Зачем Раимбек Баталов хочет «оцифровать» МСБ

13492

Бизнес «по тетрадке» тормозит Казахстан

Фото: Андрей Лунин

Раимбек Баталов – «якорный» представитель казахстанского бизнеса: на него равняются, к нему прислушиваются. И в 2018 бизнесмен, и по совместительству председатель комитета развития малого и среднего бизнеса президиума НПП «Атамекен», воспользовался своим авторитетом и инициировал полевое исследование «Пилотный проект по сокращению теневой экономики через внедрение цифровизации и увеличение доли безналичных оборотов субъектов МСБ, занятых в розничной торговле и сфере услуг». Мы уже писали об итогах исследования, в частности о том, что государству даст цифровизация сектора МСБ, но зачем это нужно бизнесу (и нужно ли вообще?) – вопрос открытый. 

- МСБ - очень недооценённый сектор нашей экономики. Несмотря на то что государство постоянно говорит о мерах по поддержке малого и среднего бизнеса, на практике эти меры сводятся к ограничению контроля над деятельностью малых предприятий. А о повышении их эффективности никто даже не заговаривает, мол, это дело самого бизнеса. Это, конечно, так, но тогда давайте не будем страдать по поводу размера теневого сектора. Тень уйдёт, если собственникам станет невыгодно в ней находиться, а это возможно только при кратном увеличении эффективности, - отметил Баталов.

Чтобы МСБ стал более эффективным, ему надо становиться современным, не игнорировать мировые тренды цифровизации, уверен Баталов. 

- Но не стоит зацикливаться только на государственно-регулирующей стороне вопроса. Всё это обязательное внедрение ККМ с функцией передачи данных или требование применения POS-терминалов само по себе эффекта не даст. Будет тихий саботаж и работа по старинке (читай - «по тетрадке»). Нам надо сделать так, чтобы хозяевам магазинов у дома стало выгодно работать по безналу, принимать у клиентов к оплате платёжные карты. Важно собственникам показать, что, ведя бизнес «по тетрадке», сложно повысить свою эффективность. При том что есть уже много эффективных продуктов, которые улучшают ведение бизнеса и сокращают издержки, - сказал бизнесмен. 

Фото: Андрей Лунин

Чтобы добиться лояльности малого бизнеса к современным цифровым технологиям, нужно много чего сделать, говорит бизнесмен. Надо собственникам дать «пряники» в виде льгот и преференций (над этим вопросом сейчас работают в правительстве), надо предпринимателей научить пользоваться новыми девайсами и показать им преимущества работы с ними. Но в самую первую очередь, уверен Баталов, надо перестроить работу акиматов и повернуть их лицом к предпринимателям.  

К сожалению, у местных исполнительных органов недостаточно инструментов для понимания всей ситуации, которая происходит в МСБ на вверенной им территории. В структуре районного акимата МСБ, как правило, занимаются пара сотрудников. Два человека на десятки тысяч ИП! Неудивительно, что даже цифры по количеству торговых точек существенно разнятся. В отчётах акиматов – одно, в базе 2Gis – совсем другое.  И чему вы поверите? Поэтому мы и взялись за это исследование. Собрали спецов и прошлись по всем точкам МСБ в нескольких районах. Поговорили с собственниками, продавцами, зафиксировали методы работы, оснащённость оборудованием, количество сотрудников и пр. И выяснили, что до нас никто такого мониторинга не делал. С людьми «в поле» никто из местных властей не говорил. Это, наверное, не принято. Вот, к примеру, недавно на некоторых улицах Алматы было введено одностороннее движение. Малый бизнес, который располагается на этих улицах, об этом никто не предупреждал. И  это говорит о том, что насущными проблемами и вопросами МСБ у нас мало кто интересуется. Но как тогда выполнять поручения президента страны о выводе из тени малого бизнеса, если мы не знаем, в каком положении он находится? - сказал бизнесмен. 

Баталов особо отмечает - исследование ещё раз доказало, что именно в секторе МСБ сосредоточена львиная доля граждан, получающих зарплату в конвертах.

- Это большая проблема, и таких людей в сфере торговли и услуг – больше миллиона по Казахстану. Это системная задача, которую надо решать в стране. Торговля и сфера услуг – это 26% от ВВП, и там много теневого оборота и нелегального найма. Именно поэтому стоит обратить внимание на МСБ, потому что в этой сфере работают миллионы казахстанцев, и именно МСБ формирует качество жизни наших сограждан, которые зависят от сферы услуг и торговли, - сказал бизнесмен. 

Фото: Андрей Лунин

5 октября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к народу с посланием «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», в котором особое внимание было уделено бизнесу. К примеру, президент отметил, что необходимо повысить защиту бизнеса от неправомерного административного давления и угроз уголовного преследования, поощрять бизнес к использованию безналичного расчёта.

- В послании говорилось о повышении качества жизни, но о каком качестве мы говорим, если не все представители МСБ банковские  карты принимают? В этой части мы не видим фокуса со стороны местных исполнительных органов для изучения этой темы и «прокачки» её стимулирующими мерами. Мы, проведя это исследование, дали комплекс мер и рекомендаций, которые помогут разработать  «пряники», мотивирующие бизнес переходить на цифровой формат. К примеру, мы считаем, что инструменты микрофинансирования малого и микробизнеса могут быть перестроены с учётом недостаточности у МСБ твёрдых залогов, но при этом более важным фактором при выдаче кредита может быть цифровизация и прозрачность самого бизнеса. Отрадно, что многие наши предложения правительство включило в программу на 2019-2020 годы по развитию МСБ, - поделился Баталов. 

Исследование было проведено под кураторством Центра проектного управления канцелярии премьер-министра. Часть предложений по проекту уже были приняты правительством, часть – обсуждается, так как некоторые из них несут риски для доходной части бюджета

- По таким предложениям требуются расчёты, детальная доказательная база и больше времени для обсуждения. Но самое главное, что лёд тронулся и мы идём в активном темпе. Конечно, успех этого предприятия кроется в системной работе исполнительных органов, НПП «Атамекен» и заинтересованности самих бизнесменов. Мой личный интерес, моя миссия, если хотите,  – помощь малому и среднему бизнесу. Этот сектор должен крепчать, становиться эффективным и больше зарабатывать, - сказал Баталов. 

Важная деталь. Меры и инструменты поддержки, считают эксперты группы Баталова, должны приобрести более прикладной характер, они должны быть направлены на конкретные ниши и виды бизнеса. А сама цифровая инфраструктура для МСБ должна стать доступной, удобной и жизненно необходимой. Одновременно государство и НПП «Атамекен» должны организовать системную образовательную программу для владельцев МСБ. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить