«Шал» достоин выдвижения на «Оскар»

22969

Вечером 3 декабря в алматинском отеле «Интерконтиненталь» состоялась дискуссия «Шал»: шифры картины» с участием представителей интеллектуальной элиты Алматы

Фото из архива съемочной группы
Кадр из фильма "Шал". В главной роли - Ерболат Тогузаков.

Вышедший в этом году фильм режиссера Ермека Турсунова в середине ноября стал победителем общенациональной премии «Алтын Адам» был признан лучшей кинокартиной в стране в этом году, а исполнитель главной роли Ерболат Тогузаков – лучшим актером года.

Фото: Андрей Лунин
Кинорежиссер Ермек Турсунов.

Эта кинопритча стал явлением не только культурной, но и общественной жизни Казахстана. Она не оставила равнодушным никого.

Фото: Андрей Лунин

Как отметил председатель Союза кинематографистов Казахстана Игорь Вовнянко (на снимке), фильм стал настоящим открытием для зрителей.

- Я присутствовал на премьерном показе и видел реакцию зрителей из различных регионов, различного возраста, вероисповедания, политических взглядов. И могу констатировать – фильм просто потряс зрителя, он в шок, в ступор просто приводит. Все отмечали, что фильм «Шал» - это особое искусство, и мы горды этим, - сказал Вовнянко.

Фото: Андрей Лунин

В свою очередь известный киновед Олег Борецкий (на снимке) назвал «Шал» лучшим казахстанским фильмом уходящего года.

- Это фильм, который включает мозги, - отметил Борецкий. - Он заставляет рефлексировать и размышлять, кто мы и куда мы идем. История шала – это история предательства, мести и прощения. Старик, указывая охотникам путь, предает волчицу, а она его прощает. Этот фильм выводит нас на вопросы: в каком состоянии находится наше общество? мы считаем этот процесс эволюцией или деградацией? – продолжил киновед. - Осколки космического мусора в степи, которые показаны в фильме, говорят о нашем варварском отношении к природе. Мы должны относиться к ней как к своему телу, а не только как к ископаемым, которые можно бесконечно выкачивать и продавать. И конечно, деградация касается  сердец и душ людей.

 «Шал» – вторая часть задуманной Турсуновым трилогии. Первую часть, «Келин», режиссёр создавал как гимн женщине-матери, вторую – как посвящение поколению отцов. Сейчас режиссер работает над заключительной частью – «Кенже» («Младший брат»), которая выйдет в следующем году.

При обсуждении «Шала» его разложили буквально по полочкам: в чем главный смысл послания фильма, как показана преемственность поколений, религиозная тема и т.д.

Фото: Андрей Лунин

Ректор Казахской национальной академии искусств им.Жургенова Арыстанбек Мухамедиулы (на снимке) отметил режиссерское мастерство Ермека Турсунова, который смог перенести повесть Хэмингуэя «Старик и море» в нашу реальность. И порекомендовал всем зрителям перед просмотром фильма прочитать ее: «Тогда восприятие фильма будет совсем иное».

Фото: Андрей Лунин

Однако с этим не согласился поэт Бахытжан Канапьянов (на снимке), сказав: «Здесь и не пахнет Хэмингуэем. В фильме показано возмездие со стороны волчицы за предательство старика». Он также выразил сомнение, что одного маленького человека, потерявшегося в степи, в реальной жизни искали бы целые отряды МЧС.

- Мы живем во время расслоения общества, и чтобы какого-то шала искали МЧС, МВД – никогда такого не будет. Ищут  своим аулом, ищут свои своего, а МЧС ищет замакима, зампрокурора или бизнесмена какого. Чуть-чуть, на мой взгляд, тут акценты смещены, - считает поэт.

Олег Борецкий высказал недоумение, что режиссеру неоднократно ставилось в упрек, будто он в своих фильмах «Келин» и «Шал» шаманизм и тенгрианство предпочитает исламу.

Фото: Андрей Лунин

- «Шал» - о том, что, поскреби казаха, - найдешь тенгрианца чистой воды, - сказала доктор искусствоведения Асия Мухамбетова - Сам старик об этом не ведает, но в экстремальной ситуации в нем проявляются глубинные слои сопротивления, накопленные предками за тысячелетия. И смотрите, какое отношение у него с Богом. Он с ним ругается, это ни у кого невозможно, это же чистое тенгрианство.

Фото: Андрей Лунин

Между тем, киновед и кинокритик Гульнара Абикеева убеждена, что фильм «Шал» достоин номинирования на премию «Оскар».

- Картина поднимает глобальные проблемы. У внука главного героя основные ценности - это продукты глобализации: навигаторы, кока-кола, гаджеты, сильные мужики на джипе. А потом он убеждается, что всё МЧС с вертолетами и самоходами бессильно перед природой. Мальчик в итоге меняет мировоззрение, когда видит внутреннюю силу старика. Этот урок, который он получил, получаем все мы. Картина значимая в мировом масштабе. Мне очень жаль, что второй год подряд в Казахстане на «Оскар» выдвигают не самые сильные картины. Очевидно, что «Шал» должен быть выдвинут на эту премию от Казахстана.

Ранее в прессе сообщалось, что на «Оскар» от Казахстана осенью этого года был выдвинут эпический фильм «Жаужурек мын бала».

Гульнара Абикеева выразила надежду, что картина еще может быть номинирована на премию Американской киноакадемии в следующем году.

Фото Андрея Лунина.

Фото: Андрей Лунин

Ссылки по теме:

«Шал»: шифры картины, 3 декабря 2012.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить