Фотограф Андрей Фоменко: Мангышлак – это как Марс. Только круче

Хотите увидеть сочетание географии, археологии, геологии, скульптуры, живописи и фотографии? Приходите на выставку в Esentai Gallery

Выставка, открывшаяся в четверг, 06.06, в Esentai Gallery, не похожа ни на одну другую художественную выставку. По стенам галереи развешаны 70 чёрно-белых фотографий Мангышлака (Мангистау), сделанных российским профессором Андреем Фоменко. После мельтешения видеоарта, сочных зигзагов абстракционизма и вещественных инсталляций глухие шершавые изображения переносят зрителя в бесцветный космос полуострова. Экспозиция называется «Естественная история. Глава первая: Мангышлак и Устюрт».

Сам автор на вопрос, почему он выбрал Устюрт, говорит:

- Если бы я побывал на Марсе, мои впечатления не было бы более сильными. Это примерно то же, только ещё круче. Когда я впервые вышел к краю Устюрта и увидел Сор Тузбаир, который простирался внизу как какое-то белое зеркало, я просто рассмеялся - от его неправдоподобности.

Фотография для Андрея Фоменко, историка, критика, переводчика, путешественника – не хобби, а одна из дорог, по которой он идёт в одиночку. Фоменко снимает на негативную плёнку аналоговыми камерами Pentax, выпущенными больше 30 лет назад, и вручную делает изображения методом серебряно-желатиновой печати - его применяли до 60-х годов ХХ века.

Фото: Esentai Gallery

В результате, подходя к фотографии, вы видите морщины на выветренном камне, рельеф облаков на небе, скатавшуюся шерсть верблюжьих горбов и колючие иглы кустарника. Фактура – главное на этих фотографиях, даже на тех, где огромная, как небо, гора Шеркала. И эмоция, которую вы при этом чувствуете, - только ваша. 

Андрей Фоменко
Фото: Esentai Gallery
Андрей Фоменко

 - Я никаких посылов не задаю, я просто фотографирую, что получится. Природа не знает ни мажорного настроения, ни минорного. Она равнодушна, и я надеюсь, что эта интонация сохранилась, - отвечает Андрей Фоменко на вопросы о его работах. – То, что я получаю от контакта с природой, я не получаю больше ни от чего. Эта выставка возникла на пересечении географии и фотографии, от желания увидеть, как будет выглядеть изображение, полученное от вещи. Потому что фотография это и есть превращение вещи в изображение.

До того, как взять в руки камеру, Фоменко занимался историей фотографии – написал книгу о фотоавангарде 20-х годов, много писал о современном искусстве, в том числе фотоарте. Своими ориентирами он называет американских фотографов 70-х годов – например Роберта Адамса, и таких мастеров, как Тимоти Генри О’Салливан, Трентон Уоткинс, Эдвард Мейбридж, которые снимали ландшафты и горные породы для научных географических экспедиций.

- Выбор аналоговой чёрно-белой фотографии продиктован прежде всего эстетическими причинами, потому что в такой фотографии видится особая материальная фактура, которая сродни фактуре самих вещей, - объясняет автор. - Что-то от самих вещей есть в такой фотографии, она не такая нейтральная, она не такая гладкая, и в ней в то же время есть некая законченность выражения, которой я не вижу в цифровой фотографии. От фотографии хочется честности, прямоты, и чтобы не я высказывался, а высказывались сами вещи. Им бы помогали технологии, а я был бы третьей или, может быть, десятой инстанцией в этом процессе.

После Мангышлака Фоменко успел подняться до озера Акколь в Иссыкском ущелье, а летом отправится в Кыргызстан, в урочище Саймалуу-Таш - место, где сосредоточено много петроглифов. А попасть на Устюрт ему помог известный казахстанский художник Ербосын Мельдебеков, который, кстати, назвал фотографии Фоменко скульптурами – «он их делает как скульптор».

Куратор выставки Тогжан Сакбаева высветила другую осбенность.

- Если художник сразу видит свою работу, участвует в процессе её формирования, то в фотографии это чёрная комната, в которой не видно, что получится, это непредсказуемость, это и правда жизни и некий сюр, - так увидела работы Фоменко куратор выставки. – В каждой своей экспедиции он проживает это пространство, людей в этом пространстве, ландшафты. Здесь встречается эстетика и нарратив. Кроме того, важно, что сам автор является ведущим теоретиком искусства, одним из немногих, кто изучает искусство Казахстана и Средней Азии в течение последних двух декад. Именно он является автором замечательных статей о самобытных казахстанских художниках.  

Фото: : Esentai Gallery

Выставка продлится до 6 августа, вход традиционно бесплатный.

- Пусть объективность фотографии — иллюзия, но эта иллюзия обладает неотразимой силой внушения: с помощью фотоаппарата ты будто присваиваешь предмет, сколь бы велик он ни был; уносишь его с собой, упакованный в крошечный прямоугольник негатива, - говорит Андрей Фоменко.

Воспользуйтесь возможностью убедиться в этом.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5491 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить