Топ-30 мобильных приложений Казахстана

69091

Подведены итоги первого в своем роде проекта – рейтинга мобильных приложений Казахстана, реализованного силами Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) и компании Intervale Kazakhstan

Сегодня мобильный телефон становится источником самых разнообразных и необходимых ресурсов для работы, досуга и образования, чему способствует стремительное развитие индустрии мобильных приложений. В Казахстане также растет активность в сфере разработки соответствующего ПО, поэтому уже можно говорить о необходимости всестороннего анализа рынка, определения ключевых игроков и прогнозирования тенденций.

Оценки жюри

Для того чтобы обеспечить прозрачность и независимость оценки, составители рейтинга привлекли независимое жюри, представленное USABILITYLAB – наиболее авторитетной компанией в этой сфере на территории СНГ с офисами в Москве и Киеве. На суд экспертов были вынесены такие характеристики мобильных приложений, как дизайн и удобство использования.

Стоит отметить, что лидирующую позицию по данным показателям заняло некоммерческое приложение Sajde KZ – программа, уведомляющая о наступлении времени намаза для всех крупных городов Казахстана, которая получила 10 максимально возможных баллов.

Приложения Kolesa.kz, OLX.kz, «Мой Beeline», SpringFruit, а также «Абай – Книга слов» были оценены членами жюри в 9 баллов. Минимальной же оценки удостоилось приложение Единого национального пенсионного фонда Казахстана – 4 балла из 10 возможных.

Для этих целей был осуществлен прием заявок от разработчиков и владельцев мобильных приложений, предназначенных для отечественного рынка. В итоге в исследовании приняло участие более 100 продуктов коммерческой и социальной направленности, из числа которых был сформирован топ-30.

Первое место в рейтинге занимает мобильное приложение крупнейшего в Казахстане автомобильного сайта «Колеса». Победитель обеспечил себе приличный отрыв от конкурентов благодаря 4 206 977 сессиям (обращениям в программу) в месяц. Данный показатель был принят за максимум, принеся обладателю 50 баллов. А остальные показатели позволили ему достичь суммарной оценки в 79,3 балла.

На втором месте разместилось мобильное приложение сайта бесплатных объявлений OLX в Казахстане. Напомним, что в начале года данная компания присоединила к себе проект Slando. Таким образом, американский ресурс OLX стал самым крупным семейством сайтов бесплатных объявлений, распространившись в более чем 100 странах. Имея средний показатель использования, равный 3 270 175 сессиям в месяц, приложение смогло получить в сумме с другими оценками 69,17 балла. Причем серебряный призер обошел победителя рейтинга по таким параметрам, как прирост количества сессий за период, а также наличие техподдержки.

Первую тройку замыкает мобильное приложение информационного портала Tengrinews.kz. Примечательно, что web-версия проекта занимала первые места Национальной интернет-премии AWARD.kz на протяжении последних трех лет в категории «массмедиа». Что касается самого приложения, то оно смогло выделиться среди лидеров рейтинга высоким приростом количества сессий – 28%. Итоговая оценка – 51,04 балла.

Стоит отметить, что призеры данного рейтинга во многом обязаны своему успеху тем веб-ресурсам, логическим продолжением которых являются. Все они входят в пятерку самых посещаемых в Казнете (по данным zero.kz).

Для распределения мест среди остальных участников рейтинга среднее количество сессий в месяц уже не играло первостепенной роли. Гораздо большее значение имели такие показатели, как оценки пользователей, темпы прироста, а также показатели, относящиеся к интерфейсу и поддерживаемым платформам. Если между первыми тремя мобильными приложениями наблюдался разрыв в десятки баллов, то для последующих решающими становились десятые и даже сотые доли балла.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

  • Большинство владельцев мобильных приложений (в том числе и многие крупные компании) не задумываются об их востребованности и практически не ведут подсчет активных пользователей. Именно по этой причине в рейтинг не попали некоторые приложения известных компаний.
  • Среди топ-30 мобильных приложений нет ни одного платного. Это говорит об отсутствии в настоящее время тенденции к монетизации данного направления в Казахстане.
  • Многие из разработчиков и владельцев мобильных приложений не придают значения наличию технической поддержки, доступной для пользователей. Между тем именно из-за отсутствия таковой некоторые из участников рейтинга не смогли занять более высокие позиции.
  • Если до недавнего времени большинство существовавших на казахстанском рынке мобильных приложений являлись продолжением онлайн-версий проектов, то сейчас можно наблюдать появление абсолютно самостоятельных разработок, которым удается демонстрировать достаточно высокие показатели использования и технические характеристики.
  • Среди разработчиков наблюдается явная приверженность платформе Android – подавляющее большинство мобильных программ потеряло баллы именно из-за отсутствия версии для iOs.

Рейтинг стал своего рода индикатором прогресса отечественной мобильной коммерции. Причем для авторов стали сюрпризом некоторые открывшиеся в процессе работы факты. «При сборе информации для нас было удивительно, что львиная доля владельцев мобильных приложений Казахстана никак не отслеживает количество пользователей, – рассказывает Марина Мартынова, директор Intervale Kazakhstan. – Даже достаточно крупные компании не имеют такого удобного инструмента, как Google Analytics, который позволяет замерять сессии, анализировать информацию о посетителях и оценивать эффективность маркетинговых каналов. Многие приложения не попали в исследование как раз по этой причине». Рейтинг, таким образом, можно считать неким бенчмаркингом для рынка, задающим определенные стандарты.

По мнению президента АКИБ Константина Горожанкина, самым большим плюсом рейтинга стал наконец-то открывшийся для всех текущий срез рынка по числу пользователей. «Составляя с экспертами рынка методику исследования, мы пришли к выводу, что число скачиваний приложения не отражает его действительную популярность и используемость. Количество сессий в течение дня – более реальный показатель. У владельцев приложений и разработчиков теперь есть ориентиры для развития», – поясняет он.

В целом, по словам Горожанкина, рейтинг показал, что казахстанский рынок мобильных приложений находится в стадии зарождения – больше половины составили продукты, созданные отдельными людьми, по сути самоучками. «Следствием этого стало, например, то, что только единицы используют такой действенный инструмент, как push-уведомления по событиям. Еще большее количество приложений вообще не используют статистические сервисы. В плане мобильного маркетинга на рынке нет более или менее серьезных игроков, а значит, ниша будет бурно расти в ближайшие годы», – заключает президент АКИБ.

В процессе подготовки рейтинга аналитики столкнулись и с другими факторами: например, ряд мобильных приложений имеют выраженную сезонность в использовании, что повлияло на их показатели как в положительную, так и в отрицательную сторону. Среди таких продуктов можно выделить Sajde KZ (снятие среза проводилось в Рамадан), Infobus (приложение, активно используемое в зимние месяцы в северных регионах страны), Kino.kz (летом посещаемость кинотеатров снижается). Поэтому, по словам экспертов, к следующему рейтингу будут скорректированы критерии выставления оценок по показателям среднего количества сессий, а также их прироста.

Исследование предполагается сделать ежегодным, а награждение победителей рейтинга 2014 года состоится 12 сентября – на 3-й Международной конференции «Мобильные сервисы и платежи MobiEvent 2014».

МЕТОДОЛОГИЯ

Набор критериев оценки участников для составления рейтинга был выработан на основе мнений, собранных в ходе заседаний в АКИБ с привлечением ведущих специалистов и практиков отрасли. Методология исследования направлена на обеспечение максимальной прозрачности оценки и содержит следующие показатели.

1. Среднемесячное количество сессий – показатель, характеризующий востребованность и популярность мобильного приложения. Значение самого большого количества сессий среди кандидатов было принято за максимум – 50 баллов. Соответственно, выставление оценок остальным участникам рейтинга производилось в процентном соотношении к максимальному значению.

2. Рейтинги приложений в Google Рlay и App Store. Сумма рейтингов могла принести участникам максимально 10 баллов. Отсутствие приложения/его оценок в одном из двух магазинов означало потерю половины возможных баллов.

3. Количество поддерживаемых платформ. Данный показатель мог принести участникам до 10 баллов. Android, iOS и WP давали по 3 балла, наличие дополнительных платформ оценивалось в 1 балл.

4. Прирост количества сессий за последний период. Этот критерий оценки мог принести кандидатам от 0,1 балла за показатель, равный 1%, до 10 баллов за прирост, равный 100% и более. 

5. Техническая поддержка. В случае если в мобильном приложении были указаны действующие контакты службы технической поддержки, ему присваивалось 5 баллов.

6. Языки интерфейса. За каждый из трех основных языков (казахский, русский, английский) присваивалось по 1,5 балла. Наличие дополнительных языков приносило 0,5 балла.

7. Дизайн и юзабилити. Каждый из данных параметров оценивался представителями независимого жюри по 10-балльной шкале. Средняя оценка по двум показателям могла принести участникам максимально 10 баллов.

 
Исследовательская группа: Виктория Торгунакова, Бадирша Байрамов, Марина Мартынова (Intervale-Kazakhstan); Манарбек Абенов, Константин Горожанкин (АКИБ).
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить