Художники - о правах человека в Казахстане

В Алматы открылась выставка «Права человека: 20 лет спустя», позволяющая определить, насколько изменилось правосознание художника за последние два десятилетия

Роман Егоров

В галерее Artmeken, расположенной на недавно переименованной улице Назарбаева, открылась выставка, посвященная правам человека. Свои работы представили 10 казахстанских художников и два фотографа.

Название выставки - «Права человека: 20 лет спустя» - предполагает возможность понять, как изменились художники в отражении ситуации с правами человека с того момента, когда в Казахстане впервые заговорили на эту тему творческим языком. В 1997 фонд Сорос-Казахстан совместно с СЦСИ-Алматы провели выставку под названием «Права человека: Terra incognita». Тогда о правах человека художники, как и само общество, имели смутное представление. Спустя 20 лет фонд Сорос-Казахстан снова стал соорганизатором экспозиции, которая продолжит работу до 20 декабря.

Работы фотографа Владимира Третьякова о людях с ментальными нарушениями развития
Роман Егоров
Работы фотографа Владимира Третьякова о людях с ментальными нарушениями развития

- Со дня первой выставки, посвященной правам человека, прошло 20 лет. Нам было интересно посмотреть, как изменились взгляды художников. Эта выставка — небольшая рефлексия, и я надеюсь, что такие мероприятия станут регулярными. В этом есть потребность у общества, и она растет, — выступила с приветственным словом директор программ фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова.

Директор программ фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова
Роман Егоров
Директор программ фонда Сорос-Казахстан Аида Айдаркулова

Она отметила, что тема прав человека становится актуальной, и не только в Казахстане. Аида Айдаркулова также напомнила, что 10 декабря отмечается день прав человека. Именно в этот день в 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Искусствовед Валерия Ибраева
Роман Егоров
Искусствовед Валерия Ибраева

- Художники размышляют на тему прав человека, и это говорит о том, что наше общество растет. Не устану повторять: художник - это линза общества. И важно понять, что хотел сказать художник, поэтому призываю всех относиться внимательно к работам, — обратилась к гостям открытия выставки ее куратор, известный искусствовед Валерия Ибраева.

Один из приглашенных гостей, директор Группы оценки рисков политолог Досым Сатпаев, выступая, признался в немного пессимистичном настроении.

- То гражданское общество, которое было в 90-х годах, умерло, — сказал он.

- Я еще жива, — отозвалось со смехом глава фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова.

Гости открытия выставки. Справа на переднем плане правозащитница Жемис Турмагамбетова
Роман Егоров
Гости и участники выставки. Справа на переднем плане правозащитница Жемис Турмагамбетова

- Когда были партии и отдельные политические деятели, это время ушло в историю, но сейчас появляются зачатки нового гражданского общества. Вот, к чему я вел, — улыбаясь, ответил политолог. — Мы живем в очень интересное время — с одной стороны, научно-техническая революция, а с другой стороны, наступает новая стадия средневековья: мракобесие, охота не ведьм, наклеиваение ярлыков, ксенофобия. И не только в Казахстане, но и в странах, которые всегда были первыми в толерантности — США, Европейский союз.

Гаухар и Досым Сатпаевы
Роман Егоров
Гаухар и Досым Сатпаевы

Он задался вопросом, кто же тогда должен быть примером соблюдения прав человека.

- Хотел бы, чтобы это был Казахстан, — ответил на свой вопрос Досым Сатпаев.

Большой интерес гостей вызвала работа художницы Зои Фальковой, представившей боксерскую грушу в виде женского тела и обыгравшей известный бренд Everlast, переиначив его в Evermust.

Работа художницы Зои Фальковой
Роман Егоров
Работа художницы Зои Фальковой

- Есть выражение: «Жена тебе что, боксерская груша?». Моя работа — отражение существующего явления — портрет женской гендерной социализации. Если обратиться к советам старшего женского поколения (бьет - значит, любит, стерпится-слюбится), то они ставят женщину в то самое положение, когда она становится боксерской грушей, — прокомментировала Зоя свою работу.

На вопрос, не хочет ли художница запатентовать идею и пустить в массовое производство, учитывая живой интерес публики, она ответила, что тогда сама идея будет работать в обратном направлении.

- Я провоцирую людей и показываю, как это выглядит, но если пустить в массовое производство, получится, что я легитимизировала бы насилие в отношении женщин, — пояснила Зоя.

Работа Креольского культурного центра
Роман Егоров
Работа Креольского культурного центра

Также привлекала внимание посетителей инсталляция Креольского культурного центра, который представляла Мария Вильковиская.

- Когда мы говорим о правах человека, представляется образ белого гетеросексуального мужчины. А все остальные не входят в рамку прав человека, ни у общества, ни в той же самой декларации прав человека. С тех времен, когда она была подписана, появилось много людей — квир. Наша работа - квир-феминистская, — пояснила она.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5995 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку