Казахстанцы увидели премьеру мюзикла о настоящих мужчинах и женщинах

5628

Как создавался первый казахстанский рок-мюзикл «Три дома окнами во двор»

Фото: Аскар Абдрахманов

В конце января в Алматы состоялась премьера спектакля «Три дома окнами во двор» – «первого казахстанского рок-мюзикла», как сказано на афишах. Впрочем, у постановки есть и более точное – географически и идеологически – определение: «первый алма-атинский по духу и содержанию мюзикл». И не спешите упрекать создателей спектакля, а заодно и автора в ошибке, потому что её здесь нет. Зато есть стойкое ощущение, что зрители на самом деле увидили и услышали шоу «по-алма-атински».

Без гастарбайтеров

Немножко предыстории. Она началась в конце уже позапрошлого года, когда лидер популярной группы Motor-Roller Ильяс Аутов и будущий спонсор постановки впервые заговорили о музыкальном спектакле.

- До этого у меня не было настоящего опыта работы в мюзикле, – рассказывает Ильяс. – Было горячее желание и даже попытки, но они почему-то всегда срывались. А в этот раз «клюнуло»…

«Клюнуло» – это значит, что нашлись и спонсор (как принято говорить, «пожелавший остаться неизвестным»), и единомышленники. Причем актёров и режиссеров Антона Митнева и Дмитрия Скирту, хореографа Константина Дихнова, продюсеров Валентину Полякову и Зилию Комарь объединили с Ильясом не только воспоминания об алма-атинской юности, но и, самое главное, желание и способности раскрутить такую махину. Сегодня «Три дома окнами во двор» – это 50 человек труппы, двухэтажная сцена, уникальная технология 3D-Led Mapping, голографические декорации компании Filmotion и, самое главное, мюзикл под «живой бенд».

Что касается бюджета спектакля – он вполне сопоставим со средним бюджетом полнометражного казахстанского кино.

- Задача была поставлена именно такая, – говорит Ильяс. – Именно мюзикл, именно полноценный, собственный, без «гастарбайтеров» – то есть без, как у нас водится, «приглашённых специалистов». Потому что у многих здесь просто опус­каются руки, когда они видят очередное «казахстанское шоу», созданное кем угодно, только не казахстанцами. А мы на этом проекте делаем не просто свое, а штучное и уникальное.

Актёры с улицы Панфилова

О штучности. Пока предполагается только четыре спектакля, хотя его создатели, конечно, очень надеются и, по словам Антона, делают всё, чтобы у мюзикла была прокатная история.

Ильяс Аутов
Фото: Владимир Михайловский
Ильяс Аутов

Об уникальности. А вот здесь можно говорить если не бесконечно, то, по крайней мере, долго. Начиная с первого и очевидного – что в спектакле звучит отечественная музыка группы Motor-Roller. Группы, которой исполняется 25 лет, – и понятно, что отметить эту дату постановкой мюзикла Ильясу показалось гораздо круче, чем традиционным юбилейным концертом. Вот только если на юбилейных концертах обычно с удовольствием поются и принимаются старые хиты, то в мюзикле все песни, за исключением одной («Песни про советское детство», которая идеально ложилась в историю), – новые. А это, на минуточку, 14 тематических вещей. То есть настоящий альбом, который Motor-Roller сделал меньше чем за год.

Дальше главный сюрприз: актёров в спектакль набрали в результате… открытых кастингов на улицах Алматы.

- Мы делали уличные кастинги на Арбате, на улице Панфилова, – рассказывает Антон. – Кроме того, у нас были заявки в соцсетях, когда ребята выставляли видео своих песен и танцев с нашим хештегом. Было отсмотрено более 5000 предварительных анкет, после чего в следующий этап прошли 420 человек, из которых отобрали 100, из этой сотни – 60, а из 60 – 29. Они и «разошлись» по ролям. Причем в кастинге участвовали как профессионалы, так и обычные люди.

Этим «самым обычным» после кастинга пришлось полностью перестраивать свою жизнь и совмещать репетиции с основной работой. Как говорит Зилия: «Если для Ильяса, Антона или Дмитрия то, что происходит в проекте, – творческие будни, то для этих ребят кардинально всё изменилось. И это не про славу и деньги. Это про кураж и желание сначала доказать, что они – лучшие из 5000. Осознание, куда они попали, пришло уже после, когда ребята окунулись в эту атмосферу и она им понравилась. Сегодня на репетициях они становятся тем необходимым единым целым, которое потом на мюзикле выдаст единую энергию и расскажет историю».

Наконец, опять же упомянутые уникальные декорации и, что не менее важно, оригинальная, а не переводная история, которую создатели спектакля придумывали вместе, а написали Антон и Дмитрий. И у них получилась очень алма-атинская и при этом универсальная история.

- Трое ребят, три друга, три главных героя, – рассказывает Антон. – Один – музыкант, второй – бывший детдомовец, который пишет стихи, девушка, в которую влюблены оба. Речь о самопожертвовании и о том, насколько далеко оно может зайти. Один из парней отказывается от девушки и делает всё для того, чтобы у его друзей всё сложилось. И это не заканчивается одним годом, а идёт на протяжении всей жизни: как они друг другу помогают, как иногда выбор оказывается в пользу… никого и как эти трое тоже однажды могут «рассыпаться»…

Просто Атас

Эти трое – Вовка (Влад Букаткин, Дмитрий Скирта), Мухтар (Тохтар Нурмолдаев, Ильяс Аутов), Дана (Нургуль Алпысбаева, Венера Нигматулина). В спектакле – четыре временных периода: 1988, 1991, 1998 годы и наше время и, соответственно, несколько смен актеров.

Антон Митнев
Фото: Владимир Михайловский
Антон Митнев

- Идея была перенести на современную почву те отношения, которые были в конце 80-х, – поясняет Антон, – те алма-атинские дворики, когда личности были намного больше, чем сейчас, когда всё было не так… «впроброс» и манерно. Нормальные мужчины. Нормальные женщины, за которых хочется драться, воевать…

Кстати, дерутся в спектакле по-настоящему, по-алматински: в мюзикле есть сцена драки, в которой участвуют 40 человек. А ещё – сцена на Медео, для которой специально заказывались роликовые фигурные рамы (на таких тренируются профессиональные фигуристы, когда нет льда). И романтическая сцена на воздушном шаре. А те самые LED-экраны воссоздали старые алма-атинские дворы.

Но в ответ на неизбежный вопрос «неужели спектакль интересен только тем, кто все это помнит?» авторы дружно заверяют: нет. И не только потому, что спектакль, простите, о вечном – дружбе, музыке, любви. И не только из-за всех его перечисленных выше «уникальностей». Как говорит Ильяс, «Антон с Димой, на мой взгляд, сделали этот мюзикл по канонам хорошего классического спектакля, где много линий, много слоёв; где не просто экшен, но осмысление, а потом и переосмысление; потери, находки, счастье, горе – словом, то, что всё вместе называется жизнью; где всё это рассказано с помощью самых современных изобразительных инструментов… Такая история интересна и понятна каждому».

Да, и специально для алма-атинцев родом из 80-х – тех, кто «в теме»: конечно, в спектакле есть отрицательный герой. Не хочется спойлерить, но как удержаться, если этот нехороший человек отзывается на кличку Атас?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить