Казахстанская лента получила награду Берлинале

9790

Вечером 16 февраля названы лауреаты 63-го Берлинского международного кинофестиваля. Приз за выдающиеся художественные достижения вручен оператору Азизу Жамбакиеву за фильм «Уроки гармонии» 28-летнего режиссера Эмира Байгазина из Казахстана

«Золотой медведь» 63-го Берлинского международного кинофестиваля за лучший фильм достался румынской картине «Поза ребенка» (Pozitia Copilului) режиссера Калина Питера Нецера, пишет «Лента.ру».

«Поза ребенка» — фильм о взаимоотношениях матери с сыном, которому грозит тюремное заключение. Картина исследует нравы верхних слоев румынского общества и критикует социальные институты, такие как полиция и судебная система, указывается на сайте фестиваля.

Лучшим режиссером жюри выбрало американца Дэвида Гордона Грина за фильм «Повелитель лавин». «Серебряного медведя» за лучший сценарий получил сценарист иранского фильма «Закрытый занавес» Джафар Панахи. Приз имени Альфреда Бауэра достался канадцу Дэнису Коте за работу «Вик и Фло увидели медведя».

Лучшим актером признан Назиф Мужич, сыгравший в полудокументальной ленте боснийского режиссера Даниса Тановича «Эпизод из жизни сборщика железа» о жизни цыганской семьи. Этот же фильм получил «Серебряного медведя» в качестве гран-при жюри. Приз за лучшую женскую роль получила Паулина Гарсиа за работу в чилийской комедийной мелодраме «Глория» Себастьяна Лелио.

Приз за выдающиеся художественные достижения получил оператор Азиз Жамбакиев за фильм «Уроки гармонии» 28-летнего режиссера Эмира Байгазина из Казахстана. Работа казахстанских кинематографистов впервые попала в конкурсную программу Берлинале.

«Поразительно, как буквально за несколько дней статус молодого казахстанского режиссера Эмира Байгазина вырос со «способный парень» до «в мире еще одним большим режиссером стало больше» (цитата из рецензии российского критика), - писал днем в субботу, накануне церемонии награждения, на своей странице в Facebook видный казахстанский критик Тулеген Байтукенов (газета "Время"). - Эмир уже однозначно звезда, каким бы ни был вердикт жюри Берлинале, в конкурсной программе которого представлен полнометражный дебют казахстанского режиссера – драма «Уроки гармонии». Еще большей звездой он, конечно, станет в случае получения награды – и я скажу вам, что без приза Байгазин точно не уедет, остается только гадать о номинале. Номинале Берлинале, грация страдале.

В любом случае случай уже исторический: такого ажиотажа на мировых кинофорумах казахстанская лента не вызывала никогда и столь радушную критику тоже не собирала.

А ведь в конце 2010 года мы с Эмиром сидели, пили чай, и он говорил мне, как его два раза подряд отшили на «Казахфильме». Парень был изрядно растерян, поскольку шел он на студию с амбициями, а амбиции в ту пору у него были такие, что любой прибор, способный замерять их, мог сгореть от перенагрузки.

Видимо, это хорошо, что Байгазина несколько раз подряд обломили (частные инвесторы тоже): к «Урокам гармонии» он подошел еще не перегоревшим, но уже изрядно подостывшим. С трезвым расчетом, можно сказать, подошел – если раньше он хотел снимать криминальную трэшевую комедию, которые у нас ни в аул, ни в караул, то в Берлин Эмир повез драму о тяжелых подростковых отношениях в ауле и жестоких ментах. Без заклания барана на экране тоже не обошлось – короче говоря, европейский формат.

Занятно также, что ранее Эмир не выказывал никаких предпочтений в области воспевания насилия. «Видеодневники Жана» были интересны своей эклектикой: тогда еще студент Байгазин снял городской интеллектуальный треш полностью на казахском языке. Фильм был неровный, нервный даже, но очень интересный именно фактом микса двух культур. Еще был у него «Весогонщик» - история про парня, который слишком толстый, для того, чтобы попасть в школьную сборную по борьбе. Герой там всячески истязал себя, чтобы вклиниться в команду, и это, помнится, вызвало у меня внутренний протест – герой в кино по определению не должен ни под что подстраиваться, иначе он теряет свойства героя.

«Уроки гармонии» я еще не видел – да и практически никто его не видел у нас. Так что ждем наверняка уже призера Берлинского кинофестиваля. А там и заценим».

Байтукенов не ошибся: фильм Байгазина получил престижный приз за операторскую работу Азиза Жамбакиева.

63-й Берлинский кинофестиваль открылся 7 февраля мировой премьерой внеконкурсного фильма «Великий мастер» гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая, который возглавлял жюри мероприятия.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить