Акан Сатаев рассказал, сколько зарабатывают на кино в Казахстане

27399

Может ли кино быть успешным бизнесом? Известный казахстанский режиссёр рассказал, сколько нужно денег, чтобы снять хорошую картину, и как распределяются доходы от проката фильма

Ахан Сатаев
Фото: Андрей Лунин
Акан Сатаев

Издатель Forbes Kazakhstan и генеральный продюсер картины «Бизнесмены» Арманжан Байтасов побеседовал с режиссёром Аканом Сатаевым о развитии и коммерциализации киноиндустрии в Казахстане, а также о трендах мирового кино. Интервью состоялось в эфире радиостанции «Бизнес FM» в пятницу, 21 декабря.

Недавно я узнал, что вы стартовали в кино не как режиссёр, а как актёр, снявшись в фильме о декабрьских событиях в Казахстане.

- Я родился в Караганде, в актёрской семье. После школы поступил в Академию искусств им. Жургенева, на факультет режиссуры кино и телевидения. В студенческие годы мне удалось сняться в двух фильмах: «Аллажар» Калдыбая Абенова и «Жизнеописание юного аккордеониста» Сатыбалды Нарымбетова. На площадках этих фильмов я и влюбился в кино. До фильма «Рэкетир» я снимал рекламные ролики и свою дипломную работу защищал рекламным роликом.

Знаю, что был такой период, когда кино вообще хотелось бросить?

- Да, в 90-е было такое время: купил, продал, перепродал, денег заработал. Знакомые стали бросать институты, уходить на базары. Я начал думать – зачем учиться? Но тут я сыграл в фильмах, и это сыграло главную роль в решении остаться в творчестве.

Умение торговать на базаре помогло при создании фильма «Рэкетир»?

- В студенческие годы, когда Союз развалился, рэкет был ярким явлением. Но у меня в то время была ещё одна идея – «Заблудившийся». Я думал, с чего стартовать. В России вышел фильм «Бумер», и мы решили, что тоже стоит начать с криминальной драмы.

Насколько я помню прессу тех лет, это первый фильм, который в Казахстане собрал миллион долларов в прокате…

- Больше. Мы собрали $1 млн 250 тыс. Вообще кино – это длинные деньги. На «Рэкетире» мы до сих пор зарабатываем. Кроме проката, покупают телеканалы, авиакомпании, кабельное телевидение. Кстати, самую большую кассу в прокате зарабатывают американские мультфильмы, а у нас до сих пор нет своего анимационного полнометражного фильма. Это сложное производство, но мы должны когда-нибудь это сделать.

Кино как бизнес в Казахстане уже работает? Есть пороговые цифры – сколько надо потратить, чтобы снять фильм? Как оценить наш рынок кинопроката? Понятно, что у нас нельзя снять фильм за $40 млн и окупить его.

- В среднем успешная картина в Казахстане собирает $1 млн. Эта сумма делится пополам с кинотеатром, из них 5-7% забирает дистрибьютор. Значит, съёмочная группа зарабатывает $500 тыс. Исходя из этих цифр надо планировать. Если производство фильма превышает $100 тыс. – это очень рискованно.

В этой связи я хочу отметить большую роль государства, которое финансирует дорогие картины с очень важной идеологической составляющей. Снять большое историческое кино даже за $500 тыс. – нереально.

Почему бы нам не выходить за пределы Казахстана, если наш рынок небольшой, всего 18 млн человек?

- Абсолютно верно. Объём рынка маленький – это самая большая проблема. У нас примерно 300 кинотеатров. Нидерланды при таком же количестве населения имеют в три раза больше. Я считаю, что выход в нашей ситуации – экспорт. Идеальный пример – американцы, которые снимают кино и экспортируют свою идеологию, и зарабатывают на этом.

Вопрос о казахском языке в кино. Как вы относитесь к регулированию языкового вопроса внутри кинопроката?

- Я считаю, очень мягко и хорошо сделали – титрование. В Украине был второй в СНГ рынок по кинопрокату, и когда приняли закон о том, что абсолютно все фильмы надо переводить на украинский язык, они потеряли свой рынок. Это деликатный вопрос, а титрование поможет ещё и учить язык.  

Среди киношников активно обсуждается внедрение электронных билетов. Расскажите об этом.  

- Это болезненный вопрос. Законодательно предусмотрено, что со следующего года кинотеатры будут продавать электронные билеты. Государство для контроля за прибылью внедряет единую систему.  Сейчас мы вынуждены просто верить на слово кинопрокатчикам. По слухам, размывается 30-50% прибыли, представляете? Это очень серьёзные деньги.

Давайте поговорим про итоги года и планы на будущее. Что вы считаете успешным, прорывным проектом?

- Мы очень довольны результатом картины «Бизнесмены». Важным событием стала картина «Путь лидера. Астана» про лидера нации. Мы должны знать свою историю. Сейчас мы делаем картину «Томирис», которая выйдет в прокат в мае 2019. Мы готовы работать в любом жанре, главное, чтобы история была захватывающая, интересная.

Полную версию беседы можно прослушать на радиостанции «Бизнес FM» и посмотреть на странице проекта в Facebook.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить