Топ-30 мобильных приложений Казахстана

Подведены итоги третьего по счету рейтинга мобильных приложений, разработанных в Казахстане

Фото: © Depositphotos.com/vladteodor95

Начиная с 2014 успехи отечественных мобильных разработок анализируются группой специалистов Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) и компании Intervale Kazakhstan. Цель исследований – выявить ключевых игроков и определить тенденции развития данной сферы, а также создать благоприятную среду для дальнейшей популяризации мобильных сервисов.

- Изначально инициатива исследовать отечественные мобильные разработки была вызвана необходимостью упорядочить формирующийся рынок, который на тот момент отличался некоторой хаотичностью, – поясняет директор Intervale Kazakhstan Марина Мартынова. – К примеру, у многих владельцев и разработчиков не имелось элементарных инструментов отслеживания активности приложений, количества пользователей. Мы в рейтинге делали акцент на необходимости их применения. Сегодня наблюдается улучшение ситуации в этом вопросе, а значит, наши старания приносят плоды: рынок взрослеет, игроки становятся профессиональнее, пользователи – искушеннее.

Топ-30 этого года формировался по результатам анализа более чем 100 заявленных приложений. На протяжении трех лет лидером рейтинга является разработка крупнейшего сайта автомобильных объявлений Kolesa.kz. Мобильное приложение из года в год наращивает клиентскую базу и улучшает показатели качества, что благоприятно сказывается на интенсивности его использования и итоговой оценке – 88,58 балла из 100 возможных. В этом году количество среднемесячных сессий достигло отметки 15 855 957, что почти в 4 раза больше показателя, с которым оно стало победителем рейтинга 2014 (4 206 977).

На второе место вернулось приложение сайта бесплатных объявлений OLX в Казахстане (было участником рейтинга в 2014, в 2015 отказались от участия). Отставание от лидера составило сотые доли балла, при этом по количеству уникальных сессий и оценкам в Stores это приложение его даже опережает. Взять золото OLX помешали оценки за дизайн и юзабилити.

Свой бронзовый статус прошлого года подтвердило приложение Sajde.kz, предназначенное для уведомления жителей всех крупных городов Казахстана о наступлении времени намаза. За год мобильный продукт увеличил показатель уникальных ежемесячных сессий в 2,5 раза – c 26 211 до 70 010. Вкупе с другими оценками приложению удалось получить 83,94 итогового балла.

Важно отметить, что конкуренция среди мобильных разработок обострилась: разрыв между баллами участников рейтинга в сравнении с прошлым годом заметно сократился, что придает особую значимость каждому заработанному очку.

Подтверждением тому стало мобильное приложение информационного портала Tengrinews.kz – войти в тройку лидеров ему не дали буквально десятые доли балла, частично растерянные на оценках дизайна и юзабилити. Тем не менее, в сравнении с девятой строчкой в прошлом году, приложение заметно улучшило результаты.

Первая десятка рейтинга этого года претерпела значительные изменения. Благодаря усилиям разработчиков и маркетологов в число лучших вошли приложения, ранее не фигурировавшие в топ-10. Хорошим примером служит мобильное решение интернет-магазина одежды и аксессуаров Lamoda.kz. Разработка впервые приняла участие в рейтинге и сразу попала на пятую строчку – во многом за счет высоких оценок за дизайн и юзабилити.

Также впервые в десятке оказались мобильное приложение Krisha.kz, поднявшееся с 14 на шестую позицию рейтинга, и продукт новостного портала Zakon.kz, прежде не попадавший даже в топ-30. Теперь он занял седьмое место, ранее принадлежавшее компании Tele2, приложение которой, в свою очередь, опустилось на одну строку.

Еще больше потерял серебряный призер прошлого года «Мой Beeline», опустившийся на девятую позицию. Замыкает топ-10 приложение для клиентов Сбербанка – оно улучшило свои показатели, поднявшись с 12 строчки рейтинга прошлого года.

К слову, банковский сектор заметно активизировался – в этом году пять приложений для банков (против четырех в прошлом) вошли в тридцатку. При этом если Homebank опустился с четвертой на 11 ступеньку рейтинга, то новичок «Мобильный банк Астаны» начал свое восхождение с 20 позиции. Приложения для клиентов Народного и Евразийского банков расположились соответственно на 13 и 14 позициях.

Среди новичков рейтинга также можно выделить решение для пользователей транспортной карты «Оңай», которое, несмотря на отсутствие отлаженной системы аналитики, смогло зацепиться за край топа. Гораздо лучше обстоят дела у других новичков – так, два приложения системы Naimi.kz, стартовавшей в прошлом году как сервис по найму специалистов для выполнения различных услуг, набирают обороты на рынке и уже монетизируются. Эти продукты (приложения для заказчиков и исполнителей работают по отдельности) обосновались на 22 и 23 местах.

Награждение победителей рейтинга 2016 года состоится 13 октября 2016 на V Международной конференции «Мобильные сервисы и платежи MobiEvent.kz – 2016».

Методология

Опыт исследований мобильных приложений привел к изменениям критериев выставляемых оценок. Так, в этом году показатель прироста количества сессий за период был упразднен в пользу оценок, выставляемых международным жюри, которые в прошлом не влияли на итоговый балл.

Что касается системы расчета среднемесячного количества общих и уникальных сессий, то к ним было применено распределение баллов по специальным формулам, приведенным ниже. Данный подход позволил минимизировать разрыв в баллах между участниками рейтинга, которые прежде могли достигать нескольких десятков.

Также большее внимание уделено реагированию разработчиков и владельцев мобильных приложений на обратную связь, получаемую от пользователей. Своевременное реагирование на комментарии и замечания клиентов могли принести приложению дополнительные 5 баллов.

Таким образом, для победы в рейтинге претенденту необходимо было продемонстрировать лучшие результаты по восьми критериям, суммарная оценка которых составила максимум 100 баллов.

1. Среднее ежемесячное количество сессий. Данный параметр демонстрирует активность использования мобильного приложения. Для оценки показателя был применен принцип уменьшения значения каждой последующей сессии, описанный общеизвестной формулой: y=x1/4 (корень 4 степени из "x"), где х – это количество сессий, а y – присуждаемые баллы. Максимальная оценка по этому показателю была зафиксирована на отметке 40 баллов и присуждалась всем участникам, достигшим 2 560 000 сессий.

2. Среднее ежемесячное количество уникальных сессий. По аналогии с вышеописанным алгоритмом выставление оценок за данный показатель производилось с использованием формулы: y=х1/5 (корень 5 степени из "x"), где х – это количество сессий, а у – присуждаемые баллы. Параметр указывает на количество активных пользователей приложения. Максимальный показатель мог принести участнику 15 баллов, чем и обусловлена указанная в формуле степень корня.

3. Количество поддерживаемых платформ. Показатель мог принести участнику до 5 баллов. Платформы Android и iOS являлись приоритетными и давали участнику по 2,5 балла. Наличие дополнительных платформ не оценивалось.

4. Рейтинги приложений в Google Рlay и AppStore. Показатель мог принести участнику максимально 10 баллов. Он рассчитывался путем суммирования обеих оценок, выставляемых клиентами по пятибалльной шкале.

5. Язык интерфейса. За каждый из трех основных языков (казахский, русский, английский) присваивалось по 1,66 балла. Наличие дополнительных языков не оценивалось.

6. Техническая поддержка. Если в мобильном приложении были указаны действующие контакты службы технической поддержки или форма обратной связи, ему присваивалось 5 баллов.

7. Реагирование на вопросы и комментарии пользователей в Stores. Если разработчики отвечали на запросы в течение недели, приложение зарабатывало 5 баллов. В обратном случае оно теряло 5 баллов.

8. Оценки жюри за дизайн и юзабилити. Выставление оценок производилось по 10-балльной шкале. Из всех оценок вычиталось по одной наибольшей и одной наименьшей оценке. Из оставшихся баллов выводилось среднее значение каждого участника.

Максимально участник мог получить 15 баллов.

Исследовательская группа: Константин Горожанкин (CNP Processing GMBH), Марина Ахметбекова и Бадирша Байрамов (Intervale Kazakhstan).

1. Kolesa.kz (1)

Подача, редактирование и поиск объявлений автомобильного сайта Kolesa.kz с мобильного телефона. Среднемесячное количество сессий – 15 855 957, уникальных – 335 136.


2. OLX.kz (2*)

Онлайн-площадка для объявлений о различных товарах. Среднемесячное количество сессий – 7 209 026, уникальных – 392 846.


3. Sajde.kz (3)

Мобильное приложение, уведомляющее о наступлении времени намаза для всех крупных городов Казахстана. Среднемесячное количество сессий – 13 319 989, уникальных – 70 010.


4. Tengrinews.kz(9)

Приложение информационного портала Tengrinews.kz, публикующего новости политики, экономики, общества, технологий, культуры Казахстана и мира. Среднемесячное количество сессий – 7 526 906, уникальных – 19 370.


5. Lamoda.kz

Приложение интернет-магазина одежды, обуви, аксессуаров и косметики. Среднемесячное количество сессий – 1 442 172, уникальных – 122 685.


6. Krisha.kz (14)

Приложение проекта Krisha.kz – сайта объявлений о продаже и аренде недвижимости. Среднемесячное количество сессий – 1 495 787, уникальных – 84 797.


7. Zakon.kz

Мобильное приложение новостного портала Zakon.kz, который также содержит базы данных для юристов, бухгалтеров и другое. Среднемесячное количество сессий – 3 867 887, уникальных – 49 572.


8. Tele2 Kazakhstan (7)

Приложение с функциями личного кабинета оператора Tele2. Доступна справочная информация, а также проверка баланса, детализация счета абонента и механизмы управления тарифными планами. Среднемесячное количество сессий – 3 189 660, уникальных – 55 363.


9. Мой Beeline (2)

Приложение для абонентов Beeline: управление тарифами и балансом, использование услуг, загрузка программ и пр. Среднемесячное количество сессий – 888 352, уникальных – 95 068.


10. Sberbank Online Kazakhstan (12)

Приложение для клиентов Сбербанка Казахстана, позволяющее управлять карточными и другими счетами, депозитами и кредитами. Среднемесячное количество сессий – 374 166, уникальных – 18 071.


11. Homebank (4)

Приложение для держателей карточек Казкоммерцбанка, позволяющее проверять состояние счетов, оплачивать услуги и др. Среднемесячное количество сессий – 880 178, уникальных – 28 777.


12. Infobus Mobile (20)

Приложение для оптимизации времени ожидания общественного транспорта. Программа с информацией о маршрутах, остановках, текущем положении транспорта в режиме онлайн. Среднемесячное количество сессий – 1 725 016, уникальных – 36 364.


13. MyHalyk (15)

Приложение для клиентов Народного Банка Казахстана. Позволяет контролировать остатки и движение средств, переводить деньги, управлять картой и др. Среднемесячное количество сессий – 242 136, уникальных – 41 060.


14. Smartbank (8)

Приложение для клиентов Евразийского банка. Дает возможность управлять счетами, проводить платежи, осуществлять переводы, погашать кредиты и др. Среднемесячное количество сессий – 302 106, уникальных – 2728.


15. Chocolife.me (16)

Приложение дисконтного сервиса Chocolife.me, дающее возможность участвовать в акциях и приобретать купоны. Среднемесячное количество сессий – 445 910, уникальных – 43 596.


16. Kino.kz (10)

Приложение интернет-проекта «Kino.kz – Киноафиша Казахстана», публикующее расписание кинотеатров, премьерных показов, а также новости кино. Среднемесячное количество сессий – 679 196, уникальных – 37 165.


17. Aviata.kz (13)


Приложение для бронирования и покупки авиабилетов большинства компаний, осуществляющих авиаперевозки по всему миру. Среднемесячное количество сессий – 291 744, уникальных – 25 621.

18. Vesti.kz (18)

Приложение казахстанского спортивного портала Vesti.kz, публикующее новости, результаты соревнований, статистику турниров. Среднемесячное количество сессий – 423 427, уникальных – 1706.


19. Курсы валют в Казахстане 

Справочник обменных и учетных курсов иностранных валют по отношению к тенге. Включает курсы обмен­ных пунктов, Нацбанка Республики Казахстан и Казахстанской фондовой биржи. Среднемесячное количество сессий – 426 804, уникальных – 16 185.


20. Мобильный банк Астаны

Дистанционная система для проведения платежей в круглосуточном режиме с помощью платежных карточек любого банка. Среднемесячное количество сессий – 61 477, уникальных – 2457.


21. Activ TV

Приложение АО «Кселл», позволяющее смотреть более 120 ТВ-каналов в тематических ТВ-пакетах в любое время со смартфона, просмотр ТВ-контента за прошедшие 48 часов, просмотр электронной программы передач. Среднемесячное количество сессий – 128 748, уникальных – 7767.


22. Naimi.kz

Через Naimi.kz осуществляется подбор частных исполнителей. В базе данных содержится информация о сантехниках, репетиторах, юристах и множестве других специалистов. Среднемесячное количество сессий – 28 005, уникальных – 16 097.


23. Naimi.kz Pro

Приложение для получения заказов напрямую от клиентов, позволяющее зарабатывать деньги без начальства и посредников. Среднемесячное количество сессий – 59 744, уникальных – 17 323.


24. Egov.kz (26)

Предназначено для пользователей портала электронного правительства. Оплата пошлин, штрафов и пени, получение справок и уведомлений. Среднемесячное количество сессий – 24 258, уникальных – 3068.


25. Kaz.news

Приложение-агрегатор, показывающее новости с большинства новостных порталов. Среднемесячное количество сессий – 234 634, уникальных – 3210.


26. Pit-Stop (5)

Приложение для автолюбителей с основной справочной информацией о ПДД, телефонами доверия, советами юристов и т. п. Среднемесячное количество сессий – 118 602, уникальных – 11 410.


27. BeSmart (19)

Купонный сервис BeSmart дает возможность искать, просматривать и приобретать купоны посредством мобильного телефона. Среднемесячное количество сессий – 121 304, уникальных – 10 958.


28. MyKazpost (25)

Мобильная площадка предоставляет информацию об услугах национального оператора почты, а также дает возможность узнать местонахождение посылки. Среднемесячное количество сессий – 64 571, уникальных – 4318.


29. Sozdik.kz (22*)

Приложение сайта-словаря Sozdik.kz, в котором реализован двухсторонний перевод с русского на казахский и обратно. Среднемесячное количество сессий – 168 019.


30. Баланс Оңай

Справочник по единой транспортной карте «Оңай». C помощью приложения можно проверять баланс карты, получать уведомления об оcтатке баланса. Среднемесячное количество сессий – 18 088, уникальных – 4636.


Жюри рейтинга мобильных приложений

Вадз Казарян, UI/UX дизайнер. Опыт работы более 10 лет. Работал над мобильными приложениями, участвовал в создании игр для планшетов, таких как Leelee, VARWAR и пр. В  2014 выиграл в номинации "Лучшее техническое решение для игры VARWAR" в очередной Armnet Awards. Сооснователь онлайн-магазина подарков eli.am. Окончил Российско-Армянский государственный университет по специальности прикладной математик. На данный момент работает в Канаде UI/UX дизайнером.

Сергей Томашевский, арт-директор в компании Smartmatic. Руководит созданием продукта на амбициозном передовом проекте в области биометрических технологий. Около 13 лет работает в сфере UX/UI дизайна. В 2016 работал над сервисом для внутренних нужд Apple и принимал участие в успешном запуске. С 2010 по 2015 руководил командой проектирования и дизайна интерфейсов в компании Intervale, которая разрабатывала мобильные приложения и web-сервисы, обеспечивающие все виды платежных операций. В 2012 совместно с MasterCard занимался созданием и запуском сервиса MasterCard Mobile, позволяющего оплачивать услуги, совершать покупки и выполнять денежные переводы c помощью банковских карт. Сергей принимал участие в проектах с такими клиентами, как Apple, Visa, MasterCard, МТС, «МегаФон», «Билайн», «Сбербанк», «Народный банк Казахстана», «Газпромбанк», «Банк Москвы», «Росбанк» и десятками других известных компаний.

Леонид Бугаев, мобильный ментор, эксперт в области мобильных решений для бизнеса, автор бестселлеров «Мобильный Маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире» и  «Мобильный нетворкинг», основатель Академии экспертов, владелец digital-агентства Nordic Agency AB (Москва–Стокгольм). Выступает с открытыми лекциями, помогает расти стартапам, путешествует, совершенствуется в экстремальных видах спорта, участвует в интернет-конференциях, выступает на радио и телевидении. Работал в Студии Артемия Лебедева. Последние 17 лет работает в интернете. Создавал проекты для Mars, JTI, Unilever, P&G, Danone, HP, Microsoft, Intel, Apple. Подробную информацию о Леониде вы можете прочитать на сайте LBugaev.ru.

Дмитрий Круглов, IT-директор Яндекс.Денег. Руководит и развивает IT-направление Яндекс.Денег. Участвует в создании и реализации IT-стратегии, курирует разработку всех проектов компании. Работает в индустрии с 1997 года, за это время прошёл путь от младшего разработчика до директора подразделения. До прихода в Яндекс.Деньги руководил IT-департаментом в Lamoda, а ранее — в Pronto-Moscow. Окончил факультет компьютерного проектирования Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Дмитрий Силаев, коммерческий директор российской компании Usabilitylab.В 2010 году Дмитрий закончил бизнес-школу RMA по программе «Менеджмент в сфере интернет-технологий», защитив диплом по теме «Повышение конкурентоспособности компании USABILITYLAB». Участвовал в подготовке и проведении всех конференций UserExperience Russia и был одним из организаторов конференции Social Experience 2008. Прошёл обучение на курсах Эдварда Йордона (Edward Yourdon) “Managing death-march projects” и “Peopleware: recruiting, motivating and retaining key IT professionals”.Usabilitylab одной из первых в России начала предоставлять юзабилити-услуги для бизнеса, нацеленного на получение прибыли из онлайн каналов.

Юлия Цапок, Senior UX designer компании Promodo, одной из крупнейших в сфере услуг продвижения бизнеса в сети Интернет. Она  является экспертом в области создания интерфейсов с более чем пятилетним опытом. Юлия принимала участие в проектировании таких известных сайтов, как rozetka.ua, mobilluck.com.ua и других. На данный момент работает с большими казахстанскими проектами, в частности technodom.kz и kassa24.kz.

Дмитрий Лысенко, CEO в компании WebPromo. Более 10 лет Дмитрий работает в IT-сфере и развивает методики и инструментарий для использования информационных технологий в рекламе и маркетинге. За это время он работал в компании Delta-X, занимал должность директора по развитию в компании Hosting Ukraine, выстраивал бизнес-процессы в интернет-магазине электроники 220VOLT. За 8 лет работы компания  WebPromo под руководством Дмитрия Лысенко завоевала доверие таких крупных компаний, как METRO, TUI, Johnson & Johnson, UniCredit Bank. Также была создана Академия интернет-маркетинга WebPromo Experts и организована крупнейшая на Украине экспертная площадка, в рамках которой сейчас ведущие специалисты рекламы, маркетинга и PR делятся своим опытом и знаниями.

Dan Matsui, CCO & Marketing director в  OpsWay.com - 24/7 Software Factory.  С 2010 года занимал руководящие позиции в различных IT-проектах. Эксперт в области разработки комплексных решений для онлайн-бизнесов и технологических стартапов. На данный момент занят амбициозной задачей развития международной компании OpsWay.com, которая, к слову, участвовала в разработке ряда интересных интернет-проектов в Казахстане. Имеет опыт построения децентрализованных и распределенных структур для IT-компаний. В 2010 году защитил кандидатскую диссертацию по физике. Изучал фундаментальные магнитные свойства углеграфитовых композитных наноматериалов.

Ярослав Шуваев возглавлял digital-подразделение DDVB одного из крупнейших брендинговых агентств в России. Основное направление деятельности – организация коммуникации между брендом и потребителем через цифровые каналы.

За время работы Ярослав руководил digital-проектами для крупнейших отечественных и зарубежных заказчиков, среди которых Администрация президента, Внешэкономбанк, Coca-Cola, «Газпром», «Татнефть», «Башнефть», компания Bosco, Международный Ярославский форум, QIWI, фармацевтическая компания STADA, холдинг "Алютех", девелоперская компания «Высота» и многие другие.

В данный момент Ярослав:
- управляет развитием мобильного приложения “Альфа-Мобайл” в Альфа-Банке;
- курирует интенсив по UX&UI в Британской Высшей Школе Дизайна.
- развивает российское сообщество дизайнеров интерфейсов Intensive UX&UI.

Юрий Костенко, арт-директор и UX/UI эксперт в международной компании inDriver. В области проектирования интерфейсов более 5 лет. inDriver - это онлайн-агрегатор городских, грузовых и междугородних перевозок. Дополнительно развивается направление по доставке еды. В компании занимается всеми аспектами пользовательского опыта взаимодействия с приложением. В связи с расширением приложения на зарубежные рынки, работа над UX становится интереснее.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Виктория Торгунакова, АКИБ

Татьяна Трубачева, журналист

 

Статистика

16626
просмотров
 
 
Загрузка...