Тихая выставка громких художников

5233

Aspan Gallery представила совместную выставку Ербосына Мельдибекова и Вадима Фишкина «Взаимосвязь совпадений»

Фото: Aspan Gallery

Инсталяции авторов заняли подвальный зал комплекса Villa Boutiques & Restaurants в Алматы и будут там оставаться до 3 июня.

- На удивление атмосфера выставки – тихая, - заметила искусствовед Валерия Ибраева. - Работы звучат негромко, хотя оба художника – с мировой известностью, но выставка сделана очень деликатно, интеллигентно, без лишнего шума-гама.

И действительно, посетители вернисажа вполголоса обсуждали инсталляции, подолгу задерживаясь у каждого экспоната, находя новые ракурсы и новые смыслы.

Мятые белые тазы, в руках Ербосына Мельдибекова превратившиеся в снежные вершины, представляли работу «Пик Ленина». Это гора между Кыргызстаном и Таджикистаном, в каждой республике имеющая своё название, причём кыргызы остались верны прежнему наименованию, а таджики меняли его то на пик Кауфмана, то на пик Ибн Сины.

Ведро из-под краски отбрасывает тень в виде пальмы – это потому что для Вадима Фишкина тень так же реальна, как и предмет. Любители искусства садились под «пальму» - сфотографироваться, тем самым окончательно утверждая её вещественность.

Вадим Фишкин,
Фото:
Вадим Фишкин, "Мисс Рождество"

Почему Aspan Gallery объединила в своем проекте «Диалог центральноазиатских и международных художников» именно этих авторов? Интересно, что ответы у каждого фигуранта выставки оказались различными.

- Они очень много говорят о несуществующем, - считает Валерия Ибраева. – Вот диалог несуществующих людей Вадима Фишкина, а вот серия о несуществующем памятнике, это диалог о десяти памятниках, возведённых на одном и том же месте в Ташкенте. Все их нашёл и восстановил облик Ербосын. Пальма Фишкина – это тоже утопия: банка отбрасывает тень пальмы, чего не может быть. Художники говорят об утопиях и о несуществующих людях, которыми мы все на самом деле являемся, потому что в глазах других людей мы совсем другие.

Вадим Фишкин, по его словам, с удовольствием откликнулся на предложение поучаствовать в «диалоге культур»:

- Я увидел, что есть пересечения, но в очень неожиданном плане. Если для Ербосына переименования носят идеологический характер, то для меня наречение – это универсальный момент воплощения, придания материальности. Если звезде дают имя – она становится реальной. Если несуществующему городу в литературном произведении дано имя – он становится настоящим городом.

Для Ербосына Мельдибекова взаимосвязь лежит немного в другой плоскости.

- Проблемы, которые мне очень близки, Вадим решает в глобальном масштабе, а я в локальном, в Центральной Азии, - говорит он. - Например, в Европе каждый период занимает долгое время: монархия, республика, потом может прийти нацизм, потом демократия. А в Афганистане за 30 лет может смениться монархия, республика, потом коммунисты, исламисты, фундаменталисты, американцы – светское общество, потом обратно придут талибы – то есть время здесь по-другому развивается, немного абсурдно.

Ербосын показывает свою работу «Конкурс» - набор «открыток» с разными памятниками, сменявшими друг друга на одном и том же месте в Бишкеке. Абсурд происходящего он иллюстрирует через вещи – как мельчал и дробился некогда монолитный гранитный пьедестал, превращаясь в очередном «монументе» почти в пыль. Рядом стоит инсталляция – детский конструктор из деревянных кубиков, которые можно сложить в подобие любого из вариантов памятника.

- Идея в том, чтобы показать, как взрослые серьёзные истории превращаются в детские игрушки, - объясняет автор.

Куратор выставки Меруерт Калиева давно следит за творчеством Вадима Фишкина и привезти его работы в Алматы было её мечтой. Когда в прошлом году галерея Aspan начала проект диалога двух художников – одного центральноазиатского, одного международного – но не западного происхождения, Меруерт пришла в голову мысль соединить Вадима Фишкина с Ербосыном Мельдибековым.

- Потому что очень много тем, которые они оба затрагивают, хотя формы у них очень разные. Если Мельдибеков больше сфокусирован на исследовании исторических фактов, то Фишкина интересуют более глобальные явления, физические явления. В то же время много перекличек: элементы игры в работах обоих художников, оба они берут обычные предметы и полностью меняют их смысл, - ответила она на наш вопрос.

И казахстанец, и художник из Словении в своих работах говорят о времени. Но контраст пружины «Растянутого времени» Фишкина со сжатыми тазами Мельдибекова, контраст лёгких теней и покорёженного металла создаёт эффект, на который стоит посмотреть.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить