Олжас Худайбергенов: Мы живём в эпоху «чёрных лебедей»

13087

20 ноября в Нур-Султане пройдёт второй Форум стратегических инициатив. В каких направлениях будет развиваться дискуссия и какие решения готово предложить экспертное сообщество, рассказал старший партнёр Center for Strategic Initiatives (CSI) Олжас Худайбергенов

Олжас, вы второй раз инициируете проведение форума, причем посвящён он экономическим вопросам. У нас проводится немало экономических форумов, зачем ещё один?

- Есть две причины. Первая - мы, CSI, уже довольно крупная компания, ведём достаточно большое количество проектов, и естественно, компетенция, экспертиза накапливается. И форум - это некий способ поделиться этой экспертизой, своим видением по определённым вопросам, проблемам. Второе - это своего рода совмещение с гражданской позицией. Мы не только консультанты, но ещё и сознательные граждане, которые пытаются предлагать идеи, поднимать вопросы и тем самым влиять на процесс принятия решений в стране.

Что касается конкретно этого года, известно, что в стране большое количество изменений: новый президент, уже видно, что формируется новый контур власти и с точки зрения кадров, и принципов принятия решений. И я думаю, сейчас встал вопрос о необходимости новой экономической политики. У нас есть своё видение, и мы хотим им поделиться.

Собственно, «Новая экономическая политика» - это первая сессия предстоящего форума.

- Да. Фактически мы это делаем основной темой форума, хотим, чтобы на форуме были озвучены идеи, направления, что лучше делать. Кстати, в прошлом году у форума был слоган «От слов – к решениям», а в этом году будет «От решений – к действиям».

Всего у нас будет четыре сессии. На первой мы предложим своё понимание текущего статуса страны в части экономики и потенциальные направления - куда может идти Казахстан, на чей опыт опираться. На второй сессии мы больше обсудим банковский сектор, поскольку это, наверное, самое больное место в нашей экономике.

Мы ожидаем в ближайшие годы очень сильных изменений в банковском секторе. Уже сейчас количество иностранных банков в стране больше, чем отечественных, но с точки зрения кредитного портфеля пока 15-20% - у иностранцев. Однако нельзя забывать - переходные периоды в рамках ВТО заканчиваются, и мы обязаны будем открыть доступ иностранным банкам. Плюс - финтех, модернизация отрасли, и, соответственно, скорее всего часть банков всё равно уйдет. То есть банковский сектор находится под ударом по всем направлениям. Поэтому мы назвали сессию «Банковский сектор. Трудности выживания».

Вы ожидаете, что после 2020 года иностранные банки придут в Казахстан в большом количестве?

- Скорее всего, с 2022 года. Конечно, не будет такого огромного интереса для входа новых игроков, может, один-два придут. Но я думаю, будет сильная активизация уже имеющихся иностранных банков. И, если, допустим, иностранные банки возьмут долю в ссудном портфеле больше 50%, это уже поднимает вопросы национальной безопасности в части контроля ключевых субъектов экономики. Тем более, если иностранные банки будут кредитовать значимые объекты страны, то, естественно, это означает сильную зависимость от иностранного капитала.

Но проблема не только в этом. Вообще, банковский сектор находится по всем направлениям под ударом - с точки зрения качества кредитования, перспектив кредитования, с точки зрения экспансии иностранного капитала и с точки зрения эволюции отрасли. Нельзя недооценивать влияние финтеха на банковский сектор. Сейчас такое понятие появилось - необанки, новые цифровые банки. Я думаю, через 5-6 лет эти новые банки полностью отберут у традиционных банков розничное кредитование, малый и средний бизнес. А крупным банкам останется разве что корпоративный сектор, крупные компании, которые не совсем выгодны для них.

Третью сессию форума вы планируете посвятить пенсионной системе. Почему именно пенсионная система?

- Это тоже наболевший вопрос для нашей страны. Мы презентуем сингапурскую модель пенсионной системы, чтобы люди могли с ней ознакомиться более детально. Почему именно сингапурская модель - потому что, на наш взгляд, именно она является лучшей с точки зрения применимости для Казахстана. В первую очередь по той причине, что норвежская или австралийская системы, прекрасно работающие, не подходят нам, поскольку в этих странах бюджет по отношению к ВВП составляет 40-50%, что предполагает рост налоговой нагрузки. У нас же бюджет - это примерно 16% к ВВП, это как раз уровень Сингапура.

Поэтому внедрение пенсионной модели по сингапурскому сценарию нам сразу даст три результата. В первую очередь, это будет эффективная модель без роста налоговой нагрузки, даже наоборот, эта нагрузка на фонд оплаты труда немного снизится, примерно на 10-20%. Если сегодня у нас нагрузка на ФОТ составляет 37% и в будущем предполагается рост до 42-45%, то в сингапурской модели нагрузка упадёт до 32% за счёт того, что некоторые налоги уйдут. Но при этом сам бюджет будет собирать больше налогов из-за сокращения теневого фонда оплаты труда.

Второй плюс - это связанность пенсионной системы с жилищной системой. Потребуется модернизация нашего ЖССБ, превращение его в ключевого игрока на этом рынке, но при этом часть пенсионных отчислений каждого вкладчика будет аккумулироваться именно на счёте в ЖССБ и человек сможет использовать эти средства для покупки жилья.

Сингапурская модель предусматривает ещё и медицинский и образовательный портфели. Плюс часть своих накоплений человек может инвестировать по собственному желанию.

- Конечно. И если с ЖССБ вопрос решить легче всего, то с остальными двумя составляющими нам придётся адаптировать систему. Но самое важное, я считаю, что в этой модели есть идеальная комбинация накопительной и солидарной моделей, при этом она максимально опирается на волеизъявление человека. Поэтому нам необходимо брать в пример сингапурскую модель, но адаптировать под свою систему.

В этой модели есть и несколько таких вкраплений, на первый взгляд, не очевидных. Например, людям даётся возможность самим управлять частью своих активов. Определено количество инструментов, в которые можно инвестировать, и если человек показывает хорошие результаты, ему расширяют список инструментов и лимиты. Как правило, 99,9% людей не могут управлять лучше, чем государство. И это тоже такой механизм, который повышает доверие к государству. Плюс это ещё и способ выявления талантливых кадров - тот самый 0,1%, кому удаётся более эффективно управлять своим портфелем, как правило, получает предложение о новой работе, связанной с управлением активами.

Есть такой нюанс - предусмотрена небольшая сумма, которая ежегодно сгорает, если человек не потратит ее на медицинский чек-ап. Поэтому человек идёт на этот осмотр. Если большинство людей проходят такой осмотр, государство получает полную медицинскую карту населения, и отсюда меняется все конструирование планов Минздрава.

В прошлом году на форуме вы озвучили «10 шокирующих прогнозов». В этом году прогнозы будут?

- Обязательно. Сначала мы покажем, какая часть прошлых прогнозов сбылась. Напомню, это - шокирующие прогнозы, то есть мы показываем пределы прогнозирования, но уточняем, что степень вероятности по ним меньше 1%. Но если оно «выстрелило» - значит, выстрелил «чёрный лебедь». Допустим, мы прогнозировали, что число иностранных банков превысит казахстанские. Это случилось. Но есть и вторая часть прогноза, что в течение следующих 3-4 лет доля иностранных банков в ссудном портфеле превысит 50%, - этого пока не произошло.

На этот год мы дадим совершенно новые прогнозы, но тоже шокирующие. Мы живём сейчас в такое время, что стандартные модели не работают, закономерности все сломаны. И приходится каким-то чутьём предугадывать те или иные события. Мы живём в эпоху «чёрных лебедей».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить