Как молодые казахстанские исполнители завоевывают популярность за рубежом

41458

Пожалуй, первыми известными казахстанскими артистами, сменившими прописку на зарубежную, стали музыканты группы «А’Студио». В начале 90-х годов эта группа, чья песня «Джулия» полюбилась Алле Пугачевой, переехала в Москву и базируется там до сих пор. В последние годы маршрут, проделанный «А’Студио», явно стал оживленнее: даже навскидку можно назвать несколько персон, прославившихся за рубежом. При этом Россия остается для «наших» основным направлением. В этом смысле устремления казахстанских артистов соответствуют общим миграционным тенденциям: поток в соседнюю страну уже много лет стабильно ощутим. Что же стоит за желанием звезд к нему присоединиться?

«Россия – нереально огромная, и попасть в такой шоу-бизнес для меня, девочки из Шымкента, было очень сложно. Первое время было тяжело, но сейчас я понимаю, сколько всего можно сделать», – говорит НАЗИМА.
ФОТО: архив пресс-службы
«Россия – нереально огромная, и попасть в такой шоу-бизнес для меня, девочки из Шымкента, было очень сложно. Первое время было тяжело, но сейчас я понимаю, сколько всего можно сделать», – говорит Назима.

Ответ на этот вопрос у всех разный. Для певицы Назимы Джанибековой все началось с участия в вокальном телешоу «Песни» на ТНТ. На тот момент Назима уже была знакома с отечественным шоу-­бизнесом и мечтала о чем-то большем. Набравшись смелости, она решила попытать удачу в Москве.

- Россия – нереально огромная, и попасть в такой шоу-бизнес для меня, девочки из Шымкента, было очень сложно. Первое время было тяжело, но сейчас я понимаю, сколько всего можно сделать, – говорит артистка.

После участия в финале «Песен» полюбившаяся зрителям Назима подписала контракт с лейблом Тимати Black Star. В прошлом году вышел ее дебютный мини-альбом «Секреты», а также ряд синглов. Последний был записан в дуэте с Валерией. Сотрудничество с Black Star крайне важно для Назимы:

- Оно дало мне абсолютно все, изменило мою жизнь. Black Star подарила мне ту жизнь артиста, о которой я мечтала.

Несмотря на то что интернет теоретически позволяет артистам раскручиваться самостоятельно, многие предпочитают заручаться поддержкой известных лейблов на пути к большой славе. Лейблы дают артисту возможность сотрудничать с большой командой профессионалов, которую он самостоятельно вряд ли соберет. Зачастую с исполнителем работает не только менеджер, но и другие специалисты: из отделов маркетинга, аналитики, контента.

Тем не менее интернет во многом изменил традиционные подходы к завоеванию популярности. Вдобавок к музыке артистам сегодня приходится производить огромное количество контента для аккаунтов в социальных сетях. И здесь помощь лейбла может оказаться незаменимой. Назима, хоть и ведет свой инстаграм самостоятельно, не в восторге от жизни онлайн.

- Признаюсь: я устаю читать блогеров, артистов, вайнеров, друзей, – говорит она. – Слишком много информации. Иногда хочется почитать книги и побыть в себе или уйти в музыку.

К сотрудничеству с продюсерами приходят даже те музыканты, которые изначально планировали работать самостоятельно. Один из них – Мади Токтаров, которого слушатели знают как M’Dee. Он совсем недавно перебрался в Москву, но уже успел подписать контракт с лейблом Скриптонита musica36.

- Раньше был уверен: никогда в жизни не подпишусь ни на какой лейбл. Я не задумывался о том, что лейбл может быть таким – демократичным. Чтобы постоянно спрашивали: как тебе комфортнее?

M’Dee не шел к славе целенаправленно: почти случайно попал в музыкальную школу, где учился без особого упорства, в 16 лет записал свой первый трек – ироничный кавер на хит Ерке Есмахан «Қайда?». В исполнении алматинского подростка-хипстера рефрен «Жоқ-жоқ» прозвучал настолько забавно, что парня сразу заметили.

- Для меня это был первый шаг, – признается Мади. – Проявление того, что людям понравилось.

Похоже, свободолюбием и своеобразием мышления Мади отличался с детства. Будучи младшим ребенком, он был относительно свободен от родительского давления.

- У меня два брата. Старший занимается финансами, средний – тоже серьезными вещами, работает в компании. А на меня не возлагали каких-то надежд. Учись, говорили, – смеется артист.

У Мади все происходит спонтанно. К переезду в Москву он заранее не готовился – бывал там, но всерьез жить не планировал.

- Далекая мысль была в голове: возможно, когда-нибудь я перееду туда, буду там двигаться. Как-то раз мы с другом Лимбой (исполнитель The Limba. – F) болтали об этом и вдруг решили купить билеты.

Так же, неожиданно для самого себя, M’Dee недавно спел в эфире Первого канала.

- Было воскресенье, я хотел лететь домой. Тут мне звонят менеджеры лейбла, говорят: «Хочешь в «Вечернем Урганте» выступить в среду?» Я согласился. До сих пор не понимаю, как это произошло, – улыбается он.

Мади Токтаров, которого слушатели знают как M’Dee, совсем недавно перебрался в Москву, но уже успел подписать контракт с лейблом Скриптонита musica36.
ФОТО: Андрей Лунин
Мади Токтаров, которого слушатели знают как M’Dee, совсем недавно перебрался в Москву, но уже успел подписать контракт с лейблом Скриптонита musica36.

Вероятно, лейбл сыграл в этом свою роль. Но и сам Мади при всей своей внешней расслабленности проявляет в работе вполне зрелую основательность. Он выпустил два «больших» и два мини-альбома, записал множество треков, включая дуэты со Скриптонитом и Zivert, одной из самых прослушиваемых исполнительниц в России по версии Apple Music.

Стриминговые сервисы становятся все более значимой частью музыкальной индустрии. У платформы Spotify, например, более 100 млн подписчиков по всему миру. У Apple Music – 56 млн. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, в первом полугодии 2019 года прибыль музыкальных стриминговых сервисов в Америке выросла на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2018 и достигла $5,4 млрд. Это составляет более половины прибыли всей музыкальной индустрии в США.

На российском рынке стриминг также растет быстрыми темпами. По данным аналитиков из PwC, в 2018  музыкальные стриминговые сервисы в России заработали $51 млн. Согласно данным исследовательской компании J’Son and Partners Consulting, лидерство у соседей удерживают платформы BOOM/VK Music (40% аудитории) и «Яндекс.Музыка» (32%). Сервис Apple Music предпочитают 12% россиян.

В PwC ожидают, что к 2023 году объем сегмента в России достигнет $134 млн. Доходы от музыкального стриминга, таким образом, составят 84% от объема рынка музыкальных записей. Артисты это хорошо понимают.

Совместный трек M’Dee и Скриптонита «Грех» на момент написания материала входил в сотню самых популярных треков в Казахстане на «Яндекс.Музыке».

- Пока основную часть дохода мне приносят выступления, но я стремлюсь к тому, чтобы зарабатывать в основном на стриминге, – рассказывает M’Dee.

Благодаря интернету и, в частности, стриминговым платформам та самая «дорожка за границу» для некоторых казахстанских музыкантов стала возможной. Имя алматинца Асхата Рысбекова вряд ли о чем-то скажет подписчикам «Яндекс.Музыки», а вот «шифр» V $ X V Prince им наверняка часто встречался. Под этим набором символов известен рэп-исполнитель Асха Принц – знаменитость в русскоязычном интернете. На ежегодной премии People Awards «Яндекс.Музыка» признала Асху «Прорывом года» по итогам 2019. На январь 2020 сразу три композиции Асхи Принца входили в сотню самых популярных треков в казахстанском сегменте «Яндекс.Музыки».

- Наша музыка сама стала доходить до соседних стран, – рассказывает Асхат. – Сейчас царит век интернета, и эта перспектива (достичь известности за рубежом – прим. авт.) стала доступнее, чем раньше.

Асхат говорит о себе непринужденно, и поначалу кажется, что он завоевал популярность без особых усилий. Но это не совсем так: с 2017 Асха Принц сотрудничает с одним из старейших российских лейблов «Союз Мьюзик». Музыкант признается:

- За каждым успешным артистом стоит целая команда, и я не исключение. У нас есть ребята, которые помогают в сведении записанного материала, написании аранжировок. Есть те, кто организует имиджевые проекты и съемки видеоклипов.

Сегодня стриминг приносит команде Асхата до 35% дохода. Налаживание связей со стриминговыми платформами – одна из задач лейбла.

- Лейблы – это проводники для музыкантов, – объясняет продюсер Асхи Александр Детковский. Говорить об их роли в жизни артиста можно долго. Лейбл публикует материал артиста на цифровых площадках, аккумулирует полученные от стриминга средства и распределяет их согласно договоренностям.

По данным PwC, объем российского рынка музыкальных записей к 2023 году должен вырасти в 2 раза и составить $160 млн. Оседлать эту волну хотят и казахстанцы.

- Скорее всего, в 2020 году многие наши артисты будут работать на Россию, – рассуждает M’Dee.

По его словам, этому способствует и то, что у казахстанских музыкантов имеется «какой-то особый подход», о котором говорят многие в Москве.

- Хочется верить, что у нас действительно есть свой почерк, – говорит исполнитель.

На ежегодной премии People Awards «Яндекс.Музыка» признала казахстанца Асху Принца «Прорывом года».
ФОТО: Равиль Абушаев
На ежегодной премии People Awards «Яндекс.Музыка» признала казахстанца Асху Принца «Прорывом года».

Асха Принц согласен с таким мнением.

- У казахстанских артистов есть свой колорит в музыке, – заявляет он. – Да и вообще, мы как бы иностранцы для российской аудитории.

- Азиаты сейчас в тренде, – смеется Назима. – У казахстанских исполнителей есть харизма, внутренняя сила.

Что касается национальной идентичности, то она для многих приобретает особое значение за рубежом. И M’Dee и Назима, живущие в Москве, отмечают патриотизм и сплоченность казахской диаспоры в российском шоу-бизнесе.

Амбиции наших героев не ограничиваются российским или русскоязычным рынком: современная музыкальная индустрия стремительно глобализируется. Мировая слава кажется доступной как никогда.

- О нас услышали в СНГ, но на этом границы глобуса не заканчиваются, – улыбается Асха Принц.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить