Узбекский халат для Капитана Америка: как художники переосмысливают орнаменты

20263

Участники выставки Ornamentum представили четыре измерения древнего искусства

Выставка современных центральноазиатских художников Ornamentum открылась во вторник, 11 февраля, в Aspan Gallery, Алматы.

Как сказано в пресс-релизе выставки, «если в древности орнамент нес сакральные, космологические и философские смыслы, то сейчас из-за повсеместного применения он стал китчем: псевдоэтнический декоративный стиль встречается как на флагах и гербах, так и на скамейках и мусорных баках».

Свое видение орнаментальных мотивов представили казахстанцы Бахыт Бубиканова, Елена и Виктор Воробьевы, Диляра Каипова из Ташкента и бишкекчанин Марат Райымкулов.

- Групповая выставка дает возможность выставить молодых художников, чье творчество интересно увидеть под определенным углом, - объяснила идею экспозиции в комментарии Forbes.kz директор галереи Меруерт Калиева. - Мы живем в ситуации, когда орнамент присутствует везде, причем зачастую в гротескной форме, когда сложнее купить простой чехол для телефона, чем с орнаментом. Это особенно заметно, когда ты возвращаешься из-за рубежа – видишь, что орнамент присутствует повсеместно.

По мнению галериста, этот феномен интересен с антропологической точки зрения: с одной стороны, у нас есть желание чувствовать себя частью какой-то культуры, с другой – многое навязано нам государством.

Так, в работах Диляры Каиповой традиционные узбекские халаты внезапно «украшаются» попсовыми персонажами и символами – Микки-Маусом, щитом Капитана Америки, масками с картины «Крик» и шлемом Дарта Вейдера. Глобализация закрашивает национальные традиции, одновременно обесценивая их и придавая новый смысл.

- Серия графических работ «Бижутерия для неба» Елены и Виктора Воробьевых изображает гирлянды из лампочек на трассах, которые начали устанавливать еще в советское время, - продолжила Меруерт. – Украшение для неба? Зачем это великое и всеобъемлющее небо нужно украшать? Почему мы, люди, чувствуем потребность сделать небо ближе, одомашнить, как-то украсить? Что эта потребность говорит о нашей натуре?

Работы еще одного участника выставки Марата Райымкулова трудно назвать орнаментом, они напоминают детские рисунки или карикатуры – вроде газетных Андрея Бильжо.

- Рисунки Марата – как дневники; он запечатлевает абсурдные ситуации, с которыми сталкивается, и получается тоже своего рода орнамент. События становятся повторяющимися, заменяющими друг друга, цикличными, что в итоге никуда не приводит. Как будто наша жизнь со всеми ее событиями становится просто узором, - обозначила свое видение работ художника галерист.  

«Тетрадные листы» в клетку именитой казахстанки Бахыт Бубикановой, изрисованные «косичками» и ромбиками, по мнению организаторов выставки, «являются отражением нашего визуального кода и психики и становятся своего рода памятниками нашей эпохе».

- Искусство должно отвечать только самому себе. У него нет иной функции в этом мире, оно не отражает действительность, но иногда может передать более глубокие цели. И с этой точки зрения все искусство можно воспринимать как орнамент, - считает Меруерт Калиева.

Отвечая на вопрос, возможна ли в Казахстане организация ежегодной региональной выставки, наша собеседница отметила, что попытки со стороны государства в этом отношении есть: в прошлом году прошла уже вторая международная выставка Astana Art Show. Однако для частных галерей в этой сфере слишком много трудностей.

- Мы регион, где искусство не стоит на первом месте, и вместо того чтобы разделяться, мне кажется, лучше художникам лучше объединиться. Все художники Центральной Азии проходят через похожий опыт, все были частью одной страны, и проблемы, с которыми они сталкиваются, очень похожи, - рассуждает директор галереи. – Но для таких выставок нужно, чтобы подключались государственные музеи, которые сейчас не дают свои работы в коммерческие галереи. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить