Великолепная пятерка. Кто из казахстанцев вошел в рейтинг Forbes «30 моложе 30 – Азия»

18419

Молодые лидеры из Казахстана вновь включены в рейтинг Forbes «30 моложе 30 – Азия»

Forbes опубликовал традиционный рейтинг «30 моложе 30 – Азия», куда вошли более 300 молодых лидеров в разных сферах из 22 стран региона. Казахстан второй раз участвовал в этом проекте, и сразу пятеро (включая один тандем) прошлогодних лауреатов «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan были отобраны в региональный список. Это большой успех, учитывая, что среди претендентов представители таких мощных экономик, как Китай, Индия, Япония и др. Мы разыскали наших героев, чтобы узнать, чем они сейчас занимаются.

Адилет Турсынбек и Алишер Кайдаров
ФОТО: Андрей Лунин
Адилет Турсынбек и Алишер Кайдаров

 Медиа, маркетинг и реклама 
Адилет Турсынбек, Алишер Кайдаров
Основатели HOLA News

Когда Forbes Kazakhstan брал интервью у основателей HOLA News летом 2019-го, ребята собирались выйти на самоокупаемость к концу года. И им это удалось. Адилет и Алишер верны той цели, которую ставили себе два года назад, когда запускали портал: привлечь молодежь к серьезным новостям. «Сегодня даже студенты первых курсов пересылают друг другу наши статьи. Вначале невозможно было представить себе такое: молодежь ничего серьезного не читала», – улыбается Алишер.

В HOLA News по-прежнему делают ставку на усиленное развитие через социальные сети. Аудитория портала на 70% состоит из людей младше 35 лет, однако сейчас, во время пандемии, заходят «все повально». «Мы видим большой прирост, – говорит Адилет. – Люди сильно вовлечены в новости». Из всех соцсетей команда отдает предпочтение Instagram, где у HOLA News 246 000 подписчиков. Ребята стараются выдерживать формат: говорить о серьезном доступным для молодежи языком. Для этого они используют различные инструменты: инфографику, инстаграм-сториз, фирменный мерчандайз.

«Алгоритмы Instagram прописаны так, что можно «раскачать» свой контент, если он хорош. Сеть хочет, чтобы ей давали творческий контент, и она будет продвигать его среди твоих подписчиков и показывать новым людям, – объясняет Адилет. – Относительно других платформ не могу сказать того же самого».

По мнению Адилета, в остальных соцсетях заложены сложные алгоритмы продвижения. «Вы же замечали, что в Facebook одни негативные новости попадают в ленту. Их алгоритм испортился, когда они его перестраивали. Они ушли в сторону того, чтобы поднимать посты, под которыми больше лайков и комментариев. Поэтому в плане «раскачки» Facebook для многих «убился», – считает Адилет.

Тем не менее Адилет и Алишер пытаются использовать и Facebook для популяризации своего контента. Они поняли, что аудитории там интереснее и контент вроде того, что популярен в Instagram, и стали вкладываться в рекламу. Другое перспективное направление – Telegram. У HOLA News там два канала: один – для срочных новостей, другой – для контента на казахском. В общей сложности они насчитывают около 10 000 подписчиков. По мнению Адилета, казахстанская аудитория Telegram будет расти – хотя он сомневается, что нынешние сотни тысяч подписчиков, которыми хвастают некоторые отечественные каналы, на самом деле существуют.

Ребята хотят увеличить присутствие HOLA News и в социальных сетях новой волны, главная из которых сегодня – TikTok, где можно снимать короткие видео с разнообразной озвучкой. «Иначе есть ощущение, что мы пожалеем», – говорит Адилет. Его поддерживает Алишер: «У Адилета большой опыт работы с соцсетями. Человек три страницы-«миллионика» вел в свое время. Он знает аудиторию».

Паша Кас
ФОТО: Татьяна Шарапова
Паша Кас

 Искусство 
Паша Кас
Стрит-арт-художник

В марте 2020-го Паша представил свой очередной проект – «СТОП COVID-19». Посвящен он пандемии коронавируса, которая привела к тому, что мир «оказался в плену закрытых границ», как сказано в описании на официальном сайте художника.

Локацией для новой работы стал перекресток улицы Гоголя и проспекта Назарбаева в Алматы. Объектом – знак «Остановка запрещена», расположенный неподалеку от аптеки. Паша изобразил на внутренней части знака карту мира, а на ободке надпись: «COVID-19». Две ярко-красные линии, образующие крест посредине, как бы перечеркивают мир.

«Нам казалось, этот мир не остановить. Мир, где крутятся деньги, дымятся заводы, летают самолеты и каждый день повышаются ставки. Мир, где везде ступала нога человека и все можно купить – открытый, доступный, использованный», – говорится в описании.

По словам Паши, он хотел показать, что мир, который мы считали крепким механизмом, таковым не оказался. Непредвиденная ситуация продемонстрировала «всю хрупкость равновесия». «В целом пандемия поднимает большой вопрос о том, как жить дальше. Каждый будет сам за себя, или наконец-то все поймут, что, лишь объединившись, мы сможем идти вперед», – заявляет художник. Многие проблемы обнажились именно сейчас. Так, явным стал кризис во взаимоотношениях государств, их взаимопомощи. «Мировые лидеры не смогли вовремя среагировать, – констатирует он. – Сначала все наблюдали со стороны за другими и надеялись, что их это не коснется, а в итоге сами оказались один на один с чрезвычайными обстоятельствами».

Паша считает, что происходящее поможет людям осознать, что нельзя жить одной только верой в будущее, ведь сегодня никто не может ни в чем быть уверен. Многое из того, что людям казалось важным, «испарилось». Получается, важнее всего – то, что мы имеем сейчас. «Для каждого это свое. Лично для меня важна свобода, и я начинаю ее еще сильнее ценить», – признается собеседник.

Главную опасность пандемии помимо угрозы здоровью людей Паша видит в том, что в странах могут сохраниться ограничительные меры даже после того, как Covid-19 перестанет представлять угрозу. «Границы могут оказаться закрыты, в городах – блокпосты, на улицах будут спрашивать пропуска. Такое уже было с нашими старшими поколениями и не хотелось бы, чтобы это вернулось», – рассуждает художник. Между тем и без того с каждым годом человечество становится все менее свободным, сталкиваясь с цензурой в интернете и ограничением мирных собраний.

Паша все же надеется на положительный исход и считает, что каждый может его приблизить. Сам он для себя решил, что главное – быть собой вне зависимости от ситуации и места: «Я продолжаю заниматься искусством, хоть и в ограниченных условиях, главное – не сворачивать с этого пути».

Искандер Рахманбердиев
ФОТО: Евгения Пастерская
Искандер Рахманбердиев

 Потребительские технологии 
Искандер Рахманбердиев
Cооснователь и исполнительный директор ORBI

Очки для видеосъемки ORBI, прототип которых Искандер разработал в 2015-м, получили новый импульс благодаря внедрению технологии 5G в США. Теперь Искандер будет развивать свое детище в партнерстве с T-Mobile, недавно объявившем о сделке со Sprint. Цель слияния двух операторов – усиленное развитие сетей 5G, и в ORBI планируют воспользоваться моментом. «Сегодня большая часть работы у многих перешла на «удаленку», – говорит Искандер. – Как никогда востребованы решения для удаленной работы, особенно в сфере жизненно необходимых услуг. Это открывает для нас большие возможности. Буквально в феврале мы обсуждали, насколько обширен рынок удаленных инженерных работ на буровых и в обслуживании нефтепроводов».

Обслуживание объектов нефтегазовой отрасли стремительно автоматизируется, и на многих занято минимальное количество персонала. Зачастую это инженеры начальной или средней квалификации. Очки ORBI помогали бы им выполнять ремонтные работы, транслируя видео в центр управления, где его комментировали бы высококвалифицированные инженеры, подсказывая, что и как делать, в режиме реального времени.

«Наши очки, прочные и долговечные, изначально рассчитаны на спортсменов и путешественников. В них встроены высококачественные камеры, и они продаются по доступной цене», – говорит Искандер. По его словам, похожее решение предлагает Google с очками Google Glass Enterprise, однако они гораздо дороже – от $999 новые модели. ORBI на официальном сайте можно заказать за $399.

Использование ORBI в обслуживании инфраструктурных объектов особенно актуально для США, где значительная часть газопроводов, нефтепроводов, электростанций и прочего в строю еще с послевоенных лет.

Не собирается команда Искандера, насчитывающая два десятка человек, забрасывать и сектор В2С. В продвижении здесь тоже поможет сотрудничество с обновленным T-Mobile. «Сети T-Mobile и Sprint позволяют предоставить связь 5G более чем 270 млн пользователям в Америке, – объясняет собеседник. – У нас есть возможность зайти на этот рынок, так как ORBI является одним из первых устройств, поддерживающих работу с 5G-устройствами». Пандемия коронавируса в каком-то смысле даже сыграла на руку команде: вынужденная пауза дала возможность «подточить» свои решения для поддержки стриминга через сети 5G.

В прошлом пользователи ORBI использовали очки, чтобы записать видео и тут же выложить его в Сеть, в чем помогала функция автоматизированной обработки. Теперь же очки предоставят возможность устраивать прямые трансляции от первого лица. «Есть на Youtube канал TheStraightPipes для автолюбителей, где двое влогеров снимают разные обзоры. Когда в декабре прошлого года Ford представил электрокар Mustang Mach-E, эти ребята пытались устроить лайф-стриминг с телефона. К сожалению, experience был ужасен, потому что им приходилось держать эти телефоны. Плюс они не использовали 5G, поэтому качество было не лучшее», – рассказывает Искандер.

По его словам, ORBI поможет решить эту проблему: с одной стороны, освободит руки операторам, с другой – поможет аудитории «ощутить себя на месте влогеров». Судя по всему, его команда не зря ставит на лайф-стриминг: эксперты прогнозируют, что к 2021 году объем этой индустрии составит более $70 млрд.

Артем Родичев
ФОТО: Michelle Rivert
Артем Родичев

 Потребительские технологии 
Артем Родичев
Глава команды искуственного интеллекта в Replika

Один из создателей популярного чат-бота Replika, который эксперты из Forbes описывают как один из лучших в мире диалоговых алгоритмов на основе искусственного интеллекта (ИИ), в конце прошлого года совершил кругосветное путешествие. Вдвоем с супругой Артем побывал в Японии, Непале, Казахстане, России, Грузии, Индонезии, Австралии и Чили.

Вернувшись в Сан-Франциско, Артем продолжил совершенствовать «виртуального друга», который призван «улучшать самочувствие и настроение пользователя путем диалога». Аудитория Replika постоянно растет: с чат-ботом уже пообщалось более 10 млн человек. Месячная аудитория приложения составляет около полумиллиона пользователей.

К Replika обращаются по самым разным причинам, в основном потому, что одиноко. Многим просто нужно выговориться, быть услышанными. «Replika – это робот, который тебя не осудит, который доступен в режиме 24/7, который в отличие от психотерапевта не требует оплаты в базовой версии», – объясняет Артем.

По его словам, средняя длина диалоговой сессии между пользователем и Replika – 70 сообщений. «Я сам не помню, с кем в последний раз переписывался так много», – улыбается собеседник. Для того чтобы Replika могла заменить живого человека, программистам приходится много работать над ИИ приложения. Команда Артема постоянно трудится над улучшением диалога, чтобы он был максимально «интересным, персонализированным, релевантным, эмпатичным». Кроме того, разработчики должны научить машину говорить на различные темы и запоминать факты о пользователе.

Одно из направлений, которым занимается команда, называется обработкой естественного языка (Natural Language Processing, NLP). В рамках этой работы необходимо научить ИИ понимать, о чем идет речь в диалоге, и распознавать намерения пользователя. Артем говорит, что в последние годы начался бум алгоритмов, связанных с NLP, потому что ученые научились тренировать нейросети на очень больших объемах данных. Машине «скармливают» террабайты самых разнообразных текстов из интернета, чтобы научить вести диалог.

Задачу построения диалога Артем оценивает как одну из самых сложных для ИИ. «Для этого система должна распознавать многие объекты, знать причинно-следственные связи, улавливать эмоциональное состояние пользователя», – объясняет он. В своей работе команда Replika до сих пор пользовалась исследованиями, опубликованными технологическими гигантами – Google, Amazon, Facebook. У последних есть деньги на фундаментальные изыскания. Но постепенно в Replika хотят отойти от этой практики и начать проводить самостоятельные исследования в области построения open-domain-диалогов – таких алгоритмов, которые могли бы общаться с пользователем на произвольные темы.

Для этого нужны кадры. «Требуются талантливые ученые, которые понимают в machine learning-е и ИИ, в частности в обработке языка, – рассказывает Артем. – Таких довольно мало». Чтобы восполнить кадровый дефицит, команда Replika перекинула часть своих сотрудников с прикладной работы на проведение исследований. Кроме того, компания ищет студентов PhD или недавних выпускников-докторантов из американских и европейских вузов. «Если хочешь оставаться лидером на рынке, нужно делать свой research и создавать наработки для внедрения в продакшен и доведения до пользователей», – убежден Артем.

Он уверяет, что ИИ изменит нашу жизнь кардинальным образом. Современные нейросети уже научились выполнять многие задачи эффективно, однако их функциональность ограничена плохим пониманием причинно-следственных связей и модели мира. Как только нейросети превратятся в «более интеллектуальные сущности», их влияние на нашу жизнь значительно вырастет. Пригодятся они в решении многих задач: от экономии электроэнергии до беспилотных автомобилей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить