Арт-рынок Казахстана стоит $3-5 млн

11385

Организаторы фестиваля ARTBAT FEST в Алматы рассказали Forbes.kz, почему выгодно вкладывать деньги в отечественное искусство

Фото: artbat.kz
ARTBAT FEST - 2010.

28 августа в Алматы начнется пятый по счету международный фестиваль современного искусства, который продлится до 29 сентября. Тема нынешнего фестиваля - Smart City («Умный город»).

Как объяснили представители ОО «Евразийский культурный альянс», которое является организатором ARTBAT FEST, концепция Smart City в данном случае предполагает не развитие высокотехнологичных объектов в Алматы, а установку арт-объектов, которые помогут жителям взаимодействовать друг с другом, создание неповторимого облика южной столицы, «переформатирование» города в более дружелюбный и комфортабельный для ее жителей и гостей.

Фото: artbat.kz
ARTBAT FEST - 2011.

Зачем ловить молнии?

Ольга Веселова.

Подготовка пройдет по 4 блокам, которые команда ARTBAT FEST разработала с момента проведения первого фестиваля в 2010: public-art в публичном пространстве, выставочная и образовательная программы, спецпроекты (более подробно программу можно посмотреть на сайте фестиваля artbat.kz).

- В Алматы в рамках фестиваля российский художник Александр Лысов создаст Meeting Point. Это беседка, место для встреч. Александр работает с цифровыми технологиями и применит свои навыки при создании этой беседки. Специальная программа будет отслеживать вспышки молний в радиусе 200 км от Алматы. Когда программа «поймает» вспышку, потолок беседки будет загораться одним цветом. Если вспышек не будет, например, на протяжении 10 минут, то цвет будет меняться, – рассказала об одном из 18 public art-объектов Ольга Веселова, PR-менеджер ОО «Евразийский культурный альянс».

Если с утилитарной функцией Meeting Point всё понятно, то насчет молний может возникнуть вопрос: «А зачем их ловить? Чем это может быть полезно городу?»

Владислав Слудских.

Владислав Слудский, арт-директор фестиваля, считает, что в данном случае речь идет о способах идентификации городов.

– Искусство – это то, что отличает один город от другого. К примеру, фонтан Стравинского, созданный Жаном Тэнгли совместно с его женой, есть только в Париже. Поэтому появление в городском пространстве уникальных арт-объектов особенно актуально для постсоветских населенных пунктов. Это придает им индивидуальность, – объяснил Владислав, зачем Алматы «уловитель молний» и другие неповторимые произведения искусства.

Ольга Веселова заметила, что зачастую город мы воспринимаем, как враждебную среду или просто как территорию, по которой передвигаемся, следуя из дома в офис и обратно.

– Когда в городе есть памятники, инсталляции, граффити, у человека появляется эмоциональная привязка к месту, он в него влюбляется, возвращается туда, город становится более дружелюбным. Мы хотим, чтобы благодаря public-art объектам жители воспринимали Алматы как свой дом, как место для комфортной жизни, а не место, где просто проходит их время, – рассказала Ольга о цели ARTBAT FEST.

В этом году фестиваль не станет менять свою прописку – арт-объекты будут устанавливаться в том же квадрате улиц Алматы, что и в прошлом году: Жибек Жолы (так называемый Арбат), Фурманова, Сатпаева, Абылайхана.

Оксана Кан.

- В этом году мы будем проводить бесплатные экскурсии для всех желающих, нужно только записаться по телефону или по электронной почте, которые указаны на нашем сайте. Экскурсии станут важной составляющей, которая поможет выстроить диалог между зрителем и объектом, – отметила директор фестиваля Оксана Кан.

Кроме того, в зону действия ARTBAT FEST попадут микрорайоны «Коктем» и «Самал». В «Коктеме» казахстанская художница Гайша Маданова преобразует один из дворов: создаст там необычное пространство для полезного и приятного времяпрепровождения. Воплощением ее задумки займется REFUNС – группа художников из Голландии. В «Самале» английский уличный художник Sickboy украсит один из домов граффити. Вопрос с «росписью по дому» сейчас находится на стадии согласования с акиматом южной столицы.

Фото: artbat.kz
ARTBAT FEST - 2012.

Сколько стоит ARTBAT FEST?

По подсчетам организаторов, проведение фестиваля в денежном выражении составляет 50-60 млн тенге. Примерно 50% от суммы выдает акимат южной столицы. Остальное – помощь спонсоров: посольств, общественных объединений и фондов. Допустим, персональную выставку украинской художницы Оксаны Мась организует в этом году московская Artwin Gallery.

Местные компании (как, например, AB Restaurants) также вносят свою лепту. Однако организаторы хотели бы, чтобы предприниматели принимали более активное участие в культурной жизни.

– Для маркетологов должно быть очевидно, что с такими проектами, как ARTBAT FEST, надо взаимодействовать: это формирует положительный имидж компании. Возможно, бизнесменов сдерживает то, что у нас нет закона о спонсорстве, который бы давал какие-то послабления предпринимателям, вкладывающим в искусство, – предположила Оксана Кан. – Можно выбрать и другие формы взаимодействия. В Нью-Йорке, например, существует программа «Процент на искусство». Там застройщиков обязали вкладывать в арт-проекты определенный процент от суммы застройки.

Если говорить об экономики страны, то правильная культурная политика формирует от 3% до 5% госбюджета, отметил Слудский.

– В постиндустриальном мире, где отмирает сырьевая экономика, арт-кластер имеет огромное значение. Приведу пример, который часто приводит Марат Гельман: все работы Пабло Пикассо стоят больше, чем «Газпром». То есть нам нужно создать арт-индустрию, которая поможет нам избавиться от сырьевой зависимости. Но для этого нужен придать ей импульс. Надо сделать так, чтобы картины наших художников не стояли на балконе, а раскупались, – считает Владислав.

Для этого нужно совсем немного. Так, Слудский оценивает весь современный арт-рынок Казахстана в $3-5 млн.

– Это немного. Для сравнения скажу, 10 самых дорогих картин, проданных на мировых аукционах в июне, стоят $130,8 млн. То есть один человек с кэшем может пойти и скупить весь наш рынок. Таким образом он даст толчок развитию рынка и диверсифицирует свой бизнес, ведь через 10-15 лет произведения современных художников будут стоить дороже, и это аксиома, – указал Владислав на причину, по которой бизнесу стоит повернуться лицом к искусству.

Организаторы фестиваля говорят, что в Казахстане есть художники, в которых можно вкладывать деньги. Их достаточно много, например, Сауле Сулейменова, Сакен Бектияр, Куаныш Базыргалиев, Молдакул Нарымбетов, Георгий Трякин-Бухаров, Арыстанбек Шалбаев, Саид Атабеков, Алмагуль Менлибаева, Асхат Ахмедияров, Сырлыбек Бекботаев и другие.

Кроме того, развитие арт-индустрии, изменение облика городов с помощью объектов искусства меняют саму жизнь.

– В Бразилии в фавелах запустили фестиваль, который вырос за несколько лет и стал принимать 200 тыс. посетителей ежегодно. В том районе снизилась преступность, поднялась в цене недвижимость. Таких примеров много, огромное количество исследований доказывают, что public art «вытягивает» районы и города, делает их благополучными для проживания, – сказал Владислав Слудский.

В Казахстане, к сожалению, таких примеров еще нет или они не известны широкой публике. Однако, как надеются организаторы фестиваля, ARTBAT FEST и подобные проекты смогут сделать нашу страну комфортной для казахстанцев.

Фото: artbat.kz
ARTBAR FEST - 2013.
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить