Эрнар Курмашев: как киноиндустрия Казахстана стала зарабатывать

42763

Известный продюсер дал интервью Forbes.kz

Эрнар Курмашев
Эрнар Курмашев
ФОТО: личный архив

В четверг, 16 марта, состоялась премьера третьей части детской комедии «Каникулы off-line». По сюжету, городских детей отправляют в аульный этнолагерь, где учат жить без смартфонов и планшетов. Первые две серии оказались успешными, и продюсер фильма Эрнар Курмашев уже думает построить вокруг «Каникул» киновселенную. Не рано ли замахиваться на лавры Голливуда и какое будущее в целом ждет казахстанский кинематограф? Свое видение Курмашев представил в интервью Forbes.kz.

F: Эрнар, сегодня в казахстанских кинотеатрах и на стримингах, можно сказать, засилье отечественных картин. Как вы думаете, что дало толчок казахскому кино? Может, вливание госденег, или нахождение своей ниши — комедий, или уход мировых кинокомпаний с российского рынка?

- Сейчас Алматы становится центром кино СНГ, это однозначно. Здесь и дублируют голливудские фильмы, которые потом идут в прокат в СНГ, и снимают кино не только для отечественного рынка, но и для других стран. Все больше зарубежных кинематографистов интересуются Алматы как локацией для съемок. Город и область вообще очень удобны для съемок: большое количество солнечных дней, красивые локации, есть инфраструктура, есть кадры, а также недорогие условия жизни в мегаполисе, что тоже привлекает кинематографистов. Не так много в мире городов, где можно снять кино за 150-200 тысяч долларов, причем «смотрибельное» кино, которое привлечет зрителей в кинотеатры.

Многие наши кинематографисты понимают, какое сейчас нужно кино зрителю. В основном это комедии, в которых можно посмотреть на свою жизнь через «окно» киноэкрана. И продюсеры понимают, что могут, сняв ленту за $150 тысяч, собрать в прокате до миллиона. К примеру, мы «Каникулы off-line» вообще сняли за $60 тысяч. Причем прокатчики предупреждали, что, во-первых, детские фильмы не собирают кассу, а, во-вторых - мы не сможем конкурировать с голливудскими франшизами. Но мы все же решились.

F: На чем удалось сэкономить?

- Весь фильм мы снимали «асаром» у меня в ауле, где я провел свое детство, где жили мои родственники - их всех я попросил помочь. Они расселили съемочную группу по своим домам, бесплатно кормили, помогали строить декорации.

Кино получилось успешным, мы собрали в прокате $600 тысяч и решили развивать проект дальше. Там же, в ауле, в доме моего дедушки мы открыли настоящий детский лагерь. Использовали декорации, которые остались от съемок, закупили юрты, построили домики на деревьях и пригласили детей отдыхать. В первый же сезон мы отбили все затраты, а главное — детям очень понравилось, многие оставались на несколько сезонов. Много родителей звонили и благодарили, говорили, что после лагеря дети изменились в лучшую сторону.

Затем нашли инвесторов, у которых была база, и открыли большой, более современный лагерь, где за прошлое лето приняли более 500 детей. Ребята получили не только знания о казахской культуре и традициях, но и творческие навыки, раскрепостились, отдохнули от информационного шума, соцсетей.

F: А когда вы сняли вторую часть фильма?

- Первая часть «Каникулы off-line» вышла на Наурыз 2018 года, и в том же году, в декабре, мы выпустили в прокат вторую. Бюджет уже был $250 тысяч, собрали в прокате $900 тысяч. Актеры фильма — и дети, и взрослые — стали настоящими звездами. Например, Али Султан сейчас снимается в турецком сериале, уже полгода живет в Стамбуле. Магжан Хамит, который снялся во всех трех частях, стал очень популярен среди подростков и детей, у него полмиллиона подписчиков в TikTok, поклонницы бегают за ним, чтобы сфотографироваться. А Еламан Есентаев стал продюсером и сейчас дебютирует с фильмом «Родной».

Помимо быстрых достижений в кинематографе, у детей появилось важное - основы креативного мышления. На уровне детского творчества мы сейчас закладываем основы развития креативной индустрии через молодое поколение. В будущем это однозначно станет толчком к развитию индустрии развлечений, и наши дети смогут качественно влиять на развитие и экономику страны.

F: Делаете ли попытки выйти с франшизой на зарубежный рынок?

- Оказалось, что тема диджитал-детокса у детей очень актуальна. Есть заинтересованность турецких продюсеров сделать ремейк фильма, есть заинтересованность сделать на английском языке, а также есть интерес у россиян. Насчет английской версии уже заключен договор, инициаторы ведут переговоры с Netflix, занимаются фандрайзингом. Если получат финансирование, то купят у нас права на ремейк. Также фильм размещен на всех российских стриминговых сервисах.

Когда мы увидели, сколько «побочных» продуктов у нас получилось, мы поняли, что кино перерастает в бренд, детскую киновселенную, так что сейчас собираемся заняться мерчем и т. д.

F: В Казахстане растет казахоязычная аудитория, но ваши фильмы на русском. Почему?

- Сейчас снимается много полностью казахоязычных фильмов, и у них хороший бокс-офис, не то что раньше. Наши фильмы уже на 50% на казахском — спрос рождает предложение.

F: У вас в карьере есть должности начальника управления культуры Алматы и советника акима. Помогает ли ваш опыт чиновника и старые связи в продюсировании?

- На госслужбе я занимался развитием креативной экономики, старался максимально раскрыть это понятие. Мы провели большую работу, защитили пятилетнюю госпрограмму по развитию креативной экономики. Я считаю, что это очень важно: креативная экономика приносит до 10% ВВП развитым странам. Казахстану - пока всего 1%, есть куда расти. Плюс это улучшение имиджа страны.

С должности советника я ушел год назад, никакой господдержкой сейчас не пользуюсь, все кино снимаю на частные инвестиции. То же касается и кинофестиваля Almaty Film Festival, который мы проводим. Стараемся организовать его без госбюджета. В рамках кинофестиваля мы хотим организовать в Алматы крупнейший в СНГ кинорынок.

F: То есть захватить поле, с которого ушли российские кинематографисты?

- Можно и так сказать. Не то чтобы захватить - всё само собой происходит. Мне минимум раз в неделю звонят коллеги из других стран с предложениями. Думаю, скоро в Алматы на каждом углу будет сниматься кино.

F: Откуда возьмутся на это деньги?

- Я надеюсь, что в индустрию будет заходить все больше крупных частных инвесторов. Мы видим, что производится больше качественных и коммерчески успешных фильмов. Картины, снятые за 100 миллионов тенге, собирают в прокате по 600-700 миллионов.

Я бы хотел, чтобы инвестиции пришли в анимационную индустрию — это очень перспективное, но недооцененное направление. Можно создавать детские франшизы, которые будут приносить большие дивиденды. Видели новость, что права на «Свинку Пеппу» (успешный британский мультсериал для дошкольников - F) были проданы за $4 миллиарда? Это стоимость нескольких наших нацкомпаний. Но дело в том, что с государством создать анимационный проект очень сложно: нужно стабильное финансирование на три-пять лет, а у нас на второй серии может смениться чиновник или бюджет сократят и всё закроется. Поэтому мы создали частный фонд по развитию детской кино и анимации, и часть прибыли от проката «Каникул» пойдет в этот фонд.

Что касается будущих проектов – я хотел бы создать казахстанский аналог студии Pixar. В нашей стране очень много талантов, и при правильной организации мы сможем достигнуть многого – а именно создать мощную креативную экономику.

На премьере третьей части «Каникулы off-line»
На премьере третьей части «Каникулы off-line»
ФОТО: личный архив

F: Вы говорите о детоксе от соцсетей, но сами от них не отказываетесь. В вашем Instagram много пафоса и сплошь только хвалебные комментарии. Вы их чистите?

- Нет-нет, вообще не чищу. Я пишу посты редко и в основном о каких-то достижениях, поэтому, наверное, такое впечатление. Недавно я решил стать активнее в соцсетях, так как это важно перед прокатом фильма. И в целом понимаю, что необходимо развивать личный бренд. Сейчас весь бизнес ушел в онлайн, и, по сути, та экосистема креативной экономики, которую я пытался построить через государственный ресурс, сама по себе выстроилась во время пандемии в онлайн-вселенной. Любой талант или креативный предприниматель сейчас может быстро стать успешным, если будет активным в цифровом мире. Причем тут совершенно нет границ. Туда однозначно надо идти всем креаторам Казахстана!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить