Художники - о правах человека в Казахстане

10989

В Алматы открылась выставка «Права человека: 20 лет спустя», позволяющая определить, насколько изменилось правосознание художника за последние два десятилетия

Роман Егоров

В галерее Artmeken, расположенной на недавно переименованной улице Назарбаева, открылась выставка, посвященная правам человека. Свои работы представили 10 казахстанских художников и два фотографа.

Название выставки - «Права человека: 20 лет спустя» - предполагает возможность понять, как изменились художники в отражении ситуации с правами человека с того момента, когда в Казахстане впервые заговорили на эту тему творческим языком. В 1997 фонд Сорос-Казахстан совместно с СЦСИ-Алматы провели выставку под названием «Права человека: Terra incognita». Тогда о правах человека художники, как и само общество, имели смутное представление. Спустя 20 лет фонд Сорос-Казахстан снова стал соорганизатором экспозиции, которая продолжит работу до 20 декабря.

Работы фотографа Владимира Третьякова о людях с ментальными нарушениями развития
Роман Егоров
Работы фотографа Владимира Третьякова о людях с ментальными нарушениями развития

- Со дня первой выставки, посвященной правам человека, прошло 20 лет. Нам было интересно посмотреть, как изменились взгляды художников. Эта выставка — небольшая рефлексия, и я надеюсь, что такие мероприятия станут регулярными. В этом есть потребность у общества, и она растет, — выступила с приветственным словом директор программ фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова.

Директор программ фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова
Роман Егоров
Директор программ фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова

Она отметила, что тема прав человека становится актуальной, и не только в Казахстане. Аида Айдаркулова также напомнила, что 10 декабря отмечается день прав человека. Именно в этот день в 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Искусствовед Валерия Ибраева
Роман Егоров
Искусствовед Валерия Ибраева

- Художники размышляют на тему прав человека, и это говорит о том, что наше общество растет. Не устану повторять: художник - это линза общества. И важно понять, что хотел сказать художник, поэтому призываю всех относиться внимательно к работам, — обратилась к гостям открытия выставки ее куратор, известный искусствовед Валерия Ибраева.

Один из приглашенных гостей, директор Группы оценки рисков политолог Досым Сатпаев, выступая, признался в немного пессимистичном настроении.

- То гражданское общество, которое было в 90-х годах, умерло, — сказал он.

- Я еще жива, — отозвалось со смехом глава фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова.

Гости открытия выставки. Справа на переднем плане правозащитница Жемис Турмагамбетова
Роман Егоров
Гости и участники выставки. Справа на переднем плане правозащитница Жемис Турмагамбетова

- Когда были партии и отдельные политические деятели, это время ушло в историю, но сейчас появляются зачатки нового гражданского общества. Вот, к чему я вел, — улыбаясь, ответил политолог. — Мы живем в очень интересное время — с одной стороны, научно-техническая революция, а с другой стороны, наступает новая стадия средневековья: мракобесие, охота не ведьм, наклеиваение ярлыков, ксенофобия. И не только в Казахстане, но и в странах, которые всегда были первыми в толерантности — США, Европейский союз.

Гаухар и Досым Сатпаевы
Роман Егоров
Гаухар и Досым Сатпаевы

Он задался вопросом, кто же тогда должен быть примером соблюдения прав человека.

- Хотел бы, чтобы это был Казахстан, — ответил на свой вопрос Досым Сатпаев.

Большой интерес гостей вызвала работа художницы Зои Фальковой, представившей боксерскую грушу в виде женского тела и обыгравшей известный бренд Everlast, переиначив его в Evermust.

Работа художницы Зои Фальковой
Роман Егоров
Работа художницы Зои Фальковой

- Есть выражение: «Жена тебе что, боксерская груша?». Моя работа — отражение существующего явления — портрет женской гендерной социализации. Если обратиться к советам старшего женского поколения (бьет - значит, любит, стерпится-слюбится), то они ставят женщину в то самое положение, когда она становится боксерской грушей, — прокомментировала Зоя свою работу.

На вопрос, не хочет ли художница запатентовать идею и пустить в массовое производство, учитывая живой интерес публики, она ответила, что тогда сама идея будет работать в обратном направлении.

- Я провоцирую людей и показываю, как это выглядит, но если пустить в массовое производство, получится, что я легитимизировала бы насилие в отношении женщин, — пояснила Зоя.

Работа Креольского культурного центра
Роман Егоров
Работа Креольского культурного центра

Также привлекала внимание посетителей инсталляция Креольского культурного центра, который представляла Мария Вильковиская.

- Когда мы говорим о правах человека, представляется образ белого гетеросексуального мужчины. А все остальные не входят в рамку прав человека, ни у общества, ни в той же самой декларации прав человека. С тех времен, когда она была подписана, появилось много людей — квир. Наша работа - квир-феминистская, — пояснила она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить