Почему Нурлан Смагулов и Маргулан Сейсембаев помогают возродить в Алматы культ яблок
Организаторы открывшегося в южной столице Alma Museum обещают восстановить образ Алматы как города-сада
В небольшой — размером с гостиную в особняке — холл вместились не только пирамида старых телевизоров и стенды с архивными фотографиями, но и «громадьё планов».
Так выглядит Alma Museum, открывшийся в среду, 10 октября, на первом этаже гостиницы «Алма-Ата», напротив оперного театра. А планы и мечты представили на встрече для медиа спонсоры и организаторы нового культурного пространства. Причём планы эти оказались непредсказуемыми. Например, музей собирается сделать брендом Алматы не апорт, а яблоню Сиверса, прародительницу всех яблонь в мире.
- Археологи подтвердили, что на этой территории, задолго до Александра Македонского, уже выращивали культурные сорта яблок, больше двух тысяч лет назад, - сообщил спонсор музея бизнесмен Маргулан Сейсембаев, видимо, слегка «омолодив» умершего 2340 лет назад завоевателя.
Апорт же, по словам предпринимателя, хоть и имеет выдающийся размер и запах, к сожалению, подвержен болезням, которыми не только болеет сам, но и заражает «всё вокруг».
- Апорт нелёжкий, он плохо транспортабелен, это коммерчески невыгодный сорт, - развеял миф об идеальном яблоке Сейсембаев и тут же предложил свой: - Я иностранцам рассказываю: Алматы — не просто родина яблок, а библейский рай. Адам был казахом, а Ева была украинкой. У меня есть факты: Адам в переводе с казахского языка — человек. А Ева — это самое распространённое имя на Украине и в Польше. Когда Ева взяла яблоко, Адам ей сказал: «Алма!», «не бери» по-казахски. Она решила, что это алма — яблоко, укусила и Адаму дала укусить.
Мифологизация очень важна для развития туризма, 78% легенд в мире — это мифы, не подтверждённые фактами, а у нас много фактов, но мифов нет, посетовал Маргулан Сейсембаев под смех зала. Так же полушутя-полусерьёзно он пообещал расширить пространство музея - «мы постепенно отвоюем территорию; главное — закрепиться на плацдарме, дальше будем давить на совесть (бизнесменов)».
- Это должна быть точка притяжения, точка, откуда распространяется культура яблок по стране, - добавил спикер. - Мы создали для этого специальный фонд «Алмалы жумак» («яблочный рай»). Фонд профинансировал издание книги «Яблоко от А до Я» - самое полное пособие по выращиванию яблок.
Помещение для музея было предоставлено владельцем гостиницы «Алма-Ата» Нурланом Смагуловым. По его рассказу, он в бытность студентом КазГУ собирал яблоки в Горном Гиганте, да и по первой профессии глава Astana Group — биолог.
- Место очень историческое, здесь были все знаменитости, и я очень рад, что место понравилось, - сказал он о помещении музея и пообещал «страстно поддерживать» начинание: - Я понимаю, что помещение небольшое, тем не менее вы можете рассчитывать на холл гостиницы, выходить за рамки этого музея, делать экспозиции в итальянском дворике.
А экспонаты для выставок спонсоры просят у алматинцев, призывая их приносить всё, что связано с алматинскими яблоками, и рассказывать свои «яблочные» истории. Кстати, помимо фотографий, на стенах музея уже были напечатанные рассказы алматинцев о яблоневых садах и иногородних родственниках, увозивших с собой ящики ароматных плодов.
- Мы хотим вернуть городу культ яблони, это что, что объединяло алматинцев, и не только алматинцев, но и тех, кто приезжал в этот город, - объяснила организатор музея, архитектор и городской активист Жанна Спунер. - Если у вас есть ещё истории, запишите их нам, мы будем собирать ваши рассказы.
- Наш музей смотрит в будущее, - подтвердила мысль коллеги Ажар Джандосова, ещё один организатор экспозиции.
Говоря о планах, Ажар отметила, что уже определена тема второй выставки — история Алматы и тех личностей, которые сделали его городом-садом.
Отвечая на вопрос Forbes.kz об финансовой составляющей проекта, Жанна Спунер сказала, что заросли прародительницы всех яблонь - яблони Сиверса и есть самая большая экономическая ценность города.
- Без нефти мы проживём, через какое-то время будут другие носители энергии, а яблони — это долгосрочное. Наша цель — чтобы каждый таксист знал, что здесь — родина яблок. Благодаря таким музеям все узнают об этом, и у людей поменяется видение.
F: Жанна, мы сейчас находимся в сравнительной небольшой комнате, где есть только несколько стендов и немного яблок. Что даёт вам право называть это музеем?
- Идеология. Чем отличаются галереи от музеев? Музеи проводят научную работу. Мы собираем экспонаты, ищем материал. У нас будут гиды, экскурсии, своё приложение. И мы очень надеемся на расширение. Прямо сейчас мне предложили помещение, и завтра мы пойдём его смотреть. Но в любом случае мы оставим это место — в самом сердце города.
Действующая экспозиция будет открыта для посещения до 20 января, когда её сменят новые экспонаты. «Мы всегда открыты для новых идей и комментариев», - сказали в заключение инициаторы проекта.