Фильм «Смерть Сталина» показали в Алматы

9453

Премьерный показ ленты состоялся в четверг, 1 февраля. Как шутили зрители, «фильм основан на реальных событиях», но прошедших или будущих — кто знает?

С началом запаздывали, и алматинцы, пришедшие на фестивальный прокат скандальной киноленты, перешёптывались: «Это Сауле Сулейменова, художник; а вон писатель Лилия Калаус и искусствовед Валерия Ибраева, еще куча прессы, английская журналистка Джоанна Лиллис, а вот та тоже знакомая, не помню, как зовут». Словом, как пишут в романах, там были «все».

Опасения, что снятый по комиксу фильм будет очередным «Боратом», развеялись с первых кадров. Это серьёзное, сложное и красивое кино. Смешного в нём мало. Молодёжь пыталась «поржать» на некоторых моментах, но ближе к середине ушла. Даже музыка — не кто-нибудь, а Моцарт.

Начинается со сцены симфонического концерта. На фортепиано играет любимая пианистка Сталина Марина Юдина (единственная «русская» в фильме — французская актриса украинского происхождения Ольга Куриленко). В радиорубку звонит Сталин и требует передать ему запись концерта. Но концерт не записывали! Радийщики в панике возвращают зрителей на места, взамен ушедших сгоняют народ с улицы, рассаживают музыкантов, привозят дирижёра в домашнем халате и заставляют сыграть всё сначала.

История с записью — исторический факт. По рассказам охранников, генсек действительно велел привезти пластинку ему на дачу и для этого действительно заново собирали оркестрантов, уговаривали своенравную Юдину. Но было это на следующий день после концерта, и записка Юдиной, якобы убившая тирана, была другого содержания, и денег она не требовала...

В общем, Сталин и его смерть — только повод показать, что происходит после ухода «хозяина», как ведут себя его «слуги», как меняется атмосфера и каждый в ней. О том, кто остаётся у власти, когда слишком долго правит тиран.

Больше всех интересен Хрущёв (американец Стив Бушеми), на протяжении фильма превращающийся из шута в вождя, который без колебаний не только убивает своего соперника, но и сжигает его труп.

Все образы почти карикатурные, с нарочитым гримом, слишком яркими костюмами. Не похожи, конечно, на настоящих членов ЦК. Сталин без трубки и засохшей руки; Жуков — ослепительный супергерой в стиле «капитана Америка»; Берия не мерзкий карлик, а откормленный красавец с медальным профилем; Хрущёв вообще высокий и худой. Гротеск, фарс, сатира. Всё слишком — даже избитые в подвалах Лубянки «враги народа» слишком избиты, а расстрелы, предваряемые обязательным криком «да здравствует Сталин!» - слишком часты.

И всё равно, как написала Валерия Ибраева, «то, что было в фильме "Смерть Сталина", думаю, происходило на самом деле. Мелкие, суетливые мафиози, которым наплевать на тёмную несчастную массу, препираясь и матерясь, делят свою грязную власть».

Понятно, почему в России фильм запретили: за «оскорбление чувств верующих» в Сталина и полководческий талант Жукова. За насмешку над тем, чем сейчас гордятся. Потому что сейчас гордиться, похоже, больше нечем.

...В «Википедии» «Смерть Сталина» названа британско-французской политико-сатирической комедией. Снят по одноименному французскому комиксу Фабьена Нури и Тьерри Робена. Режиссер - англичанин Армандо Иануччи. Показан в Алматы в рамках Clique Film Festival. Прокатное удостоверение для фильма пока не запрашивалось кинотеатрами.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить