Первая в Центральной Азии биеннале звукового искусства и новой музыки пройдёт в Алматы

50766

В программе: инсталляции, концерты, выставка и артист-токи

Sampo Composition Contest – 2019
Sampo Composition Contest 2019
ФОТО: архив пресс-службы

С 7 октября по 4 ноября в Алматы пройдёт биеннале звукового искусства и новой музыки Korkut, организованная Центром современной культуры «Целинный». В программу вошли три концерта, пять site-specific-инсталляций, артист-токи и выставка. Это первое для Казахстана событие такого масштаба, связанное со звуковым искусством, которое является важным для казахской культуры: в фольклорных текстах музыка и звук упоминаются как проводники к переживанию трансцендентного опыта.

Инсталляции

Биеннале откроется пятью инсталляциями в четырех пространствах: Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева, Atelier Cauchemar, Главном ботаническом саду и Центральном выставочном зале.

Открытие аудиовизуальной инсталляции Дарии Темирхан «Серебряная река», созданной на основе звуков реки Жайык, станет официальным открытием всей биеннале. Оно пройдёт в Центральном выставочном зале – новой площадке ЦСК «Целинный».

Аудиоинсталляция мультидисциплинарной художницы Kokonja «Жылыжай», звуки для которой были записаны в пещерах, степях и у памятника Коркыту, легендарному акыну и кобызисту, чьё имя вынесено в название биеннале, будет установлена в Главном ботаническом саду г. Алматы. Выбор площадки не случаен. Главный ботанический сад – часть Института ботаники и фитоинтродукции, который занимается научными исследованиями и селекцией редких видов растений. Такой подход связывает сад с саунд-артом, в основе которого лежит тщательное изучение окружающей среды и бережное коллекционирование звуков.

ФОТО: © Ануар Дуйсенбинов

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева будут представлены сразу две инсталляции. Первая — звуковая инсталляция «Присутствие» дуэта the2vvo, созданного в Алматы, а ныне базирующегося в Лос-Анджелесе, осмысляет традицию горлового пения. Вторая – видеоинсталляция «Два горизонта» узбекистанской художницы Саодат Исмаиловой, визуализирует легенду о Коркыте, который стремился обрести бессмертие через музыку.

Ещё одна инсталляция расположится в фотогалерее Atelier Cauchemar (Алматы, ул. Гоголя, 40) «Курупира, лесное создание» Феликса Блюме (Мексика, Бразилия, Франция) – видеоинсталляция о мифическом существе из Амазонии, которое околдовывает людей своим пением.

«Один из лейтмотивов программы – это поиск другой чувствительности мира. В попытке заново заколдовать реальность авторы инсталляций и саунд-перформансов обращаются к ритуальным практикам и выступают в соавторстве со стихиями природы, алгоритмами и другими non-human агентами, размывая границы реального, приглашая пережить трансцендентный опыт через глубокое погружение в звуковые среды», – отметил куратор биеннале Анвар Мусрепов.

Видеоинсталляция «Два горизонта», художница Саодат Исмаилова
Видеоинсталляция «Два горизонта», художница Саодат Исмаилова
ФОТО: © Андрей Аракелян

Концерты

Самыми крупными событиями биеннале станут концерты. Первый, Korkut Sound, пройдёт 22 октября в Музее национальных инструментов имени Ыхыласа. Здесь выступит саунд-художник и исследователь из Манчестера Хуншо Фань (Hongshuo Fan), который представит алгоритмический перформанс в дуэте с домбристом. Также казахстанский молодой музыкант qum.arna выступит с атональным перфомансом, при участии кобызиста Сәтқозы Мұхтар и Kokonja, которая преобразует звуки, собранные в полевых исследованиях, в полноценное живое выступление.

ФОТО: © Макс Касимов

Второй концерт – премьера экспериментального исследовательского проекта «Музыка Осуществления 41» от казахстанского ансамбля современной музыки EEGERU совместно с арт-группой и техно-клубом bULt при участии российского саунд-художника и исследователя Дмитрия Морозова (::vtol::). Сакральный ритуал как тотальный звуковой перформанс 29 октября в Тотальном театре объединит техногенное звучание, традиционное гадание кумалак и электроакустическую музыку.

Соавторка концепции «МО41» Асель Шалдибаева рассказала о проекте: «Наш проект – попытка обнаружить что есть Реальность через совместное вглядывание в значения случайных символов и вслушивание в форму, которую принимает звук вслед за ними. В основе концепции – опыт изучения случайности как философского понятия и художественного инструмента; осмысление логики и результатов «предсказывания», опирающегося на идею линейного времени и субъектно-объектные взаимосвязи».

«Это важный исследовательский эксперимент многоуровневой коллаборации. Около года шли поиски философского, научного и технического концепта, когда мы двигались, прислушиваясь к себе, миру и друг к другу. Появлявшиеся в этом процессе, включающем междисциплинарных артистов, результаты (среди которых была созданная Санжаром Байтерековым партитура произведения) для меня содержат огромную ценность. Идея случайности имеет осмысление в разных полях: мифологическом, философском, научном, психологическом, художественном, и все они актуализированы в «МО41», – поделилась директор ансамбля EEGERU и соавтор концепции Раушан Джуманиязова. – Интригующими были наши попытки уйти в неметрическое пространство «по-бибихински», опираться на клеточные автоматы, на цепи Маркова, фракталы и даже нейросеть... Потом случилась большая удача – появление в группе Дмитрия Морозова, создавшего алгоритмы трансформации раскладов кумалаков в графические партитуры. Всё большее вовлечение казахской артистической сцены в метакультурные проекты уже сегодня формирует язык нового поколения, язык 21-го и, возможно, 22-го и 23-го веков, в котором так много родного, казахского».

Заключительный концерт 2 ноября – шоукейс «Подготовленных сред», крупного фестиваля экспериментальной музыки. Программа в пространстве Тотальный театр, которую специально для концерта в Алматы собрал куратор фестиваля Сергей Касич, включит в себя выступление четырёх мультидисциплинарных артистов.

Выставка

Ещё одно событие – выставка Sound Off, которая пройдёт в Музее народных музыкальных инструментов им. Ыхыласа. Она исследует звук в творчестве коллектива «Кызыл трактор» через музыкальные инструменты лидера группировки Молдакула Нарымбетова и документации перформансов из архива коллектива.

ФОТО: © russianartarchive.net

Куратор выставки Владислав Слудский рассказывает о выборе темы выставки: «Тема звука в искусстве как отрицания объекта волнует меня из-за африканского современного искусства, с которым я много работал в Нью-Йорке. Я вижу определенные параллели между Центральной Азией и Африкой, особенно когда дело касается отношения к статичному, цельному, конвенциональному, музейному и потому – где-то мертвому объекту. Мне было интересно подумать о языке коллектива именно как о застывшем звуке, некоем апофеозе их перформативной практики. Мне также кажется, что Documenta в Касселе в этом году посвятила много внимания оральной традиции, потому что это была выставка во всех отношениях отрицающая объект и возвеличивающая звук и акт. То есть это не отдельная тенденция децентрализованных художественных сообществ, а острие академического дискурса сегодня».

Артист-токи

В Центральном выставочном зале также пройдут артист-токи. Участники поделятся своими методами и исследовательскими интересами: 20 октября будет встреча с Хуншо Фанем, а 3 ноября – с «Подготовленными средами». Закончится биеннале одновременным закрытием всех инсталляций 6 ноября.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить