Феномен Ninety One: как не участвовать в той-бизнесе и зарабатывать на музыке

26838

Продюсер самого популярного бойзбенда Казахстана рассказал в интервью Forbes Kazakhstan, тяжело ли было основать направление Q-pop

Ninety One
Фото: Андрей Лунин
Ninety One

В сентябре 2015 участник музыкальной группы ORDA Ерболат Беделхан в качестве продюсера представил новый бойзбенд Ninety One (1991 – год, когда Казахстан получил независимость). Коллектив собирался с 2014 года на основе проекта K-Top Idols, организованного ORDA Brothers. Победители проекта Азамат Зенкаев (A. Z.) и Дулат Мухаметкалиев (Zaq) первыми вошли в состав Ninety One. Затем, уже через кастинг, к ним присоединились Батырхан Маликов (Alem) и Данияр Кулумшин (Bala). Азамат Ашмакын (Ace) стал участником группы после стажировки в агентстве SM-Entertainment в Южной Корее. Ребята не только поют, читают рэп, танцуют, но и сами пишут слова и музыку своих песен.

Ninety One считается основоположником нового музыкального жанра Q-pop (Qazaq-pop) – по аналогии с модным K-pop (Korean-pop). Выбравшим себе амплуа свободных и независимых в творчестве и стиле художников, ребятам в начале карьеры пришлось столкнуться с резкой критикой и неприятием, в основном из-за нестандартного внешнего вида. Несмотря на это, они не изменили себе, сохранив собственный стиль. Сейчас отношение публики изменилось, поклонников становится все больше.

Спустя год после дебюта Ninety One стали победителями в номинациях «Прорыв года» и «Абсолютный радиохит» (с песней «Айыптама») ежегодной премии EMA телеканала MuzzOne. Также они были объявлены «Открытием года» на премии «GAKKU Әуендері 2016». В 2017 к этим званиям добавились премии EMA в номинациях «Лучший мужской коллектив» и «Лучшая песня» («Қалай қарайсың»). Клипы группы неоднократно лидировали в чартах местных и турецких телеканалов. На счету Ninety One два альбома – «Айыптама» и Qarangy Zharyq.

По словам Ерболата, изначально они хотели создавать контент для «забытой молодёжи».

- Опыт индустрии развлечений говорит о том, что молодёжи, которую надо развлекать, в 4 раза больше, чем взрослых. Однако никто не хочет тратить время и заморачиваться, предпочитая ориентироваться на одну и ту же аудиторию. Мы же не побоялись этим заняться, – поясняет он.

Ерболат признается, что сначала пришлось трудно.

- Мы знали, что будет негатив, что у наших людей такой менталитет, что первыми быть всегда сложно. У разных участников группы процесс адаптации к этому проходил по-разному. Плюс у ребят был жесткий график, высокие требования, порой они срывались, – говорит продюсер. – Становление ещё не закончено. Мы до сих пор в поиске «того самого» Ninety One.

На сегодняшний день группа является чуть ли не единственной в отечественном шоу-бизнесе, кто принципиально выступает только вживую.

- Петь вживую – это, в первую очередь, честность перед людьми, которые пришли тебя послушать, это уважение к ним. Для этого артист должен трудиться и готовить себя, – отмечает Ерболат.

Сами участники группы убеждены, что живое исполнение – явление естественное, в этом нет ничего удивительного:

- То, что кто-то поет под фонограмму, – вот что должно быть неестественным. Хотя у нас, к сожалению, все наоборот.

В 2017 группа выступила с концертами практически во всех городах Казахстана.

- В этом году абсолютно всё поменялось. Если раньше где-то концерты запрещали (выступления Ninety One в 2016 были сорваны в нескольких городах из-за протестов местных жителей), то теперь, наоборот, все приглашают нас, – улыбается Ерболат.

По его словам, группа зарабатывает не только концертами, но и выпуская альбомы, снимая кино, с помощью фанмитингов, фансайнов и мерчей.

В декабре 2016 Ninety One записали саундтрек к фильму «Glaмұр для дур» Аскара Узабаева (№11 рейтинга) – песню «Қалай қарайсың». А в 2017 режиссер снял биографическую ленту Ninetyone, где участники группы сыграли самих себя. Бюджет фильма составил 33 млн тенге и окупился в первые дни проката. Также команда сняла музыкальный телесериал на казахском языке «Кагаз Кеме», который транслируется на канале НТК.

К той-бизнесу, который стал основным источником доходов многих отечественных исполнителей, Ninety One относить себя не желает. По утверждению собеседников, за два года творческой карьеры группа выступила на подобном торжестве всего один раз. И приняла после этого решение, что больше никогда «не будет выступать там, где нет сцены». Ребята следовали ему, даже когда их финансовое положение было в плачевном состоянии.

- Когда у тебя есть настоящие слушатели и ты имеешь от этого доход, тебе не нужно идти на той, – уверены они.

По мнению Ерболата, сегодня статус и восприятие артиста в Казахстане очень низкие: «Первая реакция родителей, когда ребенок выражает желание стать артистом: «Что, будешь выступать на тоях?». Ребята хотят изменить это отношение. «В принципе, существование той-бизнеса – явление нормальное, присущее нашему менталитету. Но надо развивать и шоу-бизнес, двигаться по мировым стандартам», – считают музыканты.

Они уверены, что создали волну и появление других оригинальных артистов не за горами. 

- Если мы хотим развить новый рынок, необходимо создавать много контента. Мы хотим конкурировать и расти дальше, – говорит Ерболат.

Команда начала появляться на общенациональных каналах.

- Надо подпитывать Q-pop, чтобы это явление развивалось, масштабировалось. Сейчас у нас есть несколько заказов от ТВ, где мы будем делать реалити-шоу, сериалы, больше контента для молодежи, в частности казахоязычной, – делится планами продюсер.

Также Ninety One в 2018 собирается совершить турне за пределами Казахстана. Вначале это будут ближайшие к нам страны – Узбекистан, Кыргызстан, Китай.

Если раньше казахи пили чай, то теперь пьют кофе. Редко где найдешь чайхану – везде кофейни. С нашей музыкой должно произойти то же самое, – говорит Ерболат.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить