Юрий Стоянов: как заставить зрителя улыбнуться, не сняв штаны

3384

В среду, 14 ноября, народный артист России впервые выступит в Алматы с сольной программой «Для своих»

Фото: Роман Суханов

Накануне творческого вечера, организованного Лекторий.kz, Юрий Стоянов встретился с казахстанскими журналистами. И вот о чем рассказал артист.

Какие роли выгодные?

Я не открою Америку: неоднозначных людей играть интересней, легче, потому что они ярче выписаны. И играть их выгоднее для артиста. Хотя зритель в конечном счете полюбит какого-нибудь среднего артиста, но очень красивого, который сыграл положительную роль. В итоге у меня профессиональные задачи, а у него – другие.

Сниматься я люблю. Но если еще повезет и будет режиссер профессиональный, и оператор грамотный, и группа хорошая - тогда вообще всё сходится. Но это бывает редко.

Вообще я представляю счастливую профессию, в которой могу делать всё то, за что в обычной жизни получил бы уже четыре пожизненных срока.

Почему фильм «Человек у окна» особенный для Стоянова?

Он был придуман для меня. Это была идея телеканала «Россия» - показать артиста, который много лет работает на этом канале, в другом качестве, в котором его не ожидает увидеть зритель. Были выделены деньги, и я нашел очень симпатичного молодого человека, Илью Тилькина, который создавал сценарий так: я говорил, а он записывал. Потом я ему заявил, чтобы он забыл всё, что я ему сказал. И на каком-то этапе все мною сказанное он интерпретировал.

Режиссера (Дмитрия Месхиева) тоже предложил каналу я. А этот гад перед съемками фильма, деньги на который выделили для меня, устроил кастинг! И я нырнул в это, и прошел эту игру. Прошел через унижение. С меня слетела вся шелупонь, и я стал нормальным, очень волнующимся и зависимым артистом. Вот тогда я по-настоящему обрел право играть эту роль! И она получилась.

О чем фильм? О том, как в наше время может прожить, извините за затасканное слово, очень хороший, интеллигентный и добрый человек. То есть, как, например, Юрию Деточкину жилось бы сейчас. Поэтому картина мне дорога.

Имея опыт и заслуги, нужно ли что-то доказывать зрителю сейчас?

Доказывать в этой профессии приходится постоянно. Вот вышел я на сцену. Зрители хлопают. Чему хлопают? Вначале - моим прошлым заслугам; своей молодости; передаче («Городку» - F), которую они очень любили, и которая в чудовищное время, в 90-е, как-то скрашивала жизнь.

Потом зрители смотрят: одень артист прилично, выглядит неплохо для 61 года, не такой жирный и маленький, как они себе представляли на экране – за это похлопали.

А дальше чего? Нужно артисту что-то делать, доказывать. Другое дело, что внутри этого доказательства надо не забывать самого главного: я выхожу на сцену, не чтобы доказывать, а чтобы получать удовольствие. И если получаю его я, то получают и еще какое-то количество людей. В этой профессии человеку либо нравится, либо не нравится, и зритель это всегда чувствует.

Фото: Роман Суханов

Почему комики мрачны в жизни?

Комедийные актеры в жизни довольно мрачные люди. Но не потому, что за ними тянется шлейф профессии. На самом деле они не мрачные. На самом деле они существуют в пределах нормы. Но зрителям на контрасте кажется, что если в обычной жизни они на пупе не стоят, значит, мрачные.

Стал ли Стоянов лучше понимать женщин после женских ролей в «Городке»?

Нет. Наоборот, чем больше узнавал, тем больше удивлялся. Но надо понимать, что перевоплощение - часть моей профессии. Вспомните моего партнера (Илью Олейникова. - F) – какую женщину он мог сыграть? с каким уровнем гормональных расстройств? и сколько раз он смог ее сыграть? Ну, несколько раз он и сыграл - один раз веером лицо прикрывал, другой раз платком. Была, правда, попытка сбрить усы, когда я поставил ультиматум и сказал, что больше не могу играть женщин. Но когда я увидел результат, то был в шоке и сказал Илье: не надо. Я cыграл порядка 3000 женщин, и это очень опасно - ты повторяешься, сам себя уважать перестаешь.

И потом там даже не я играл женщин - мы вдвоем их играли. Зрители воспринимали, как я играю, через то, как ко мне как к женщине относился мужчина, который был рядом. То есть, Илья транслировал зрителю отношение ко мне. Поэтому это не только моя заслуга.

Я вообще не очень люблю, когда мужчины играют женщин. Нет, не потому, что я это делаю замечательно. Просто это очень легкий хлеб. Если после переодевания ты похож, зритель тебе уже дает фору. А вот когда тебе женщина скажет, что на твоем месте невозможно представить актрису, или когда зритель на какое-то время забывает, что мужчина играет женщину – во тогда это для меня комплимент. И такие комплементы были – много, и от очень больших актрис.

Почему Стоянов решил стать артистом?

Когда ты ребенок, мотивации у тебя очень простые – понравиться конкретной девочке, или чтобы три идиота, которые тебя обижали, потом просили автограф.

Я с детства обожал Чарли Чаплина, это очень важный человек в моей жизни. Это чувство несформулированное, абсолютно интуитивное. Да у меня в четыре года и выбора-то никакого не было. И это в семье, где мама учитель, а папа врач.

А потом на меня повлияли очень много больших актеров, с которыми я работал – и Олег Басилашвили, и Владислав Стржельчик, и Павел Луспекаев, и Никита Михалков, и Олег Табаков, и многие другие. Жизнь у меня такая: от меня - одно рукопожатие до великих. Надеюсь, вы не спросите, кто такой Басилашвили? А то я в Лос-Анджелесе на алее звезд решил купить статуэтку Чаплина. В магазине статуэток мне задали вопрос: «Who is mister Chaplin?».

Чарли Чаплин сказал: я благодарен своим зрителям, которые сделали меня знаменитым. Это значит, что зрителю надо быть благодарным всегда.

Что ждать алматинскому зрителю от встречи?

Моя программа называется «Для своих» независимо от того, какой зал снимают организаторы. Это может быть зал на 400 мест, а может быть и на 3000. Просто от этого увеличивается или уменьшается количество «своих». Почему я так назвал программу? Потому что я делаю на сцене то, что делал бы в маленькой компании знакомых. Это очень смешная (иногда на грани), порой очень грустная, очень личная история. Но она вся обрамлена юмором, моими гитарами и тем, чего зритель, может быть, не очень ждет от меня.

Кто приходит на артиста? Те, кто считают его своим. Это очень простая идентификация. И те, кто ко мне пришел – они мои.

Все это было придумано мной еще тогда, когда этот жанр у нас не стал таким популярным и раскрученным. Это - музыкально-лирический, очень смешной стендап. Почему именно этот жанр? Потому что любой стендап – это монолог про себя, очень личная история.

Доля импровизации на сцене очень большая. И она зависит от публики. Но не в том смысле, что мне кто-то будет орать, и я пойду на поводу – этого не будет никогда, я же не эстрадный певец. Я не вызываю людей на открытый диалог, я вызываю на диалог наших общих воспоминаний, диалог памяти.

А интерактив… Знаете, если бы я был ленивым человеком, я бы поставил микрофоны в зале, положил бы карандашики и нарезал бумажки, и был бы отличный интерактив – отвечай на вопросы, шути со зрителем и импровизируй. Но я этого очень не люблю.

Фото: Роман Суханов

Чувствует ли Стоянов себя заложником своего амплуа?

Я положил полжизни на то, чтобы меня воспринимали как комедийного актера. И что, теперь я начну кокетничать, гордо задирать свою физиономию и говорить: «Как это ужасно! Как они не понимают, что я - трагический артист»? По-моему, это лицемерие. Да, иногда я могу включить «фе», но самому потом стыдно становится. Надо уважать зрителя – она тебе заплатил за твои старания любовью, преданностью.

Я могу другое сказать, как профессиональный актер, проработавший в лучших театрах мира: артист на сцене ничего не ценит так, как смех, добытый в зрительном зале. Нас плакать заставляют в жизни на каждом шагу, еще и в театре. Поэтому (драма. – F) - это невеликий труд. А вот ты заставь улыбнуться! И еще важно, каким способом – не сняв штаны и не рассказав про управдома, тещу или продавщицу.

Поэтому считается, что комедийный актер – хороший драматический артист. Поэтому я и могу сыграть драматическую роль. Могу и играю. А вот могут ли те артисты сыграть комедию – большой вопрос.

Творческий вечер Юрия Стоянова проходит в среду, 14 ноября, в филармонии им. Жамбыла в Алматы. Начало в 19.00

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить