«Шкура художника»: в Алматы открылась выставка о месте творца в обществе

5734

Коллективную выставку современных центральноазиатских авторов представила Aspan Gallery

Молдакул Нарымбетов. Танец Матисса
Молдакул Нарымбетов. Танец Матисса

Как сказала одна из участников выставки художник Елена Воробьева, целью экспозиции было «показать разные стратегии художников, которые возникли как личный ответ» на изменения, произошедшие в искусстве в 90-е: отход от традиционных форм, оппозиция «классическому» искусству, то, что тогда называли «радикализмом» в творчестве.

Выставка, названная «Корабль плывет», открылась в среду, 2 декабря. На ней представлены художники Центральной Азии старшего поколения – те, кто творил в 1990-х, и те, кто творит сейчас; живые и ушедшие.

Открывается экспозиция проектом 1997 года «Шкура художника» Рустама Хальфина. Каждый из приглашенных им собратьев по искусству показал свою «оболочку» - одежду или предмет, который рисует его самого. У кого-то это выделанная шкура с надписью, у другого — нечто среднее между восточным халатом и клоунским одеянием. Сам Хальфин писал: «Шкура художника» – новая метафора картины... Каждый участник проекта предлагает свою версию «Шкуры художника», опираясь на свой личный тактильный опыт, глаза».

Сауле Сулейменова. Объект для проекта «Шкура художника»
Сауле Сулейменова. Объект для проекта «Шкура художника»

Как рассказала директор Aspan Gallery Меруерт Калиева, экспонаты того проекта пришлось с трудом находить на чердаках и подвалах, и собрать удалось далеко не все. Во время самой выставки, в 1997, Хальфин устроил перформанс: взял лук, и, окуная стрелы в краски, стрелял по «шкурам», как бы ставя окончательную точку в живописи. Елена Воробьева назвала его «великим закрывателем» эпохи традиционных картин.

Рядом с работами Хальфина выставлены две картины Молдакула Нарымбетова, признанного основоположником современного искусства в Центральной Азии, лидера группы «Кызыл трактор». Работы не показывались в Алматы уже много лет.

Целая стена заполнена полотнами и высказываниями Сергея Маслова - «одного из главных мифотворцев Центральной Азии», как назвали его организаторы. Сочетание текста и изображения — удачная находка для представления этого неординарного автора, писавшего в разных стилях и на разные темы.

Впрямую о роли художника говорит видео кыргызской группы «Бронепоезд» (Александр Угай и Роман Маскалев). Авторы сначала спрашивают у прохожих о том, каким должен быть художник, а потом пытаются изобразить это в виде пантомимы.

Елена и Виктор Воробьевы представили очень интересную работу, сделанную на основе фотографии Виктора, который впервые сел за компьютер. Тогда, в 1998, Центр современного искусства Сороса организовал для казахстанских художников курсы по веб-дизайну. Плетеный из тонких холщовых полос «гобелен» точно передает «пиксельное» изображение на мониторах того времени.

Елена и Виктор Воробьевы. Художник за компьютером
Елена и Виктор Воробьевы. Художник за компьютером

Второй экспонат от Воробьевых - «реплика», если можно так выразиться, инсталляции «Художник спит» (1996), которая выставлялась на Венецианской биеннале в 2017 году. А сама работа сейчас лежит в парижском аэропорту, дожидаясь, пока ее отправят в Центр Жоржа Помпиду — известная галерея купила эту работу, но повторный карантин спутал все планы.

Название выставке дало видео кыргызстанца Улана Джапарова La nave va («Корабль плывет»), снятое на острове Ольхон на Байкале. На видео художник делает из газеты кораблик, надевает на голову и ныряет в воду. На поверхности озера остается только бумажное суденышко.

- Во время пандемии люди поняли: многое из того, что казалось нам важным, на самом деле не важно, а другие вещи, несмотря на все противоречия, наоборот, заново утвердили свою ценность. И мне кажется, искусство — одно их них, - объяснила Меруерт Калиева. - Мне было интересно, насколько роль художника важна — насколько была важна раньше, насколько важна сейчас. Во время пандемии многие люди осознали, насколько художник важный член общества, который может предстать в разных образах. Например, Хальфин — это некая фигура «отца», который создает свою школу, провозглашая лозунги о новом искусстве, новом времени. Или Молдакул Нарымбетов — художник-шаман, через его творчество по-другому начинаешь воспринимать шаманов. Улан Джапаров сделал замечательное видео о том, насколько след, который мы оставляем, эфемерен. Художник говорит о таких вещах, о которых общество ещё не догадывается, с его подачи оно видит новые вещи или прежние - под новым ракурсом.

Выставка продлится до 17 января 2021, вход свободный.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить