Архитекторы — Байбеку: Берегите Алматы!

15121

Аким Алматы и меценат Кайрат Боранбаев приняли участие в открытии Центра современной культуры «Целинный». Мероприятие состоялось перед закрытием здания бывшего кинотеатра на реконструкцию

Руководитель ЦСК Джамиля Нуркалиева, аким Алматы Бауржан Байбек и основатель центра Кайрат Боранбаев
Фото: Андрей Лунин
Руководитель ЦСК Джамиля Нуркалиева, аким Алматы Бауыржан Байбек и основатель центра Кайрат Боранбаев

Пришедшие 14 сентября, в пятницу, на запуск проекта «Начало» журналисты перед этим самым «началом» рассматривали отвалившуюся штукатурку и торчащие металлические балки. Кажется, в здании проводили своеобразные «археологические раскопки».

Фото: Андрей Лунин

Так оно и было, рассказала на пресс-конференции руководитель центра Джамиля Нуркалиева.

- Нам хотелось, чтобы вы смогли ознакомиться с богатейшей историей здания, которому больше 50 лет, увидели все исторические слои, все трансформации, которые пережило это пространство, - сказала она.

Андрей Белов, Екатерина Головатюк, Меруерт Калиева
Фото: Андрей Лунин
Антон Белов, Екатерина Головатюк, Меруерт Калиева

Преобразование бывшего кинотеатра (кстати, крупнейшего в своё время в Казахстане) проходит с помощью и по подобию московского музея современного искусства «Гараж», проекта Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой, который первоначально тоже назывался центром культуры. Планируется, что в «Целинном» будет бурно кипеть как выставочно-образовательная, так и научно-исследовательская деятельность.

- Это важное событие не только для алматинцев и казахстанцев, но и для всего культурного мира, - дал свою оценку директор «Гаража» Антон Белов.

Кстати, это именно он, как было сказано высоким гостям, обнаружил под слоем штукатурки панно — шедевр Евгения Сидоркина. Правда, алматинцы старше 40 прекрасно помнят, что оно было, и именно на том самом месте. Но важно не это, а то, что панно, как и другие архитектурно-художественные особенности «Целинного» пообещали сохранить при реконструкции.

Фото: Андрей Лунин

«Целинный» был построен в 1964 по типовому московскому проекту. Первоначально — чтобы закрыть вид на Никольский собор. В окружающую среду здание вписывал легендарный архитектор Владимир Кацев (каток «Медео», алматинский цирк) вместе с коллегой Тютиным и инженером Семёновым. Кинотеатр был суперпопулярным — огромный зал на 1536 мест, широкий экран, удобные кресла. В начале 80-х счёт зрителей шёл на миллионы.

С развалом 90-х «Целинный» начали переделывать в ночные клубы, делили на два зала, даже пытались переименовать. К счастью, все эти болезненные пертурбации позади. Сейчас перегородки снесены, убрана антресоль, и посетители могут увидеть, как выглядели залы раньше.

- Идея реконструкции — убрать лишнее и ничего не добавлять, - объяснила архитектор Екатерина Головатюк, куратор одной из трёх частей выставки, открывшейся в помещении - «Открытый архив. Алматы». На огромных панелях и экранах представлены чертежи, виды и фрагменты отделки знаковых для бывшей столицы зданий: Дворца Ленина (ныне — республики), цирка, гостиницы «Казахстан».

- Сегодня во всём мире архитектура 1960-1980-х годов массово уничтожается, так как считается безобразной и «виновной» во многих социальных проблемах на окраинах, - заметила Головатюк. - Но в Алматы она составляет большую часть застройки, здесь она оригинальна и органична, знаменует скромность, строгость и гостеприимство — то, по чему мы так соскучились.

Инсталляция

Фото: Андрей Лунин
Инсталляция «Пулоты» Рустама Хальфина

Вторая часть выставки «На углу. Город, место, люди» — это работы 15 современных художников, в числе которых как малоизвестные, так и завоевавшие мировую известность — Ербосын Мельдибеков, Бахыт Бубиканова, Рустам Хальфин. Некоторые проекты, например, кыргызского автора Медера Ахметова, созданы специально для выставки.

На фоне статичных инсталляций выделяется работа Анвара Мусрепова: пластиковая кисть с движущимся пальцем, заготовка кожи, маска на манипуляторе...

Художник Анвар Мусрепов и искусствовед Меруерт Калиева
Фото: Андрей Лунин
Художник Анвар Мусрепов и искусствовед Меруерт Калиева

- Это ужас перед будущим, пессимистичный прогноз о том, что может произойти. Мы живём в Казахстане, и слово «будущее» является у нас идеологически заряженным, это часть пропаганды: инновации, технологии, всё светлое будущее, которое нам обещают. Но мои технологии, напротив, представляют инкубатор по созданию некоего человека, даже демонического человека. Здесь силы магические и демонические сливаются, чтобы вырастить новое зло, - объяснил идею сам художник.

Третьей частью проекта «Начало» должны стать кинопоказы, мастер-классы, экскурсии, лекции и т.д.

Пока журналисты рассматривали инсталляции и картины, в зале появилось множество мужчин в строгих костюмах. Казахстанский бизнесмен и меценат Кайрат Боранбаев (№12 рейтинга богатейших бизнесменов - 2018 и №6 рейтинга рантье - 2017) показывал «Открытый архив» акиму Алматы Бауыржану Байбеку. Пройдя по рядам с фотографиями и схемами, гости вышли в фойе поблагодарить сотрудников центра.

- Этот зал находится в самом центре нашего города. Мы часто ссылаемся на датского архитектора Яна Гейла, но мы взяли только его идею, а суть идеи заключается в том, чтобы сделать общественное пешеходное пространство, связав все культурно-исторические объекты города между собой. То есть мы выстаиваем новый город на каркасе старого Алматы. И сейчас, благодаря поддержке Кайрата Советаевича, у нас появится первый частный центр культуры западного образца. Искусство развивается там, где есть меценаты. Я ему очень признателен, - обернулся к своему «экскурсоводу» аким. - На самом деле мы хотим понять нашу историю, кто мы, как мы строим города, какие есть исторические этапы. Это город всех поколений, его строили наши предки. Тысячу лет Алматы не мы придумали, 800 лет назад здесь была собственная валюта, был великий город на Шёлковом пути. Но мы номады, кочевники, мы приходили гостями и уходили, и всё, к сожалению, пропало. Новый город должен сохранять, улучшать, подсвечивать то, что нам осталось, потому что в Алматы люди приезжают увидеть советский модернизм, сакскую культуру, кочевнические традиции, тенгрианство. Поэтому вам огромное спасибо за ваш труд!

- Берегите Алматы! - сказали в ответ участники проекта.

Кайрат Боранбаев, Бауржан Байбек, Сержан Жумашов
Фото: Андрей Лунин
Кайрат Боранбаев, Бауыржан Байбек, Сержан Жумашов

Проводив акима, Кайрат Боранбаев нашёл минуту, чтобы ответить на вопрос Forbes.kz — почему после преобразований кинотеатров «Алатау» и «Байконур» в «Макдональдсы» он решил сделать из «Целинного» культурный центр.

- У нас должна быть духовная часть, что-то должно оставаться внутри. Вопрос же не в том, чтобы что-то зарабатывать. У нас есть свой детский сад для детей с ДЦП, который мы сами строили, ему уже 18 лет, сейчас заканчиваем ремонт и 1 ноября будем по-новой открывать. А с «Целинным» мы сразу договаривались, что будем делать не национальный центр, а площадку для молодых — артистов, режиссёров, художников, - объяснил он.

Напомним, что у Кайрата Боранбаева весьма диверсифицированный бизнес: «нефтянка», девелоперские проекты, фармацевтика, франшиза McDonald's, управление недвижимостью, а ещё он глава спортивных и параспортивных федераций и председатель наблюдательного совета футбольного клуба «Кайрат». И везде дела идут неплохо, в том числе в производстве минеральной воды «Алекс Сарыагаш», о котором он упомянул в разговоре:

- Мы готовим новую концепцию, потому что компании 25 лет, готовим новую линейку, это большой проект, - заметил Кайрат Боранбаев и настойчиво посоветовал взять интервью у архитектора «Целинного» - британского специалиста Асифа Хана.

Обладатель Гран-при фестиваля «Каннские львы» за интерактивный павильон MegaFace для Олимпиады в Сочи и автор светопоглощающего Vantablack на следующих Играх в Пхёнчхане постарается преобразовать пространство вокруг «Целинного» таким образом, чтобы создать своего рода культурный променад. А мультифункциональное помещение внутри будет заполнено выставками, представлениями, культурными событиями и т. д. «Целинный» должен стать точкой притяжения как для молодых, так и для старшего поколения, целых семей, которые будут проводить там время, обучаясь, повышая свой культурный уровень и просто отдыхая.

- Для это меня важно, потому что мы можем использовать это здание как триггер для разговора о будущей индентичности Казахстана, - объяснил свою позицию Асиф Хан корреспонденту Forbes.kz. - Это место будет использовано для дискуссий художников, всех тех, кто думает об идентичности, культуре, вызовах современности.

После мероприятия для прессы началось собственно открытие — без официальных речей, зато с экскурсиями, фуршетом и шампанским. Собрался весь арт-бомонд Алматы: художники, искусствоведы, галеристы, любители искусства. Мелькали медийные лица, среди которых была байер Лилия Рах, искусствовед Валерия Ибраева, галеристы Тогжан Сактаева, Гаухар Сатпаева, Владимир Филатов, дочь архитектора Кацева актриса Марианна Покровская и многие другие.

...Выставка продлится до 4 ноября, а потом здание закроется на реконструкцию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить