Как казахи с японцами кино смотрели
Показ фильма Акиро Куросавы «Семь самураев» стал первым проектом Общества казахстано-японской дружбы
- Японцы говорят: море вбирает множество речушек, и наш проект - тоже маленькая речка, и мы надеемся, что будет целое море, - так представил начинание его инициатор политолог Досым Сатпаев, предваряя легендарную кинокартину для алматинских зрителей. Показ, прошедший вечером понедельника, 20 ноября, организовали Фонд культурных инициатив Art-Area, Киноклуб Ермека Турсунова и «новорожденное» Общество казахстанско-японской дружбы.
«Тойбастар» по-японски
В Японии подарки делают не только на свадьбу, Новый год, новоселье, дни рож... → →
- Мы считаем, что важным направлением сотрудничества разных государств являются не только контакты на официальном уровне, но и народная дипломатия. Отношения между Казахстаном и Японией имеют долгую плодотворную историю. Но при этом казахстанцы мало знают Японию, японцы тоже мало знают о Казахстане, - объяснил Сатпаев. - У нас возникла идея возникла создать общество японско-казахстанской дружбы. Надеемся, что мероприятия такого рода будут сокращать этот дефицит информации.
Слова казахстанского политолога (которого уже с полным правом можно назвать просветителем — столько культурных проектов реализовал его фонд) подтвердил чрезвычайный и полномочный посол Японии в Казахстане Итиро Кавабата. Он перечислил последние достижения в 25-летней истории отношений между странами: посещение Астаны культурной миссией из Японии, а Токио — делегацией из Национальной библиотеки РК; награждение Олжаса Сулейменова орденом Восходящего солнца с золотыми лучами за вклад в антиядерное движение; предстоящие гастроли артистов театра имени Ауэзова со спектаклем «Ахико из Актаса» о судьбе японского военнопленного и другие. Особо господин посол отметил рост количества японцев, посетивших Казахстан во время ЭКСПО и Универсиады:
- Почти все уехали очень довольными, стали друзьями Казахстана. Это обнадеживающий фактор для развития наших двусторонних связей.
Как ищут свою «вторую половинку» в Японии
Еще недавно большинство японцев могли найти спутника жизни без проблем, а т... →
Как подчеркнул Итиро Кавабата, «фильм нашего великого кинорежиссера «Семь самураев» является не только гордостью японского кинематографа и но и шедевром мирового искусства. Это прекрасный выбор для такого события».
Зрители Киноклуба Ермека Турсунова, посмотрев почти трехчасовую картину, не могли с ним не согласиться. Первое и единственное в своем роде сочетание философской притчи и боевика не отпускает внимание ни на секунду. Многие кадры вызывают в памяти другие киноленты. Как объяснил режиссер Ермек Турсунов после показа, именитые постановщики, не стесняясь, воровали идеи у Куросавы. Серджио Леоне даже проиграл суд по иску японского мастера и платил ему проценты с проката своего фильма «За пригоршню долларов», скопированного с «Телохранителя».
Вообще взаимоотношения Куросавы с другими кинематографистами — это отдельная большая история. Известно, что его больше ценили за границей, чем в Японии, где режиссера обвиняли в «западнопоклонничестве». Френсис Коппола, Стивен Спилберг и Джорж Лукас называли себя «детьми Куросавы». Он дважды получал «Оскара» - за «Расёмона» и советскую ленту «Дерсу Узала», а также Золотую пальмовую ветвь — за «Тень воина». Однако, начав работать над фильмом «Поезд-беглец» в Голливуде, все бросил, заплатил неустойку и вернулся в Японию — резать вены от отчаяния. Картину в итоге снял Андрон Кончаловский.
Куросава снимал фильмы по Достоевскому и Горькому, Толстому и Шескпиру. Его фильмы неизменно входят в топы лучших за всю историю кино, но он дважды пытался покончить жизнь самоубийством из-за неудач. Его самый известный фильм, «Семь самураев» был переснят в разных вариациях много раз. Последняя версия, «Великолепная семерка», вышла в прошлом году — через 62 года после премьеры оригинала. Притча о том, как безликая толпа превращается в народ, способный постоять за себя, остается актуальной по сей день. А фильмы великого мастера остаются интересными для публики.