Как сделать Алматы привлекательным для голливудских кинематографистов

15376

…а казахстанское кино – заманчивым для отечественных инвесторов

ФОТО: архив пресс-службы

В Алматы во второй раз прошел Almaty Film Festival – международный кинофестиваль с четкой бизнес-задачей: развитие киноиндустрии Казахстана путем создания копродукции и привлечения иностранных кинематографистов на съемки в наших широтах. О том, что уже удалось сделать фестивалю в этом направлении и чего еще можно ждать – генеральный продюсер Almaty Film Festival Эрнар Курмашев.

F: Как приняли новый кинофестиваль в мире?

- Очень хорошо. На первом фестивале все отметили мировую премьеру фильма «Айка» с Самал Еслямовой в главной роли, за которую актриса получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Достаточно сказать, что мы показали финальную версию (к Каннам фильм еще не был окончательно смонтирован). Это было во многих СМИ, тот же Euronews сделал большой репортаж, где особенно отметил мировую премьеру «Айки». Самал Еслямова и режиссер фильма Сергей Дворцевой прошли по нашей красной дорожке, их, как и других гостей, встретил президент кинофестиваля, режиссер Ахан Сатаев. Гостей, к слову, было очень много. Если говорить об иностранных кинематографистах – около 700, и это не только актеры и режиссеры, но и кинопродюсеры, сценаристы, даже звукорежиссеры и звукооператоры. Всем был очень интересен наш город! Одна из целей кинофестиваля – пропагандировать Алматы как одну из самых красивых, и, что важно, безопасных локаций для мирового кино, и эта цель была достигнута. Мы провели вертолетные прогулки для наших гостей, показав красивые места в окрестностях Алматы, в том числе для таких именитых, как южнокорейский режиссер Ким Ки Дук, режиссер мультфильма «Король Лев» Роб Минкофф, продюсер фильмов «Вий» и «Вий 2» с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером, Алексей Петрухин, признанный продюсером года в России (2014). И Ким Ки Дук так вдохновился, что за месяц написал сценарий и прилетел обратно в Алматы для того, чтобы уже делать этот проект.

F: Можно о нем подробнее?

- Это психологическая драма «Растворяться» (рабочее название – «Дин»). Артхаусное фестивальное кино. Фильм был представлен в основном конкурсе второго Almaty Film Festival как копродукция казахстанских и южнокорейских кинематографистов. И это тоже очень хороший результат нашего фестиваля, еще одна из целей которого – пропаганда копродукции. Это тот вид сотрудничества, который необходим казахстанским кинематографистам, чтобы развивать отечественное кино. У нас очень небольшая прокатная площадка, и нам нужно учиться снимать вместе с кинематографистами других стран, чтобы выходить на другие рынки, такие, как Россия, Китай, Южная Корея. Эти рынки приносят огромные бокс-офисы, и эти деньги могут прийти в Казахстан. И это экспорт нашей культуры, потому что, по сути, кино – тоже продукт, который мы можем экспортировать в другие страны. Если мы будем серьезно развивать это направление, думаю, лет через 5-10 наши фильмы смогут собирать от $5 до 10 млн и на отечественном рынке, и на внешних. Я уже не раз говорил о том, что хорошим примером в данном случае может служить Южная Корея, где 20 лет назад была такая же ситуация, как у нас, но небольшая горстка энтузиастов, в числе которых был Ким Ки Дук, начала развивать отечественное кино и выходить на другие рынки. Они создали знаменитый сегодня Пусанский кинофестиваль, который и стал тем серьезным инструментом, что помог вывести южнокорейское кино на новый уровень.

Надеюсь, что наш алматинский кинофорум сможет сделать то же самое. И, возвращаясь к нашим первым результатам: самое интересное, что победителем питчинга проектов, который прошел в рамках первого Almaty Film Festival, тоже оказалась копродукция. Я говорю о фильме Адильхана Ержанова «Черный, черный человек».

F: Сколько всего было принято заявок на первый питчинг и какие были критерии?

- Основной критерий: у проекта уже должен был быть готов сценарий полнометражного художественного фильма. Всего было около 70 заявок. Из них отобрали 10, а из 10 – победителя, который получил приз – продюсерскую разработку его проекта. Хочу отметить, что это была частная инициатива одного из организаторов фестиваля, нашей компании Astana Film Fund. Мы полностью спродюсировали это кино, провели весь подготовительный период, продакшн, а вот пост-продакшн соинвестировали французские продюсеры, которым очень нравится режиссер Адильхан Ержанов. И благодаря тому, что они зашли в этот проект, у нас теперь с этим фильмом связаны большие фестивальные амбиции. Картину уже отобрали в основной конкурс одного из старейших кинофестивалей класса А в Сан-Себастьяне. Это большая победа для Astana film fund и съемочной группы.

F: После такого старта – какой была задача второго Almaty Film Festival?

- Второй фестиваль мы делали по этой же концепции. Главная задача – показывать и пропагандировать казахстанских кинематографистов. Мы не приглашаем мировых звезд только для того, чтобы они красиво прошлись по нашей красивой красной дорожке между фонтанами. Если мы позовем, к примеру, Монику Беллуччи, чтобы она просто появилась перед поклонниками, она не снимется в нашем фильме, а наши отечественные звезды на дорожке и вообще на фестивале отойдут на второй план. Мы этого не хотим. Мы хотим создать культ отечественного кино, популяризировать отечественных звезд. И это, опять-таки, момент, который мы переняли у Пусанского кинофестиваля.

Впрочем, это не значит, что мы вообще не приглашаем кинематографистов с мировыми именами. Но обязательное условие для приезда на наш фестиваль мировой звезды – это проведение мастер-класса. Поэтому в нашем случае приглашенные звезды – это в основном продюсеры, режиссеры и сценаристы, которым есть что сказать и чем поделиться.

Как Роб Минкофф, чей мастер-класс на первом Almaty Film Festival вызвал огромный ажиотаж, не все смогли попасть, и мы попросили его провести еще один, на следующий день. Он с удовольствием согласился, и на второй день тоже был полный зал.   

Или российский продюсер Алексей Петрухин, который в прошлом году не просто провел два очень успешных мастер-класса, но и дал, неожиданно для нас, еще один приз на питчинге. Он тоже выбрал один из десяти проектов и пообещал его авторам полностью профинансировать пост-продакшн: монтаж, компьютерную графику, звук и т.д., то есть одну из самых затратных статей при кинопроизводстве. Кроме того, Алексей Петрухин сделал еще одну невероятную вещь: помог нам с кинотеатральным прокатом фильма Ахана Сатаева «Бизнесмены». Это для нас очень хороший кейс – когда наше кино вышло на другой рынок. Но достаточно редкий. Думаю, с теми взаимоотношениями, с теми связями, что возникают на нашем фестивале, это будет происходить гораздо чаще. Потому что, приглашая сюда кинематографистов, мы приглашаем сюда и дистрибьюторов, которые отсматривают наше отечественное кино. В этот раз я настоятельно посоветовал всем нашим кинематографистам сделать субтритры к их фильмам на английском языке. Дистрибьюторы из других стран посмотрят качество, посмотрят уровень – возможно, появится интерес прокатать какой-то наш фильм, или продать его на вторичном рынке, или даже сделать ремейк, если сюжет и мысль картины понравятся как концепт-идея. То есть мы создаем в рамках нашего кинофестиваля своеобразный нетворкинг: дикуссионную площадку, на которой собираем как специалистов извне, так и отечественных кинематографистов, где они могут обмениваться идеями, опытом, обсуждать и создавать новые проекты.

F: Но у вас обмениваются идеями не только творцы. В прошлом году вы удивили многих, организовав в рамках кинофестиваля бизнес-форум.

- В сегодняшней ситуации с кино в нашей стране это необходимость. Скажем, одна из первых проблем, которая не дает нормально развиваться нашему кинематографу – это недостаточное количество кинозалов, прежде всего в регионах. В том же Туркестане, откуда я родом и который стал сейчас областным центром, нет ни одного кинотеатра. Вторая проблема – это непрозрачность кинотеатрального бизнеса. И я уже не раз приводил в пример Россию с ее Единой автоматизированной информационной системой билетов (ЕАИС), которая на 99% «запрозрачила» рынок, и теперь российские фильмы собирают огромные кассы. Кстати, мы на второй наш фестиваль пригласили разработчиков этой системы и тех, кто принял программу кинофикации регионов в РФ. Очень популярная программа, благодаря которой за полтора года там было построено 1500 кинозалов. Государство по этой программе выделяет пять миллионов рублей предпринимателю из региона. Этих денег достаточно, чтобы купить проектор, кресла, звук. И эти пять миллионов – невозвратные. Но при этом субсидированные кинотеатры подписывают жесткий контракт с государственным оператором, что они будут прокатывать 50% отечественных фильмов. В случае невыполнения условий (а это очень легко отследить благодаря системе ЕАИС) налагаются очень жесткие штрафы. Но, кроме этого, у них есть и льготы: в Росии кинотеатральный бизнес освободили от НДС. И это все вместе взятое серьезно заработало, появилась настоящая индустрия, благодаря которой отечественные фильмы составили серьезную конкуренцию американскому и европейскому кино. То есть это как беспроигрышная игра, win-win: выигрывают и государство, и кинопроизводители, и кинотеатры. У нас пока этого нет – у нас пока все проигрывают. И развитие отечественной киноиндустрии сильно тормозится, хотя казахстанское кино само по себе сейчас вызывает все больший и больший интерес. Появляются качественные фильмы, которые, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, «бьют» по продажам те же американские блокбастеры.

Например?

- Например, «Бизнесмены» почти все время проката шли на равных с «Богемской рапсодией», и, насколько я знаю, в конечном итоге собрали большую кассу. И это очень серьезное достижение. Когда выходили «Районы», мы проиграли «Доктору Стрэнджу», но не в 10 раз, хотя бюджет у нашего фильма был, можно сказать, в 1000 раз меньше. И вот представьте: если бы наш кинорынок был так же прозрачен и так же организован, как в России, мы бы могли зарабатывать гораздо больше, и, соответственно, гораздо больше инвестировать в следующее кино.

Принятый Закон «О кино» решил какие-то проблемы?

- Он уже начинает очень серьезно помогать. Причем я говорю не только о внедрении электронного билета в кино, то есть о шаге на пути к той самой прозрачности кинотеатрального бизнеса, но и о таком серьезном деле, как субсидии для иностранных продюсеров: если они будут снимать кино здесь, в Казахстане, им вернется до 30% их инвестиций. Это мощная поддержка, и благодаря ей наша страна вступает в серьезную конкурентную борьбу, которая происходит сейчас в мире за то, чтобы большое кино снималось в той или иной стране. Если полететь на Каннский фестиваль, зайти на Marché du Film, это один из самых крупных кинорынков, можно увидеть огромное количество кинокомиссий разных стран, которые предоставляют подобные субсидии мировым кинопродюсерам. Они тратят большие деньги на свои стенды – один краше другого. Так вот, Almaty Film Festival в этом году тоже был представлен на Marché du Film, мы разместили большие фотографии наших локаций, разработали специальные презентации, в том числе о нашем новом Законе о кино. И я с гордостью могу сказать, что наш стенд вызвал на рынке большой интерес, к нам подходили продюсеры из Warner Brothers, китайские, индийские, британские продюсеры. И все говорили о том, что хотят снимать в Алматы свои кинопроекты. Сейчас эти отношения развиваются, к нам уже прилетал продюсер из Индии, мы принимали большую делегацию из Китая – они хотят снять здесь боевик.

Возвращаясь к Almaty Film Festival: какие новведения были в этом году?

- Да, у нас очень серьезная новость: мы учредили новую казахстанскую премию Alatau Film Awards, чтобы награждать независимое, коммерческое казахстанское кино. Основные критерии: фильм должен быть снят на казахстанские, но не на государственные деньги; пройти в широком казахстанском прокате две и больше недель; и, наконец, это должно быть полнометражное художественное кино. По сути, мы хотим поддержать этой премией независимых кинопродюсеров, которые привлекают инвестиции и снимают кино, принимая на себя огромные риски. Кстати, идея этой премии появилась во время одного из домашних показов у Арманжана Мерекеевича Байтасова – еще один интересный пример сотрудничества и общения в нашем кино. У нас, казахстанских кинематографистов, очень мало получается взаимодействовать с бизнес-элитой. А это как раз те потенциальные инвесторы, которых могут заинтересовать инвестиции в кино. По пирамиде Маслоу, да? Когда человек уже практически всего добился, у него на первый план выходят культурные и духовные потребности, потребность в самоактуализации, реализации своих идей. Именно такой идеей в свое время, кстати, стал фильм «Бизнесмены», когда Арманжан Меркеевич, посмотрев «Районы», сделал очень хороший пост в Фейсбуке. Позже состоялось знакомство с ним режиссера Ахана Сатаева, и появилась мысль продолжить историю «Районов», но рассказать уже о бизнесменах «лихих» девяностых. Так началось наше сотрудничество (напомню – Арманжан Байтасов стал генеральным продюсером «Бизнесменов») и общение, которое сейчас продолжается на таких домашних кинопоказах, куда приглашаются бизнесмены и кинематографисты. И где мы, после просмотра кино, можем обсуждать не только увиденное, но и какие-то вопросы современного кинематографа, возможные совместные проекты и т.д. На самом деле сейчас у казахстанских инвесторов все больше появляется интерес к отечественному кино. И это правильно. Потому что сейчас есть уникальная возможность начать инвестировать в киноиндустрию, и мало того, что получать от этого удовольствие, реализовав какой-то культурный проект, но еще и монетизировать это. На самом деле кино – это шикарный бизнес с «бешеным» мультипликативным эффектом: можно вложить $100 тыс., а завтра в прокате собрать один-два миллиона. Главное - доверять профессионалам и не инвестировать в один проект. А диверсифицировать инвестиции и вкладывать в пул проектов. Тогда вы минимизируете риски.   

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить