«Белая осень» началась в апреле

10146

В Алматы открылась третья выставка промышленного и индустриального дизайна «Белая осень»

Фото: Андрей Лунин

24 апреля подход к ЖСК «Жеруйык» был устлан красной ковровой дорожкой. Над входом в здание колыхались красные полотнища.

Под полотнищами журналист Forbes.kz встретила Нурлана Туреханова, зачинателя и организатора выставки промышленного и индустриального дизайна «Белая осень», и попросила рассказать, зачем затевался фестиваль (так дизайнер называет свое детище).

«Промышленный дизайн есть – промышленности нет»

Нурлан Туреханов.

F: Нурлан, как человек, далекий от промышленного дизайна, интересуюсь, зачем вы проводите выставку?

- Хороший вопрос. Вот так поживешь, и вроде бы не за чем: вы совершенно правы (смеется)… А сами вы не можете быть далеки от промышленного дизайна: всё, что на вас надето, всё, чем вы пользуетесь, то, где вы живете, - это и есть дизайн. Лампы, столы, стулья – всё, что выпускается в промышленных масштабах (относится к промышленному дизайну. - F). В Казахстане промышленный дизайнер как специальность существует, а как профессия – нет.

F: Потому что промышленности нет?

- Потому что промышленности нет. Тем не менее она когда-нибудь появится. В любом случае, это интересная профессия, навыки которой можно получить даже в Казахстане. И «Белая осень» - такая площадка, на которой дизайнеры могут показать себя.

F: Может получиться «обратный» процесс: промышленный дизайн заставит развиваться казахстанскую промышленность?

- Вряд ли. Чтобы развивать промышленность, надо вкладывать в нее деньги, менять законодательство. Вы же понимаете, что одежда шьется из ткани, мебель делается из дерева, в общем, материалы поставляются со всего мира. Теперь, после создания Таможенного союза, чтобы купить китайскую ткань, надо заплатить за нее, как за итальянскую. Представляете! Потому что Россия выпускает в Иваново свой текстиль, который никому не нужен, но который РФ надо защищать. И мы с какой-то стати защищаем их рынок, сами ничего не производя.

F: А сами идеи наших дизайнеров можно продавать?

- Трое моих студентов (Туреханов преподает в КазГАСА. – F) живут в Америке, получают там заказы, в Японию продают. Насчет идей у нас очень хорошо, в этом можете не сомневаться, уровень дизайна у моих студентов – мировой. Но прибить ровно гвоздь может один человек из ста. Народ просто не привык работать. Вы не видите на улице токаря, электрика, производителя какого-нибудь материала. Вы видите бухгалтера, рекламщика, менеджера. У нас нет такого понятия, как ПТУ. Есть понятие «деньги срубить», на нефтяной ренте ошметки получить. В общем, для развития промышленного дизайна нужны люди, нужно производство.

F: Но ведь нам постоянно говорят, что программа ФИИР действует, активно открываются новые производства.

- Они в понедельник открываются, а в пятницу закрываются. У них нет задачи развивать, есть задача отчитаться: «Открыли 25 предприятий», а то что закрылось 23, они за это не отчитываются.

F: Вы встречались с министром индустрии и новых технологий Асетом Исекешевым?

- Встречался, разговаривал. Он говорит хорошие слова. Но что он может сделать? Я показывал свою инновационную разработку «Алаайна» (технология построения изображения за счет отраженных цветов). Мы полетели в Париж, чтобы встретиться с Назарбаевым. Я лично поговорил с ним. Он сказал: «Как это замечательно, как это хорошо! Давайте это делать». Первый человек в стране сказал, что в это надо вкладывать деньги, рядом стоял министр и куча народу. Я думал, что всё нормально. Но нет! Исекешев реально не может. Наверное, чтобы мочь – надо рисковать. А зачем ему рисковать?

«Я была поражена видением наших дизайнеров»

Сами дизайнеры, участвующие в «Белой осени», воспринимают выставку, как возможность и себя показать, и других посмотреть. Для дизайнера Анастасии Леоновой любая выставка – это еще одна ступенька вверх по карьерной лестнице, «к своему будущему».

Анастасия Леонова.

- Поэтому я не упускаю ни одного шанса, чтобы подниматься все выше и выше. А «Белая осень» поднимает на 10 ступеней вверх, - считает Анастасия.

Для 22-летнего творца важно показать людям, что «может делать девушка из Алматы», что не только в Японии и европейских странах могут придумывать интересную мебель, светильники и подобное.

Гости выставки «заценили» то, что изобретают казахстанские дизайнеры. Известная джазовая певица Жанна Саттарова очень сожалеет, что пришла на «Белую осень» в первый раз.

Жанна Саттарова.

- Если бы я знала до этого, что в нашем городе проводятся такого рода выставки, то была бы в числе первых посетителей. Я была поражена видением наших дизайнеров, тонким чувством стиля и вообще тем, что это живет у нас в городе, - призналась певица. - Мы иногда сетуем: «Художники не работают, мало дизайнеров», а оказывается, они есть! Нужно, наверное, побольше в блогах выставлять, рекламироваться, чтобы мы об этом знали.

Жанна влюбилась в инсталляции «Белой осени», особенно ее впечатлили светильники и «предметы мебели, скрученные из картона». «Это что-то удивительное, поднимающее настроение. Я бы хотела видеть это у себя на веранде», - загадала она желание.

Сакен Бектияров.

Художника Сакена Бектиярова не оставляет равнодушным творчество Нурлана Туреханова, поэтому он пришел на выставку, чтобы полюбоваться графикой «Белой осени».

- Я вспоминаю рассказ Олега Ефремова, народного артиста СССР. Когда он в конце 70-х прибыл на гастроли в Японию с МХАТом, на его спектакль пришли японцы с детьми. После спектакля он спрашивает: «А почему вы с детьми? Это же Чехов. “Три сестры”». Ему ответили: «Когда мои дети вырастут, они скажут, что были на спектакле чеховского театра, видели “Трех сестер”». То есть прекрасное все равно отложится в душе, - ради этого, считает Бектияров, и стоит сходить на «Белую осень».

Посмотреть на инсталляции казахстанских дизайнеров можно будет до воскресенья, 27 апреля.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить