождение в политику

В 2003 его жизнь дала крутой «политический» поворот. Он дружил с Александрой Буратаевой, ведущей новостей на Первом канале, которая стала депутатом Государственной думы. Арман с Муратом Насыровым поддерживали ее предвыборную кампанию. После она предложила Давлетярову перейти в Госдуму ее помощником.

«Поработав в Госдуме, выезжая в регионы России, понял, что могу быть полезным для родной Оренбургской области. Да, у меня не было опыта, но были знания, желание, силы. Поэтому в 2003-м решил баллотироваться от региона в Госдуму. Когда я выдвинул свою кандидатуру, не все из друзей и коллег поняли и поддержали меня. Но из одиннадцати кандидатов, которые баллотировались от нашего округа, я пришел третьим, за меня проголосовало несколько десятков тысяч человек».

Тем не менее в Госдуму Давлетяров не прошел. Естественно, расстроился. Более того, после предвыборной гонки оказался загнан в долги: пришлось занимать деньги, ведь его никто не спонсировал; бизнесмены готовы были помогать, только если станет депутатом. Несколько лет после кампании Арману пришлось закрывать финансовые вопросы.

«Но все равно тот период я вспоминаю как один из самых ярких. Не зря же политику называют вершиной шоу-бизнеса. Это был колоссальный опыт – поиск денег, которых постоянно не хватало, десятки встреч за день с самыми разными людьми – доярками, трактористами, учителями, врачами, руководителями местных администраций», – вспоминает собеседник.

В 2005 он возглавил ЦИК «Молодежного Единства» (молодежное крыло партии «Единая Россия»), в 2007-м окончил Российскую академию государственной службы при президенте России по специальности «психология управления». Там же защитил кандидатскую диссертацию. «Сегодня мне политика интересна ровно настолько, насколько большинству в нашей стране: я лишь мониторю, что происходит, но заниматься этим больше не хочу, не мое это. Сейчас понимаю, что мне интереснее работать в другом направлении», – утверждает Давлетяров.

У руля федерального

В 2008 Арман вернулся в шоу-­бизнес: пришел в команду «Муз-ТВ». С 2009-го занял должность музыкального директора телеканала и директора одного из самых престижных событий российского шоу-бизнеса – «Премии Муз-ТВ». В 2012-м стал управляющим директором, а в 2013-м – генеральным директором «Муз-ТВ».

ФОТО: Евгений Антонюк

Даже сегодня, когда в музыкальной индустрии правят бал стриминговые платформы, телеканал занимает видное место в музыкальном ландшафте России. Он бесплатно доступен жителям страны – от Владивостока до Калининграда. Фактически это единственный музыкальный федеральный канал с аудиторией около 100 млн зрителей по всему миру.

«У нас растет реклама, нашу аудиторию любят рекламодатели, ведь это одна из самых платежеспособных и активных категорий – женщины 25+, хотя еще несколько лет назад зрительское ядро составляли женщины 18+, – отмечает Давлетяров. – Безусловно, интернет повлиял на способ потребления музыкального продукта. Тем не менее доля смотрения нашего телеканала растет. Объясняю это тем, что тщательно подобранный контент интересен зрителю. Выражаясь молодежным сленгом, людям не нужно «париться» и искать в интернете качественную музыку, ток-шоу, прямые эфиры – все вместе это есть у нас. Сегодня, когда есть возможность сразу и без особых затрат выносить свое творчество на суд пользователей, интернет – это плюс. В то же время теперь людям надо прикладывать усилия, чтобы найти качественный продукт, разобраться, какая музыка хорошая, а какая плохая – ведь ее очень много. Я считаю, что людей, особенно молодежь, нужно воспитывать в хорошем смысле этого слова на правильной музыке. А у нас в эфире именно такая, причем разного плана – это и ABBA, и Beatles, и Егор Крид, и Димаш Кудайберген».

И тем не менее Давлетяров… хочет уйти из шоу-бизнеса. Куда? Этого он пока не говорит, но сообщает, что уже уделяет новому направлению своей деятельности большое внимание, развивает его.

«Я не говорю, что шоу-бизнес – это плохо. Просто я сделал здесь все возможное, мне становится не интересно, я уперся в потолок, – объясняет свои намерения собеседник. – В этом году у меня красивая дата – 50 лет. «Муз-ТВ» и «Премия Муз-ТВ» находятся на самом пике популярности. Для меня это самое подходящее время, чтобы уйти».

Две родины

Несмотря на то что Арман родился и всю жизнь живет в России, он поддерживает связь с Казахстаном – своей исторической родиной. Эта связь облекается во всевозможные проекты.

В 2015 году Давлетяров провел «Премию Муз-ТВ» в Астане. «Наверное, это был первый раз в истории российского телевидения, когда шесть часов прямого эфира велись из Казахстана, где звучали казахские песни, где мы рассказывали на казахском языке о Казахстане и его столице. Это уникальное событие в музыкальной индустрии», – считает собеседник.

Он также организовывал туры российских звезд по Казахстану, премию «Золотой диск», посвященную 10-летию независимости Казахстана, был продюсером закрытия Азиатских игр, которые проходили в Алматы, принимал участие в реализации проекта Ехро, международного фестиваля «Астана Дауысы» (сейчас Nur-Sultan Music Awards). «Это большие проекты, к которым я имею непосредственное отношение, с помощью которых я хочу быть полезен своей исторической родине», – говорит Давлетяров.

ФОТО: Евгений Антонюк

Кроме того, он принимал непосредственное участие в проектах, связанных с Казахстаном, на территории России: Дни культуры Казахстана в России, Дни Астаны в Москве и другие. «Их было за эти годы большое количество, и все я делал с большой радостью. Чем бы я ни занимался в своей жизни – телевидением, шоу-бизнесом или чем-то другим, всегда откликался и буду откликаться на предложения участвовать в событиях, касающихся Казахстана», – заявляет Давлетяров, добавляя, что в его сердце всегда хватит места для любви к двум родинам.

«Когда ты живешь за пределами исторической родины, невольно отвечаешь за нее в этом месте. Тебя, твою работу, твои поступки оценивают через призму твоей нацио­нальной принадлежности. Когда меня представляют в компании, всегда говорят: «Это Арман, он казах». Когда наши выигрывают в футбол, мне звонят и поздравляют: «Казахи выиграли, молодцы». Проиграют в боксе – сочувствуют, хотя я даже не знал, что был бой. Эта история сопровождает меня всю жизнь, поэтому я еще больше концентрируюсь на том, что делаю, чтобы не подвести не только своих родителей, но и Казахстан. Детям тоже говорю: «Когда учитесь в школе, занимаетесь спортом, вы не должны забывать, что вы не просто дети Давлетярова, вы еще и казахи, и по вашим поступкам, успехам будут судить о целом народе. Я горжусь тем, что я казах», – подчеркивает Арман.

У себя дома он обязательно отмечает все национальные праздники. «Раньше делал это один, потому что жил в Москве без семьи, – рассказывает он. – А сегодня нас уже семеро – я, моя супруга и пятеро детей: большая казахская семья в центре российской столицы. На праздники дети просят приготовить бешпармак, баурсаки, куыр­дак, из Казахстана я постоянно привожу казы. Было даже как-то: дети попросили привезти казы в Америку. Меня на границе остановили и спрашивают: «Зачем ты это за океан везешь?» Объяснил. Очень удивились: это же насколько надо любить свою кухню», – улыбается собеседник.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить