Екатерина Крысанова: Творчество – сфера без гарантий

8487

27 марта в Алматы стартует Второй международный фестиваль Ballet Globe, посвященный 200-летию со дня рождения великого хореографа: 11 марта 1818 года родился Мариус Петипа

Екатерина Крысанова
Фото: Александр Гусов
Екатерина Крысанова

В рамках фестиваля алматинцы увидят такие знаменитые постановки Петипы как «Спящая красавица» и «Баядерка». В преддверии фестиваля мы побеседовали с исполнительницей главной партии в спектакле «Баядерка» – Екатериной Крысановой, примой-балериной Большого театра (Москва).

Что для вас было самым сложным на пути к тому положению, которое вы сейчас занимаете в Большом театре?

- Всё было непросто! Но, в первую очередь, это преодоление себя, когда приходилось работать и через «не хочу», и через «не могу». Сам болеешь, настроение «хворает», все тело ломит – не важно – надо вставать и делать, и ты встаешь к станку и делаешь. А то, что самому всегда тяжело пробиваться – это общее место. Когда нет протекции, когда тебя никто не «двигает», когда все и всегда надо доказать своим трудом, своим мастерством на сцене, когда сам себе дорогу прокладываешь… Но мне повезло с проводником на этой дороге – моим педагогом Адырхаевой Светланой Кантемировной.

Шли ли вы на какие-то серьезные жертвы в жизни, чтобы достичь этой высоты?

- Балет – очень требовательная профессия, но серьёзная жертва, пожалуй, только одна – свободное время, его не остается. Как повелось еще с о школы – у меня один выходной в неделю, так и до сих пор, режим не меняется. А так я не могу сказать, что я чем-то жертвовала или была чего-то лишена… Некоторые артисты жалуются, что у них не было детства. Не знаю, у меня было. Наверное, все от семьи зависит. У меня было прекрасное детство – коньки, лыжи, санки. Я не чувствовала себя обделенным ребенком, что у меня нет каких-то возможностей, которые есть у сверстников.

Дмитрий Медведев как-то сказал, что балет – это секретное оружие России. Согласны ли вы с этим утверждением? Чувствуете ли вы на себе, что Большой – это не только большой балет, но и большая политика?

- Не думаю, что балет можно как-то привязать к политике, но балет действительно наше достояние. Несмотря на то, что балет зародился не в России, именно здесь он набрал обороты, именно здесь создалась культура балета, именно здесь создалась схема, по которой теперь весь мир обучается. Самые первые яркие хореографы и балерины – тоже наши. До сих пор, куда бы мы не приезжали, труппу Большого всегда встречают на ура, с распростертыми объятиями. Всегда аншлаги, всегда билеты выкуплены задолго до самого преставления.

Готовы ли вы рассматривать предложения от ведущих театров в Париже, Нью-Йорке, Лондоне? Или для вас не существует альтернативы Большому?

- Готова! С удовольствием станцевала бы в «Гранд-опера», в Нью-Йорке или Милане. Но про постоянную смену театра я и правда не думаю, для меня нет альтернативы Большому. А разовые контракты с другими труппами – это, как мне кажется, необходимость для артиста. Это обогащает, дает стимул для дальнейшего творчества и развития. Очень многому можно научиться, танцуя в новой труппе, подсмотреть что-то… Это как творческий отпуск – набираешься новых впечатлений, эмоций, приемов, вдохновения.

В отличие от Мариинского и Большого, в репертуаре зарубежных театров все большую долю занимает бессюжетная хореография и contemporary-балет. Как вы считаете, будут ли в России всегда актуальными классические постановки? Или все-таки тренд в направлении contemporary имеет место и у вас?

- В России в таких театрах как Мариинский, Большой, Михайловский, в театре Станиславского, Новосибирска, Перми, Екатеринбурга, думаю, все равно будут выстраивать свой основной репертуар на классике, потому что ничто так не держит настоящего балетного артиста в форме, как она. Классика держит наше здоровье, она необходима. Утренний балетный класс, пожалуй, это и есть жертва нашей профессии, наша утренняя зарядка. Ноги болят, мышцы тянет, когда такая скованность, что кажется, ты ничего не можешь. Утренний классический балетный урок направлен на то, чтобы все мышцы привести в тонус, плавно их разогреть, чтобы тело тебя слушалось. Это процесс восстановления. Классика незаменима – это и жизнь, и здоровье артиста.

А современная хореография… Я считаю, артисту, который с блеском исполняет сложнейшие ведущие роли из «Спящей красавицы», «Лебединого озера» «Раймонды», «Баядерки», в принципе ничего не стоит станцевать любое contemporary, будь то валяние на полу или тебя в воздухе поднимут – это все уже этапы постижимые. А классика – это основа для театра!

Какое значение вы придаете светской стороне жизни артиста? Остается ли время для съёмок в теле- и кинопроектах?

- Я не люблю съемки, гламурные в том числе, и интервью не очень люблю. Обычно мне звонят и долго уговаривают, а я долго отказываюсь. Мой педагог считает это неправильным, но профессия нас полностью выжимает, часто на эти сторонние вещи нет ни времени, ни сил. Я соглашаюсь на передачи, интервью, когда это действительно необходимо, когда проект интересный. Вот недавно мы делали фильм «Дивы», который скоро выйдет на телеканале «Культура». Фильм про меня! Это потрясающе, когда про тебя целый фильм делают, но мне часто было сложно, приходилось заставлять себя что-то рассказывать, делать… Поэтому я крайне редко соглашаюсь, а на просто имиджевые вещи не вижу смысла тратить время. Если бы можно было это рассматривать как дополнительный заработок, но, как правило, артистов балета приглашают выступить просто так, для «личного пиара».

Дополнительный заработок – это важно? Может ли человек, выбравший профессию артиста балета, рассчитывать на финансовую независимость? Какие дополнительные возможности существуют для заработка: рекламные контракты, государственные премии, квартиры, коммерческие гала-концерты?

- В наше время получить от государства что-либо практически нереально. У меня достаточно серьезный возраст и статус для балерины, репертуар у меня огромен и танцую я много, но до сих пор не получила звание Заслуженной артистки России. Премия – это и вовсе из области фантастики. А зарплата в театре – «сдельная». Оплачивается спектакль. Сколько ты в месяц оттанцевал, столько и получил. Но тут вопрос не твоей выдержки и силы, а репертуара. В один месяц у меня может быть пять спектаклей, в другой – ни одного. Нет спектаклей – нет зарплаты. Только самые танцующие, постоянно задействованные в постановках, обеспечивают себе финансовую независимость. Так что тут от артиста к артисту все по-разному. Творчество – сфера без гарантий.

Вы тесно сотрудничаете с балетом Монте Карло под руководством Жана-Кристофа Майо. Расскажите нам о последней премьере в Большом театре.

- Это нельзя назвать сотрудничеством в строгом смысле слова, я не выступаю у них в труппе, а то, что недавно мы были в гостях у этой труппы – заслуга хореографа Жана-Кристофа Майо. Он переносил себе в труппу московскую премьеру – спектакль «Укрощение строптивой». И поскольку я и Владислав Лантратов были первыми исполнителями партий Катарины и Петруччо, он пригласил нас поучаствовать в двух спектаклях. Всего показов было 8, мы вышли в третьем и пятом.

Вы не любите светские мероприятия, а по каким принципам выбираете профессиональные? Долго ли вы думали, прежде чем согласиться приехать на фестиваль Ballet Globe в Алматы?

- Практически не думала. Вернее, так: я сразу решила, что хочу поехать, а вот реальное согласие на участие необходимо было согласовать с моим театром. Я посмотрела по графику – могу ли я быть свободна в эти дни, стоят ли в графике «мои» спектакли, то из репертуара, куда меня может назначить худрук, потом пошла к Махару Хасановичу Вазиеву выяснить, могу ли я быть свободна на этот срок. В театре сейчас идет постановочный процесс «Анны Карениной», я в нем не задействована, поэтому «выезд» мне одобрили. А по приглашению я сразу поняла, что это здорово, и я хочу ехать на Ballet Globe. Так что я сразу сказала «да», а потом уже мы утрясали «технические моменты». Я очень рада этому приглашению, участие в таком фестивале – это и есть тот творческий отпуск, о котором я говорила. Поэтому я очень признательна коллегам из ArtClassic и «Фонду Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы», который поддержал этот фестиваль, за приглашение на Ballet Globe. В Казахстане серьезно относятся к балету, ваша страна – постоянный ньюсмейкер, открываются новые театры, новая академия хореографии. Поэтому я с нетерпением жду не только встречи с алматинской публикой, но и с юными артистами из училища Селезнева.

Светлана Захаренкова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить