64% школьников в Казахстане функционально безграмотны - что это значит и как с этим бороться?

36087

В рамках II Нобелевского фестиваля состоялась серия дискуссий об образовательных трендах, где руководители крупнейших международных организации и школ обсудили будущее обучения в мире постпандемии; оценили то, как меняется роль учителей в современном мире, и обозначили барьеры, с которыми система образования сталкивается сегодня

ФОТО: архив пресс-службы

Говоря о преградах в развитии инклюзивного образования, глава ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен процитировал публикацию Всемирного банка, в которой указывается, что 6 из 10 казахстанских школьников являются функционально безграмотными, и добавил, что пандемия ведёт только к увеличению этой пропорции: «Да, они могут читать и писать. Да, они могут перечислить столицы мира или назвать самые важные даты в истории страны. Но умение использовать эти навыки в повседневной жизни - это намного сложнее».

Функциональная грамотность - это уровень знаний и навыков, который позволяет эффективно строить коммуникации, исполнять задачи в повседневной жизни в координации с окружающими, а также дает возможность анализировать информацию и применять её в письме и речи. Оценка функциональной грамотности осуществляется по модели Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA).

Мы решили узнать об этой проблеме больше и поговорить с автором данной публикации - Жаном-Франсуа Марто, постоянным представителем Всемирного банка в Казахстане. Он также выступил спикером Нобелевского фестиваля.

Тенденция понижения функциональной грамотности говорит о недостаточной вовлеченности учеников в процесс обучения, что может быть признаком стагнации системы образования. По словам Жана-Франсуа Марто, эта проблема возникла не только в Казахстане, она проявляется во многих странах мира и усугубляется из-за пандемии: «Люди не готовились к тому шоку, с которым мы столкнулись. Если мы посмотрим на то, как ситуация ухудшилась во всем мире, потери в образовании в Казахстане сопоставимы со многими странами мира. Системы образования большинства стран оказались не готовы к такому шоку. Я из Франции, и знаю, что там процент людей, потерявших связь с системой образования, выше, чем в Казахстане. Нельзя сказать, что Казахстан справился хуже других стран».

Тем не менее, по словам руководителя Всемирного банка в Казахстане, принять курс на восстановление и провести оценку потерь станет возможно только после окончания пандемии.

- Если вы посмотрите на примеры по всему миру, то действительно, как только вы стабилизируете ситуацию, вы сможете встать на путь восстановления. Что действительно важно на этом этапе - когда именно мы вернемся к нормальной жизни. Следующий учебный год будет иметь решающее значение, чтобы вернуть как можно больше людей к нормальному уровню (образования), - заявил он.

Спикер также отметил важность симбиоза подходов в образовании:

- Лучший подход - использовать онлайн-обучение в дополнение к офлайн-обучению, и это даст нам оптимальный результат.

Участники образовательных дискуссий Нобелевского фестиваля также отметили, что системам образования во многих странах не хватает разнообразия подходов и практики в реальных условиях, что ещё сильнее усугубляется пандемией и онлайн-обучением. Решением является скорейшая перезагрузка систем образования, которая, однако, невозможна без сокращения неравенства - как в получаемых знаниях, так и в жизненных навыках выпускников.

- Устранение неравенства - это ключ к преобразованию. Цифровые технологии могут помочь нам выровнять уровень образования и провести необходимые трансформации, - подчеркнул Дерек Венмот, международный эксперт, руководитель образовательной организации FutureMakers (Новая Зеландия).

Жан-Франсуа Марто согласился с этим утверждением:

- Это правда, что система образования нуждается в трансформации. Для этого нам нужно проводить больше времени со студентами и задействовать большее количество учителей.

Для преодоления неравенства, трансформация требуется и в подходе к распределению ресурсов в образовании:

- В Казахстане очень много отлично подготовленных выпускников, но если вы посмотрите на ресурсы, которые вкладываются в этих учеников, - то окажется, что иногда это в 6-7 раз больше, чем то, что дается другим, - заявил спикер.

По его словам, помимо перераспределения необходимы и комплексные меры, в первую очередь распространение опыта менеджмента лучших казахстанских школ во всех учебных заведениях:

- Делая это, мы можем вывести других учеников на этот уровень. Отчасти требуется больше ресурсов, отчасти необходимо переосмыслить сочетание онлайн- и офлайн-обучения, чтобы предоставить больший доступ к онлайн-контенту для людей из наиболее неблагополучных районов Казахстана и направить большее количество учителей к ученикам, которые в них нуждаются. МОН РК уже предприняло определенные меры: выросли зарплаты, профессия учителя стала более привлекательной. Однако Казахстан не тратит и не тратил на свою систему образования столько, сколько потратили другие страны. Финансирование необходимо увеличить. В прошлом году был большой рост, но это произошло из-за пандемии и использования всех возможных средств, чтобы донести знания. Необходимо продолжать инвестировать и совершенствовать способы обучения.

Возвращаясь к функциональной безграмотности, стоит упомянуть, что, несмотря на неутешительную оценку по стране, Назарбаев интеллектуальные школы (НИШ) выделились в крайне позитивном ключе. Председатель правления АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова также поделилась своим видением того, как поднять уровень среднего образования в Казахстане.

По ее словам, школам необходимо адаптироваться к новой образовательной программе, чтобы быть готовыми к предстоящим трансформациям.

- Обновленная программа, которая была внедрена при нашей поддержке - это только начало пути, - заверила она.

Положительные результаты руководитель НИШ объясняет тем, что с момента открытия была проведена большая работа с учителями, детьми и родителями. Преподаватели регулярно проходят интенсивные курсы подготовки, перед детьми ставятся прикладные задачи:

- Ребенок должен уметь использовать полученные знания, поэтому мы стимулируем самостоятельное обучение и работу в инженерных лабораториях. Получил знания по математике, химии или физике - прояви себя на деле. Это закрепляет умения учеников.

Куляш Шамшидинова подчеркнула важность систем внешнего мониторинга, которые позволяют взглянуть на ситуацию объективно и своевременно заметить негативные тенденции в качестве обучения:

- Важнейшим фактором является академическая честность. Мы проводим экзамен с Кембриджским международным экзаменационным советом и ежегодно награждаем школы, результаты которых коррелируют с внутренними годовыми оценками.

Цифровизация образования также играет ключевую роль в контексте повышения качества.

- Проблема функциональной грамотности связана и с компьютерной грамотностью, - считает Куляш Шамшидинова. - Например, если говорить о тесте ACCESS (международный онлайн-тест для учеников школ) — то он вызвал немалые сложности. В 2019 среди всех стран мы оказались на последнем месте. После этого пандемия поставила нас в положение, в котором мы были обязаны адаптироваться к онлайн-обучению - это, безусловно, повысило наш уровень подготовки.

По словам организаторов Нобелевского фестиваля, барьеры на пути к развитию должны быть всегда чётко обозначены и приняты во внимание - как в образовании, так и в других сферах. Это повышает эффективность принимаемых мер и вероятность успеха трансформаций.

- Ценность площадки Nobel Fest в том, что она может не только объединять казахстанских и международных экспертов по обмену знаниями и опытом, но также позволяет анализировать ситуацию с разных точек зрения и приходить к взвешенным выводам и решениям, столь необходимым в кризисное время, - подчеркивает Максат Курбенов, управляющий директор Фонда инклюзивного развития (IDF, организатор Nobel Fest).

Батихан Калибеков, технический руководитель IDF, добавляет:

- Nobel Festэто больше, чем фестиваль. Это долгосрочный проект, направленный на решение проблем неравенства и на развитие инклюзивного образования, то есть предоставления доступа к знаниям максимально возможному количеству людей во всех возможных формах. Наша миссия – не только донести информацию, но и мотивировать молодых исследователей заниматься научной деятельностью, задавать себе вопросы и искать на них ответы.

С 12 по 16 апреля 2021 в честь Дня науки в Казахстане проходит Неделя Нобелевских лекций для университетов и школ Казахстана. В рамках Недели Нобелевских лекций студенты Казахстана и Центральной Азии смогут получить знания от лучших ученых планеты и напрямую задать интересующие их вопросы.

Ключевой спикер Nobel Fest, американский экономист Джеффри Сакс предположил:

- Через 20-30 лет появятся ученые из Центральной Азии, которые скажут: «Я получил свою Нобелевскую премию, потому что когда-то мне довелось участвовать в бесплатной лекции на Нобелевском фестивале, которая вдохновила меня изучать то, что мне интересно». И это действительно будет именно так. Инклюзивные знания - фантастическая возможность для нас. Я думаю, что Nobel Fest - это грандиозная инициатива, над которой мы должны работать и с крупными компаниями, телекоммуникационной отраслью, ООН и другими, чтобы предоставить каждому ребенку бесплатный доступ по крайней мере к устройству, через которое они могут смотреть Nobel Fest, чтобы в будущем они могли стать лауреатами Нобелевской премии.

Все лекции Нобелевских лауреатов и других выдающихся ученых будут доступны для просмотра на сайте Nobel Fest. Подписывайтесь на YouTube-канал, а также на официальную страницу в Instagram, чтобы не пропустить последние новости.

II Nobel Fest проходит при поддержке Coca-Cola, корпорации Chevron, Южно-Казахстанского университета им. М.Ауэзова, Актюбинского регионального университета имени К.Жубанова, компании BTS Digital, Фонда Сорос-Казахстан, Фонда науки, а также Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА.

Автор и контактное лицо: Адилет Амиров, координатор Nobel Fest

+7 705 342 9552

amirov@inpolicy.net

Пресс-служба Нобелевского фестиваля

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить