Канны-2023: угроза ИИ, забастовки и участие Казахстана

17460

Историк искусства и кино Татьяна Розенштайн передаёт из Франции специально для Forbes.kz

ФОТО: © Festival Du Cannes

16 мая на Лазурном берегу Франции открылся 76-й Международный каннский кинофестиваль. Самое известное событие в мировом кинобизнесе всегда сопровождается сенсационными моментами и оживлёнными дискуссиями.

По данным источника Statista, годовой доход киноиндустрии превысил в 2022 году $38 млрд. Однако прогнозы на будущее не столь радужны, чему способствует недавно начавшаяся забастовка голливудских сценаристов, ставшая самой обсуждаемой темой Каннского кинофестиваля.

Бастующие сценаристов и растущие доходы гендиректоров

1 мая по призыву Гильдии сценаристов (WGA) в Лос-Анджелесе начались первые протесты. Сценаристы пикетировали крупные киностудии Paramount Pictures и Warner Brothers, уже в первые дни нанесли значительный ущерб кинобизнесу. Для нынешней забастовки был выбран особенно горячий сезон - весна, когда начинается работа над ключевыми шоу года, съёмки которых происходят летом. На настоящий момент ущерб оценивается в $2,8 млрд. Однако это только начало. 

Виновники кризиса, высшие руководители киностудий, которые проводят политику сокращения штатов и снижения зарплат, в большинстве случаев не столкнулись с уменьшением собственных доходов. В то время как они отправляют тысячи сотрудников на улицу, их собственные зарплаты достигают девятизначных чисел. Так, например, оклад руководителя Warner Bros. Discovery Дэвида Заслава составляет около $247 млн. Бывший глава Netflix Рид Хастингс недавно покинул компанию, успев получить компенсацию на 25% больше по сравнению с прошлым годом. В 2022 году восемь самых влиятельных генеральных директоров Голливуда заработали около $800 млн, в то время как зарплата телевизионных сценаристов снизилась на 23% за последние 10 лет, о чём сообщил сенатор Берни Сандерс в своём Twitter 2 мая. 

По сведению профсоюза сценаристов Америки, минимальная зарплата авторов на телевидении и в потоковых медиа варьируется в зависимости от опыта работы, бюджета проекта и его типа (игровой фильм, телевизионный) и составляет около $5000 в неделю. Сумма уменьшается с увеличением числа гарантированных недель работы и может достигнуть минимума в размере $3964 в неделю. В результате неудачного совпадения в марте и апреле 2023 года информация о высоких компенсациях генеральных директоров просочились в прессу и создала резкий контраст с сокращениями штатов, а также послужила началом забастовки сценаристов.

ФОТО: © Festival Du Cannes

Альянс производителей кино и телевидения (AMPTP), выступающий от имени студий, обеспокоен последствиями этого протеста. Если забастовка продлится 100 дней, как это было в 2007 году, то потери будут ощущаться, как минимум, в следующие пять лет. Агентство по экономическому развитию округа в Лос-Анджелесе уже считает убытки не только в области киноиндустрии, но и в других областях. Дело в том, что съёмка одной голливудской картины стоит около $250 тыс. в день. И речь идёт не только о творческом процессе и его реализации. Деньги вкладываются в гостиницы, аренду помещений и участков земли, питание и рестораны, строительные компании и многое другое. 

Гильдия сценаристов запросила повышение ставок на общую сумму $429 млн. Разделение этой суммы между крупнейшими студиями, такими как Netflix, Warner Bros, Paramount, Sony, Disney, Amazon, Universal, Apple означало бы, что каждый из них лишь увеличил авторский бюджет на сумму не более $50 млн. Тем менее альянс предлагает в ответ лишь $86 млн, делая основной упор на повышение минимальных ставок. Его представители также заявили, что вынуждены обратить внимание на развитие технологий, в том числе искусственного интеллекта, в создании сценариев, в то время как профсоюз авторов требует защиты от такой интеграции. Изначально киностудии планировали внедрять ИИ для переработки авторских сценариев на начальной стадии. Сценаристам же предлагалось дорабатывать сгенерированные ИИ тексты. Другими словами, в основе должен был действовать принцип «Технологии призваны помочь людям, а не заменить их». Однако на практике, пока идут протесты авторов, некоторые главы студий уже интересуются возможностями ускорения развития технологий, чтобы не слишком зависеть от «настроений живых людей».

ФОТО: © Festival Du Cannes

Апокалипсис или революция?

В рамках Каннского кинорынка (Marché du Film) состоялась панель на тему «Искусственный интеллект: апокалипсис или революция? Переосмысление креативности, контента и кинематографа в эпоху искусственного интеллекта», на которой технологи поделились с аудиторией кинопрофессионалов, как будет применяться искусственный интеллект для создания сценариев, персонажей, видео, голосов и графики. Изменения касались не только текстов, но и звука. Так, на мероприятии присутствовал генеральный директор Picsart Ховханнес Авоян, фирма которого разработала программное обеспечение для редактирования изображений, работающего на базе искусственного интеллекта, а также руководитель отдела этики и партнерств в Respeecher Анна Булах, где разрабатываются технологии, позволяющую одному человеку говорить с использованием голоса другого человека.

Участники обсуждали риски, связанные с применением искусственного интеллекта, включая возможности намеренного злоупотребления технологий, и последующую за этим массовую безработицу и вымирание человека. 

Тем временем на кинорынке многие из участников столкнулись с интересным явлением. Из-за забастовки сценаристов им представляли сценарии, которые не являлись окончательными, но содержали заметки режиссёра и продюсера о возможных будущих изменениях. К этому также добавлялось, что сценарист, создавший проект, в настоящий момент участвует в забастовке, но есть надежда, что он вернётся и доработает изменения. Другими словами, покупателям предлагалось принять решение о приобретении проекта, который может и не быть осуществлен в этом году, а возможно, и не будет завершён вообще.

ФОТО: © Festival Du Cannes

Новый глобальный игрок

В этом году на Каннский кинорынок зарегистрировалось 13500 участников из 120 стран. Это - рекорд, до пандемии насчитывалось 12500 участников. Среди них самым стремительно растущим кинорегионом стала Саудовская Аравия, которая активно вкладывает деньги в международные проекты. Интересно, что в 2018 году в стране ещё не было ни одного кинотеатра. Сегодня эта страна является лидером по кассовым сборам на Ближнем Востоке. В марте здесь запустили новую программу финансирования киносектора на сумму $234 млн, открытую как для местных, так и международных компаний, работающих в киноиндустрии страны. Две новые киностудии страны, открытие которых запланировано на август 2023 года, уже забронированы для съёмок до конца 2024 года.

ФОТО: © Festival Du Cannes

Пока сложно понять схему, по которой работают местные инвесторы. Кажется, что ими руководит желание оказаться в фокусе внимания любой ценой. Взять хотя бы инвестиции саудовских шейхов в картину «Жанна Дюбарри», которая открывала нынешний Каннский кинофестиваль. С одной стороны, поддержка была оказана Джонни Деппу, который, несмотря на свой подпорченный имидж из-за судебного процесса о насилии над бывшей женой, был приглашён в Саудовскую Аравию, где гордо позировал перед камерами фотографов вместе с министром культуры страны – принцем Бадром. С другой стороны, фильм про любовницу французского короля с многочисленными интимными сценами вряд ли пройдёт цензуру и будет показан в самой стране. Однако тот факт, что фильм был включён в программу самого престижного фестиваля и инвестиции из Саудовской Аравии были у всех на слуху, уже сыграло определенную роль в продвижении региона.

Кадр из фильма «Жанна дю Барри»
Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»
Иллюстрация: © Festival Du Cannes

«Жанна Дюбарри» не является единственным фильмом, поддержанным Саудовской Аравией, на Каннском кинофестивале. Среди других проектов - конкурсный фильм «Четыре дочери» тунисского режиссёра Каутера Бен Хании, которому уже сейчас некоторые кинокритики пророчат «Золотую пальмовую ветвь», дебютный фильм сенегальского режиссёра Рамата-Тулай Си «Банель и Адама», «Прощай, Юлия» Мохамеда Кордофани, «Мать всей лжи» Асмаэ Эль Мудир и «Гончие» Камала Лазрака. Даже если ни один из этих проектов не получит каннских наград, Саудовская Аравия уже заявила себя законным членом глобального киносообщества. 

ФОТО: © Татьяна Розенштайн

Взгляд в будущее киноиндустрии Казахстана

Первые дни Каннского кинофестиваля ознаменовались множеством событий, представляющих казахстанскую киноиндустрию. В Казахстанском национальном павильоне прошли презентации двух фестивальных площадок страны: международных кинофестивалей «Томирис» и «Евразия». «Томирис» - фестиваль международных киношкол, организованный Казахским национальным университетом искусств (КазНУИ), направлен на поддержку и продвижение молодых талантов Казахстана, получающих образование как внутри страны, так и за рубежом. До настоящего момента этому мероприятию удалось объединить студентов 13 национальных и международных школ. Международный кинофестиваль «Евразия» объединяет кинематографов Запада и Востока. Его программный директор Гульнара Абикеева считает, что фестивалю удалось стать успешной площадкой для поддержки нового поколения кинематографистов. Среди известных режиссёров, которые участвовали в этом продвижении, были Фархат Шарипов, Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Ерлан Нурмухамбетов, Алдияр Байракимов и другие.

ФОТО: КазНУИ

Панель, которая прошла в Palais du Festival, затронула также вопросы кинообразования. Ректор КазНУИ Айман Мусаходжаева отметила в своём докладе предпочтения молодых кинематографистов из Казахстана создавать короткометражные форматы. Их создание не требует больших бюджетов и может осуществляться в учебных заведениях, таких как КазНУИ, КазНАИ, AlmaU, «Туран» и других.

ФОТО: КазНУИ

В докладе заместителя председателя ГЦПНК Бауржана Шукенова «Киноиндустрия Казахстана: цифры и перспективы развития рынка» были затронуты темы кинопроката и анализ кассовых сборов в стране. Было отмечено, что даже в тяжёлые годы пандемии в Казахстане было завершено производство 83 фильмов, получивших также государственное финансирование. Среди них дебютный фильм Айжан Касымбековой «Огонь», премьера которого прошла на южнокорейском кинофестивале в Пусане. Впоследствии лента получила многочисленные награды.

Кстати, в настоящий момент проходит очередной конкурс кинопроектов, претендующих на государственное финансирование. В павильоне Казахстана режиссёр Талгат Теменов представлял свой новый фильм «Кара Кыз» («Смуглянка») на тему Второй мировой войны.

ФОТО: КазНУИ

На вопрос Forbes.kz, почему эту тему режиссёр считает сегодня особенно актуальной, он ответил: «Эта картина прежде всего о любви и дружбе во время войны. Сегодня мы живём в такую эпоху, когда война неожиданно началась рядом с нами, и я считаю важным напомнить, что любая война – трагедия и в ней нет победителей. Сегодня на земном шаре нас насчитывается около 8 миллиардов человек. И все мы выжили только благодаря любви. Поэтому мне было важно снять картину именно на эту тему». Премьера кинофильма Теменова пройдёт осенью на Международном венецианском кинофестивале. 

Крайний слева - Талгат Теменов
Крайний справа - Талгат Теменов
ФОТО: © Татьяна Розенштайн

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить