Выставка Ербосына Мельдибекова «24/7»: почему нельзя её пропустить?

7502

Ценители современного искусства будут впечатлены созвучию художественного образа и политических реалий, а коллекционеры оценят инвестиционную привлекательность работ художника

Досым Сатпаев, Валерия Ибраева, Ербосын Мельдибеков
Фото: Дмитрий Каратеев
Досым Сатпаев, Валерия Ибраева, Ербосын Мельдибеков

Персональная выставка художника Ербосына Мельдибекова «24/7» проходит в Artmeken Gallery и продлится до 4 ноября.

Как отметила куратор выставки искусствовед Валерия Ибраева, эта выставка нонспектакулярная — здесь нет красивых девушек и пейзажей.

- Выставка не изобразительная - она философская. Цифры на шкурах яка, цифры в интерактивных инсталляциях, радио 24/7, всё это - философские размышления о значении чисел в жизни человека. Очень интересная идея, которую придумал художник для лучшего понимания самих себя, — сказала Валерия Ибраева Forbes.kz.

Валерия Ибраева
Фото: Дмитрий Каратеев
Валерия Ибраева

Цифры на шкурах яка — это работа «Тавро», которой художник отдал три года, с 2014 по 2017. Как отметил сам Ербосын Мельдибеков, он ничего не создавал, это реди-мейд, просто татуированные шкуры яков, которые художник натянул на подрамник.

Как говорится в релизе к выставке, «разного размера панели он располагает по возрастанию цифрового значения клейм, словно цитируя Ремарка: "одна смерть – трагедия, смерть миллионов – статистика". Ещё более мучительно читаются пропуски в нарастании цифр, как, например, 845 и 7 225 - умолчания о тех, кто не попал даже в статистику. Цвет и формат панелей унифицирован, и, в принципе, структура «Тавра» прекрасно ложится в сталинско-гитлеровскую концепцию нивелировки личности».

Досым Сатпаев

Фото: Дмитрий Каратеев
Досым Сатпаев

- У Ербосына изначально локатор настроен на глубинные политические процессы. Меня сильно поразила его долгая исследовательская работа, когда он в разных странах Центральной Азии в течение долгого времени снимал памятники — как они сменяли друг друга. Постаменты те же самые, а со сменой эпох появлялись другие фигуры. Мне это напоминает Станислава Ежи Леца, который говорил: "Когда сносите памятники, не сносите постаменты, они ещё пригодятся". Вот с той работы он мне запал в душу. Для меня Ербосын интересен именно тем, что он через художественные образы затрагивает глубинные политические вещи, — поделился своим мнением с Forbes.kz Досым Сатпаев, известный политолог и общественный деятель. Собственно, выставка в Artmeken Gallery организована совместно с его благотворительным фондом.

Работа «Тавро»
Фото: Дмитрий Каратеев
Работа «Тавро»

- Выставка "24/7" интересна чем? Что такое эта нумерация на шкурах? Она характеризует наше бытие. С самого рождения до самой смерти каждый человек попадает в эту матрицу. Человека загоняют в эту нумерацию — метрики, ИИН, паспортные номера, банковские. Мы становимся частью системы, и нас ассоциируют с цифрами. Даже сотовые номера ассоциируются с именами. Это немного опасно для нас, мы теряем свою индивидуальность. За цифрами мы теряем человека. У Ноама Хомски есть работа «10 способов управления массами», один из которых - как раз превратить человека в некую статистическую единицу без собственного мнения. Это интересно не только власти, но и большому бизнесу — ему нужен потребитель, маркетинговая единица, которая только потребляет, — продолжил Досым Сатпаев.

Интерактивная инсталляция «Enter»
Фото: Дмитрий Каратеев
Интерактивная инсталляция «Enter»

Кроме «Тавро» на выставке представлена интерактивная инсталляция «Enter». Она представляет собой белую стену, на которой каждый желающий может написать свою цифру, в символическом смысле зритель включается в насильственные действия, стирая своего предшественника.

Большой интерес у зрителей вызывает аудиоинсталляция «24 часа в сутки» — по радио юноша пересказывает сюжеты всех просмотренных им фильмов о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве.

Аудиоинсталляция «24 часа в сутки»
Фото: Дмитрий Каратеев
Аудиоинсталляция «24 часа в сутки»

- Когда человек пересказывает просмотренные им фильмы, он пересказывает своими словами, формируя новые мифы. Это новый вариант эпоса. Именно сейчас в нашей политической реальности мы видим формирование новых мифов, стереотипов. Это не очень хорошо, потому что новые мифы и стереотипы формируют новое мракобесие. Мы возвращаемся в эпоху средневековья: так много охоты на ведьм сейчас и желания что-то уничтожить. Мы сейчас наблюдаем эпоху неоневежества, формируемого через масс-медиа, политический популизм. Опять же у Ноама Хомски один из способов манипуляции — восхищение посредственностью. Власть целенаправленно пытается создать новых посредственных героев, которыми все должны восхищаться. Эти посредственности не задают вопросы, у них нет критического мышления, они заставляют людей опускаться до своего уровня, до низкой планки потребительства, — считает Досым Сатпаев.

Фото: Дмитрий Каратеев

Как отметил собеседник Forbes.kz, работы Ербосына Мельдибекова намного глубже, чем кажутся на первый взгляд. А Валерия Ибраева считает, что таких глубоких художников, как Ербосын Мельдибеков, мало не только в Казахстане, но и в мире.

- Я рекомендую сходить на выставку, — заключила искусствовед.

По словам Валерии Ибраевой, работы Мельдибекова куплены и представлены в пяти музеях мира.

- У нас вообще закупов не было со времен приобретения независимости. У нас дыра в развитии нашего современного искусства. Всё, что у нас есть в музеях, создано и закуплено в советское время. И разговоры о деколониальности на этом фоне звучат странно. Мы пытаемся освободиться от советского мышления, но любой человек, который ходит в наш музей, видит коллекцию, созданную и собранную советской властью, — ответила Валерия Валентиновна на вопрос Forbes.kz о востребованности Ербосына Мельдибекова в Казахстане.

Ербосын Мельдибеков
Фото: Дмитрий Каратеев
Ербосын Мельдибеков

- В Казахстане не берут. Покупают в Брюсселе, Гонконге. Эту работу («Тавро» — F.) приобретает музей современного искусства Сингапура, мы сейчас в процессе, — сказал Forbes.kz сам Ербосын Мельдибеков.

Сумму сделки художник не назвал, сказав, что работа продана «за приличные деньги». При этом продаёт он не все свои работы. Творения, связанные с локальным контекстом, с Центральной Азией, не продаются.

- Да, работы в цене растут. Главный индикатор для инвестиций в искусство — покупает музей или нет. Если музеи покупают работы, значит, цена на них будет расти, — ответил он на вопрос Forbes.kz об инвестициях в его работы.

Одна из знаменитых работ Ербосына Мельдибекова «Брат мой - враг мой» в последний раз была перепродана за 40 тыс. евро, а впервые её выставили на продажу в 2000-м - за $2500. Так что персональная выставка Ербосына Мельдибекова «24/7» интересна не только с точки зрения отражения политической действительности, но и с точки зрения вложений.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить