Какие шансы у казахстанского кино выйти на международный рынок

10527

В середине сентября Almaty Film Festival на неделю распахнул свои двери для любителей кино и профессионалов из киноиндустрии

ФОТО: архив пресс-службы

Кинофестиваль проводится второй год, и это исключительный повод не для «попкорнового» зрителя посмотреть фильмы, которые выходят в Казахстане в ограниченный прокат или не выходят вовсе. А это около 30 международных художественных и документальных картин, которые были представлены в программе кинофестиваля. По сложившейся с прошлого года традиции, фестиваль прошёл под слоганом «Сближение культур», в конкурсную программу вошли фильмы, являющиеся копродукцией нескольких стран. Так, результатом совместных усилий организаторов фестиваля в прошлом году стала картина «Растворяться» корейского режиссера Ким Ки Дука, которая вызвала неоднозначные отзывы как у зрителей, так и у киносообщества. Но обо всём по порядку.

Основной площадкой для профессионалов из киноиндустрии стал бизнес-форум, который является неотъемлемой составляющей любого фестиваля. На круглых столах, мастер-классах и других мероприятиях поднимались актуальные вопросы, стоящие сегодня перед отечественной индустрией. Ведь именно сейчас пришло понимание того, что кино является не только искусством, но и визитной карточкой страны на международном рынке, а также мощным инструментом для развития региона и привлечения инвестиций. Чтобы помочь найти оптимально эффективный путь выхода на мировой рынок, были приглашены эксперты из других стран.

Стоит напомнить, что в этом году в рамках принятого закона «О кинематографии» создан Государственный центр поддержки национального кино. А значит, такие встречи бесценны для обмена опытом и передачи знаний. Так, например, в ходе круглого стола «Работа с инвестиционными фондами», где принимали участие как председатель отечественного центра поддержки кино, так и представитель Фонда кино России, упоминали, что модель для нашего центра заимствована у российских соседей. В современном виде Фонд кино РФ функционирует с 2009, и при взаимодействии с коллегами из соседнего государства может получиться избежать ошибок, через которые им пришлось пройти.

В рамках другого обсуждения на тему «Кинотеатральный бизнес» поднимался вопрос о количестве экранов в стране, которых в Казахстане на сегодняшний день 320 (для примера, в США их 45 тыс.), а это, безусловно, влияет на прокат, себестоимость картины, а значит, и качество фильмов. Подсчитали, что при таком количестве экранов, чтобы оправдать затраты и выйти в плюс, стоимость производства картины не может превышать $200 тыс., а это снижает возможность конкуренции на мировом рынке. Решать этот вопрос можно только комплексно и прозрачно. Так, в ближайшие время предложили внедрить единую автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах, которая поможет видеть реалистичную картину в прокате.

Безусловно, в поддержке нуждается не только зрительское, но и независимое кино, которое, возможно, сможет показать даже лучшие результаты, чем коммерческое. Прекрасным примером этого является режиссер Адильхан Ержанов. На днях его картина «Чёрный, чёрный человек» открыла один из старейших кинофестивалей класса «А» в Сан-Себастьяне. К слову, именно этот фильм выиграл питчинг проектов на фестивале прошлого года, после чего получил поддержку от компании Astana Film Fund. По итогам работы бизнес-площадки можно заключить, что если будет соблюдаться всё, о чем говорилось, нас ждёт много хороших фильмов, в том числе и копродукций с другими странами.

Параллельно с форумом каждый день шли показы фильмов конкурсантов, которые вместе со зрителями отсматривали и члены жюри. Для каждого из участников самым долгожданным моментом стало награждение, проходившее в день закрытия фестиваля. Несмотря на тесную дружбу маэстро Ким Ки Дука с фестивалем и тот факт, что это его первая лента, снятая в нашей стране с казахстанскими актёрами, его фильм не получил ни одной награды. Большинство зрителей и киношников сошлись во мнении, что фильм «Растворяться» был сделан топорно, будто на бегу, и вызвал скорее разочарование. Кстати, те, кто был причастен к фильму, говорят, что бюджет картины не превышал $50 тыс., может именно это сказалось на качестве. Хотя сами создатели утверждают, что из фильма вырезали 15 минут сексуальных сцен и потому фильм получился таким неполным.

Статуэтку за лучшую мужскую роль разделили Валентин Новопольский и Давид Огродник, сыгравшие в фильме «Олег» Юриса Курсиетиса. Премьера фильма состоялась в мае в рамках программы Director’s Fortnight в Каннах. Лучшей актрисой назвали грузинку Саломе Демурия - жюри сразила её невероятная магия, заставляющая сопереживать и вдохновляться жизненной силой её героини. В фильме Дито Цинцадзе «Вдох-выдох» поднимается тема человека, выброшенного обществом за борт из-за того, что он просто не соответствует его устоям. Ленту режиссера Элиа Сулеймана «Должно быть, это рай» отметили «специальным призом жюри». Фильм получился в результате сотрудничества шести стран: Франции, Катара, Германии, Канады, Турции и Палестины. Лучшим режиссёром признали Марьям Тузани, представившую фильм «Адам», в котором показывается непростая судьба женщины в марокканском обществе. Гран-при фестиваля получил фильм «Да будет свет» режиссера Марко Скопа. Сюжет картины повествует о противостоянии обычного маленького человека ксенофобским настроениям в родном городке, которые затрагивают его собственную семью. Осознание того, что человеческие ценности выше собственного страха, пережили и зрители, сидящие в зале. Любопытно, что бюджет фильма составил 783 тыс. евро, а это по европейским меркам считается низкобюджетным кино. Возможно, когда у нас на независимое кино станут выделять хоть половину от таких цифр, на небосклоне мировой киноиндустрии зажгутся новые звезды «made in Kazakhstan».

Ася Штоль

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить