Как завоевать казахстанского телезрителя?

8225

Об этом рассуждают участники рынка

В Казахстане назрело время для новых прорывов и совершенствований в сфере телевидения и развитий информационного пространства. Ряд поручений главы государства, создание отдельного профильного органа - Министерства информации и коммуникации РК, активизация гражданского сектора - все это, несомненно, нацелено на вовлечение казахстанцев в отечественное информационное пространство. Одним из актуальных вопросов остается борьба за телезрителя, создание качественного телевизионного контента, шоу-программ, телесериалов, кино. Что может предложить сегодня отечественный производитель и как сформировать рецепт успеха рассказывают известный телеведущий, шоумен, продюсер Жасын Канбаев и директор компании 13 Production Иван Кинерейш.

Жасын Канбаев.
Жасын Канбаев.

Жасын, уже несколько лет вы радуете казахстанского телезрителя своими веселыми проектами. Чем занимаетесь сейчас?

Жасын: Сейчас, наработав определенный опыт, наша команда 13 Production открыла для себя новое направление – производство киносериалов. Прошлым летом мы сняли первую пилотную серию научно-фантастического киносериала «-550».

Когда казахстанцы увидят его?

Ж.: Мы работаем над созданием первого сезона, а это - 20 серий по 25 минут. Это будет 500 минут видео качества кино. Сейчас мы ведем переговоры с каналами, также привлекаем партнеров в сфере бизнеса. Обещаю, что приложим все усилия, чтобы казахстанский зритель увидел киносериал «-550» уже осенью этого года. А пока мы предлагаем познакомиться с первой серией. Все в открытом доступе в интернете. Ссылка на трейлер сериала «-550».

Какие сериалы предпочитает смотреть казахстанский зритель?

Ж.: Как и все зрители - красивые, интересные и качественные.

Каким сериалам казахстанский телезритель сегодня отдает предпочтение?

Ж.: Турецким, российским, южнокорейским и индийским, судя по рейтингам и объемам их показа на телеканалах. Поэтому, я считаю, телезритель изголодался по хорошему казахстанскому продукту.

Иван Кинерейш.
Иван Кинерейш.

Почему так мало казахстанских сериалов, которые запомнились и полюбились? Иногда они появляются на горизонте, но тут же теряются среди иностранного контента.

Иван: Казахстанские сериалы уступают конкурентам, потому что отечественные каналы не могут окупить расходы на производство качественного сериала, так как в Казахстане всего около 10 млн телезрителей, и это не так много, чтобы оправдалась премьера хорошего сериала. К примеру, в Китае рентабелен практически любой телепродукт, так как даже на самом нерейтинговом канале его посмотрят миллионы. Почему индийские фильмы часто выглядят смешными и наивными? Индия может себе это позволить, всё равно зритель будет, их - миллиард. А у нас, наоборот, качественные сериалы нерентабельны, а сериалы по 2-4 млн тенге за серию проходят незамеченными в общем информационном потоке, уступая конкурентам. Телезритель думает, что наши производители ничего не могут, а только лишь делают дешевые копии форматов. Сравнивая, зритель в итоге смотрит онлайн американский сериал, стоимость одной серии которого равна $3-5 млн! А это в 350 раз дороже себестоимости среднестатистического отечественного продукта. В США, к слову, небольшой бюджет сериала вызовет больше сомнений у инвесторов, чем средний бюджет. Для нашего производства это звучит парадоксально.

Вопрос о запрете иностранных сериалов уже поднимался несколько лет назад.

И.: Обсуждались: отказ от зарубежных сериалов, запрет их на государственном уровне, ввод дотаций для производства наших сериалов и налог на закупаемый извне контент. Можно запретить. Можно, о чудо, уговорить всех телезрителей потерпеть несколько лет и патриотично смотреть только отечественный продукт в целях развития казахстанского телепроизводства. Можно попытаться заставить телезрителя смотреть только наше. Но все это чревато массовым уходом зрителя на спутниковое и кабельное ТВ и в интернет. От запрета жителей в Казахстане все равно больше не станет, и по-настоящему качественный сериал все равно будет нерентабельным. А мы в перспективе не увидим казахстанских сериалов уровня «Во все тяжкие», «Игры престолов», «Викингов» и других.

Для иностранных производителей сериалов мы являемся вторичным рынком, основную прибыль они собирают от премьеры в своей многомиллионной стране. А нашим телеканалам они продают контент не так уж и дорого, считая это приятным бонусом после сбора основного урожая. И это усугубляет и без того положение казахстанских сериалов и заставляет нас конкурировать с вторичным продуктом, снижая цены.

Ж.: Зачем каналу как бизнесу вкладывать деньги в отечественный сериал? При этом еще неизвестно, как отреагирует на него зритель, полюбит или нет. А если за те же вложения он приобретет 2-3 иностранных качественных сериала, проверенных премьерами в других странах, с хорошими показателями рейтингов - это более стабильная и гарантированная инвестиция.

Так что же делать?

И.: Мы считаем, что нужно действовать от обратного: инвестировать в сериалы и не рассчитывать вернуть вложения на премьере в Казахстане. А основную прибыль ждать от продаж продукта в другие страны. Мы могли бы делать качественные международные сериалы и работать на экспорт. То же самое и с кино: для развития нужна либо поддержка государства, либо инвесторы, готовые рискнуть и вложиться в продукт, который будет интересен в других странах. Построить свой «АstanaWood» и выполнять миссию перед казахстанским телезрителем, радуя его качественным продуктом. При этом прибыль получать, работая на экспорт. Наши услуги там могут оказаться востребованы ввиду небольшой, относительно их рынка, себестоимости. США, Индия, Мексика, Турция, значительно пополняют часть ВВП за счет кинопромышленности.

Каким должен быть бюджет у казахстанского сериала, чтобы качество соответствовало международным стандартам и вызвало спрос?

И.: Думаю, от 15 млн тенге за серию, в среднем $1 млн за сезон.

По вашему, как сейчас развивается собственное производство на казахстанских каналах?

И.: Главное, что собственное производство в принципе развивается. Однако в основном остается на уровне самодеятельности, потому что есть финансовый потолок, выше которого не вырастешь, и казахстанские профессионалы либо испытывают творческие муки: как поместить хорошую идею в плохой бюджет, либо ищут возможности за рубежом, куда нам желательно экспортировать не «мозги», а продукт.

Нужна ли поддержка государства в этом вопросе?

И.: Вместе с политикой и экономикой фундамент общества образует и культура, на которой держится социальный и человеческий прогресс. Инвестиции в культуру - это инвестиции в общество. Я считаю, что мы должны отвоевывать казахстанского телезрителя качеством.

Какие альтернативные виды поддержки могут быть, кроме государственной? 

Ж.: Одной из поддержек может быть краудфандинг – народное финансирование. Зрителю предоставляется возможность выбрать самим, какой сериал должен быть снят. Люди увидят пилотную серию, и если им понравится, они перечислят, к примеру, 500 тенге от себя на создание этого проекта, а затем будут получать закрытые ссылки раньше премьер на телеканалах. Ну и будут получат удовольствие от своего причастия к вкладу в отечественный кинематограф от того, что они лично решают, каким казахстанский сериал или фильм должен быть. Если казахстанское общество захочет этого, так и будет.

И.: Сегодня в информационной борьбе победит тот, кто использует качественный контент. Мы не должны отставать от других стран. Мы должны стать на уровень выше, чтобы киносериалы стали новым полноценным продуктом для экспорта.

Вы производите контент только развлекательного жанра?

Ж.: Да, мы не ищем легких путей. Как сказала Вивьен Ли, «намного легче заставить людей плакать, чем смеяться».

И.: Хотя жанр сериала «-550» заявлен как научно-фантастическая комедия, нам по большей части придется организовывать съемки в «исторических» локациях. В Казахстане есть прекрасные природные ландшафты, которые были бы интересны мировым кинопроизводителям исторических и фантастических жанров. Не выезжая из страны, они могут получить море и пустыню, степи и горы, реки и озера, и это будут красивейшие места в мире. Нам нужно только подготовить это предложение для спроса. В этом вопросе можно, например, перенять опыт Новой Зеландии.

Ссылка на пилотную серию сериала «-550».

Ссылка на трейлер продакшна.

Как Новая Зеландия превратилась в государство-киностудию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube