Лишь бы не было войны: ГАТОБ открыл сезон монооперой «Дневник Анны Франк»

5682

На премьере все было необычно: зрители сидели на сцене, а оркестр играл на возвышении

ФОТО: Владимир Акуленко

Оперный спектакль, в котором всё не по-оперному: темное помещение прямо на сцене разделено дощатыми сценами. Музыканты не в яме, а на высокой платформе, и их совсем мало - всего 15. Никаких выходных арий или хора — певица речитативом пропевает цитаты из дневника Анны Франк, одного из самых пронзительных документов Второй мировой войны и Холокоста. Семья еврейской девочки, написавшей дневник, во время фашистской оккупации больше двух лет пряталась в «убежище» - в задней части конторского дома в Амстердаме. Они не могли не то что выйти — даже открыть окно. Потом их кто-то выдал, пришли из гестапо и отправили их в концлагерь, где Анна и ее сестра умерли от тифа за месяц до того, как территорию освободили британские войска.

Но если сам спектакль не подходил театру, то посткарантинные зрители очень подходили этому спектаклю. В масках, на жестких стульях — широко, по-пандемийному, расставленных, в темноте и тишине слушали они историю про несравнимо более страшный локдаун, чем тот, который им пришлось пережить.

ФОТО: Владимир Акуленко

Сложная немелодичная музыка Григория Фрида, никаких красок, проекции черно-белых фотографий на стене — но спектакль не становится тягучим и давящим. Благодаря режиссерским находкам постановщика Алексея Смирнова и прекрасным сопрано Венеры Алпысбаевой и Надии Наденовой (две исполнительницы в одной роли — одна из таких находок) зрители вовлечены с первой до последней секунды.

ФОТО: Владимир Акуленко

Каждая деталь немногочисленных декораций имеет смысл. Почти у каждого зрительского стула стоит чемодан. Чемоданов много и на сцене, и один из них открывается «кукольным домиком» - точной моделью того «заднего дома», где прятались Франки и их соседи: стол, где писала Анна, кровать, где она спала...

- Для меня, как художника, было важно показать зрителю, как из маленького и личного вырастает большая трагедия. Так появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк, - объяснила после финальных аплодисментов художник-постановщик Елена Бодрова.

Особенно впечатляющим стал финал постановки.

- Ради таких моментов мы и ходим в театр, - поздравил коллегу с успехом белорусский режиссер Михаил Панджавидзе, пришедший как зритель - он ставит в нашем оперном «Кыз-Жибек», эта премьера планируется в ближайшее время.

ФОТО: Владимир Акуленко

Постановка готовилась к 75-летию победы и должна была выйти к 9 Мая. Но сейчас, после миллиона коронавирусных смертей, после того как в нескольких странах вспыхнули протесты и военные конфликты, спектакль прозвучал, увы, вполне своевременно.

- На сегодня это одна из самых актуальных, поучительных и самых миролюбивых опер, какая только была создана в XX веке, - считает Ая Калиева, директор театра.

До конца года спектакль будет показан только дважды, 11 и 15 октября, объяснила Ая Калиева, отвечая на вопрос Forbes.kz. После возобновления деятельности у театра слишком много планов, артисты и техники перегружены, а исполнительский состав только один - у обеих певиц большой текущий репертуар.

- Это документальная опера, очень редкий жанр, - отметил постановщик Алексей Смирнов. - Весь текст, который поется, это подлинный текст из дневника. Шкаф, который вы видите, это копия того шкафа, который маскировал вход в убежище. Есть разные оперы, связанные со Второй мировой войной (опера любит войны), но здесь важно, что это очень частная история, маленькая история маленькой девочки и ее семьи, которая прячется от гигантской нахлынувшей угрозы. Я очень долго делал этот спектакль, шесть лет назад была придумана идея, и за это время история Анны Франк для меня стала очень личной. Эта история, которая учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний.

Отвечая на вопросы Forbes.kz, Алексей Смирнов рассказал, что моноопера «Дневник Анны Франк» широко идет в Германии, так как композитор сам создал вариант оперы на немецком языке (дневник написан на нидерландском).

- По понятным причинам она идет в Израиле. В России играется в Ростовском музыкальном театре, в Мариинском театре, в Москве ее периодически играют, и тоже к 9 Мая готовилась премьера на малой сцене Большого театра, - добавил он.

В понедельник Алексей Смирнов уезжает в Астрахань, где будет ставить «Женитьбу Фигаро». Алматинцам же остается очень смелый и неординарный проект, стоящий того, чтобы в нем поучаствовать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить