£¥€$ («Ложь») - в Нур-Султане

6311

«Спектакль? Игра? Психологический эксперимент? Так или иначе вас погружают в мир глобальных финансов» - пишет авторитетное финансовое издание Financial Times. Премьера иммерсивного спектакля о деньгах £¥€$ («Ложь») – одно из главных культурных событий июня

Фото: Мария Гордеева

В конце июня в столице пройдут премьерные показы спектакля передового иммерсивного формата: в нём каждый зритель превращается в активного участника действа. Продюсерская компания Run Baby Run при поддержке международной платёжной системы Mastercard представляет постановку, которая одновременно с большим успехом идёт в Нью-Йорке, Лондоне, Цюрихе, Москве и Гонконге и уверенно собирает театральные призы: в 2017 году £¥€$ был признан лучшим спектаклем на фестивале в Эдинбурге, в этом году едет в Авиньон – а это как попасть в шорт-лист премии «Оскар» театрального мира.

Труппа, создавшая £¥€$, известна своим нестандартным методом. Бельгийская театральная компания Ontroerend Goed сначала придумывает историю, а затем подбирает к ней идеальную форму для передачи смыслов. Излюбленный формат – иммерсивные постановки, в ходе которых участники переживают яркие эмоции, получают совершенно необычный опыт, а в случае £¥€$ - ещё и учатся.

Фото: Мария Попова

Идея постановки родилась из мысли о странной двойственности денег: с одной стороны, все зависят от них, с другой – плохо понимают. Финансовая система развивается по своим математическим и психологическим законам, которые трудно воспринимаются со стороны. Однако периодические кризисы бьют по всем без исключения, и кто не думал с досадой: «вот если бы я принимал бы решения, ничего подобного не случилось бы»?

Задачу познакомить театральную аудиторию с изнанкой финансового рынка Ontroerend Goed решали в библиотеках и… за игровым столом. Во время создания спектакля режиссёр Александр Девриндт и актёры читали «Восхождение денег» Фергюсона, «Долг» Дэвида Гребера, «Посткапитализм» Пола Мейсона, статьи Наоми Кляйн и Йориса Луендейка. Параллельно труппа «резалась» в настольные игры, которые подсказали, как уместить в игровой формат огромный массив информации о столетнем развитии инвестиционных инструментов и появлении токсичных финансовых продуктов – «не жертвуя сложностью», уточняет Девриндт. И подняв на новый уровень увлекательность, свидетельствуют отзывы участников и критиков всего мира.

Фото: Мария Попова

Адаптация спектакля на местный язык и подготовка актёров – сложная задача, и сегодня, помимо оригинальных версий на английском и французском, есть только три страны, которые могут испытать действие £¥€$ без языкового барьера: это Казахстан, Россия и Китай. В нашей стране запуск необычной постановки поддержала прогрессивная технология «glo». Девайсы разрешено использовать во время спектакля.

За столы £¥€$ по всему миру садятся бизнесмены и учёные, студенты и клерки - уровень экономической подготовки не важен. Сюжет развивается как будто сам собой, вовлекая, зажигая эмоции, заставляя рисковать, вступать в альянсы, ставить на чужие неудачи, все увереннее осваиваясь в мире больших денег. Это ещё один смысловой пласт спектакля: исследование эмоционального ядра жадности, адреналина и самореализации, которое движет людьми, попадающими в систему больших денег.

Фото: Мария Попова

Постановка длится всего два часа – но когда наступает развязка, никто из участников уже не будет прежним. Это новый формат театра, в котором не существует дистанции между зрелищем и зрителем, а светом рампы становится внутренний взгляд на себя самого. Недаром аббревиатуру £¥€$ можно прочесть и как LIES, и как EYES – и говорят, что спектакль «поворачивает глаза зрачками внутрь».

Могут ли помешать участникам их убеждения? Первые эксперименты провели сами авторы спектакля.

- Прогоны в Маастрихтской театральной школе доказали, что можно соблазнить людей, которые обычно не заботятся о деньгах или сильно настроены против капиталистической идеологии, на участие в игре хедж-фондов и акций, инвестиций с высоким риском и токсичных финансовых продуктов, - рассказывает Девриндт. - В спектакле нет никакого суждения о решениях аудитории. Мы предлагаем выбор, и участники делают его свободно.

Этот спектакль необычен и по замыслу, и по форме, и по организации. Многие подробности раскроются только перед теми, кто успеет посетить £¥€$ в Нур-Султане. Покупая билет, будущий участник знает только, что площадка зашифрована, а во время спектакля он почувствует себя одним из 1% богатейших людей мира. Впереди – неизведанное.

Фото: Мария Попова

Итак, «рынок открыт!»

Премьерные показы всего 2 дня. Подробности и билеты по ссылке.

Наталия Гребенюк

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить