Точка приземления. Как Тимур Кулибаев продал аэропорт Алматы

28233

Самая крупная сделка года в Казахстане – по продаже Международного аэропорта Алматы – планируется к завершению до конца года, несмотря на кризис в секторе авиации во всем мире вследствие ограничительных мер из-за пандемии

ФОТО: Андрей Лунин

Договор о покупке аэропорта и связанных с ним предприятий у бизнесмена Тимура Кулибаева (№2 рейтинга Forbes Kazakhstan), который управлял ими через Venus Airport Investments B.V., за $415 млн был подписан консорциумом, сформированным турецкими TAV Airports и VPE Capital, в мае текущего года. Как удалось выяснить Forbes Kazakhstan, аэропорт может перейти в управление новым владельцам до конца этого года. 

Аэропорт Алматы на протяжении многих лет является прибыльной компанией. Согласно официальным данным, Кулибаеву он принадлежал последние девять лет – с апреля 2011 года. Venus Airport Investment B.V. купила аэропорт у владевших им на паритетных началах Meridian Capital и SAT Info Systems, «дочки» SAT & Company, контроль в которой принадлежал Кенесу Ракишеву (№6 рейтинга). Но уже тогда почти треть привилегированных акций были у Кулибаева через ТОО «Алмэкс Плюс».

За эти годы выручка компании выросла на 52%, с 49,6 млрд до 75,2 млрд тенге, чистая прибыль увеличилась более чем в 3 раза – с 4,2 млрд до 13 млрд тенге. Единственный акционер за этот период получил более $75 млн дивидендов от простых акций. Активы выросли на 58%, собственный капитал – более чем в 2,2 раза. Обязательства сократились на 33%.

Что касается результатов за пос­ледний отчетный 2019 год, то активы показали рост на 14,2% – с 81,2 млрд до 91,7 млрд тенге. Собственный капитал увеличился на 15,7% – с 66 млрд до 76,4 млрд тенге. Обязательства выросли на 7,5% – с 15,2 млрд до 16,3 млрд тенге.

Основной приобретатель – TAV Airports, которая владеет не менее чем 75%-ной долей в консорциуме, – публичная компания, листингуемая на Стамбульской фондовой бирже. Имеет присутствие в 100 аэропортах в 30 странах и принадлежит Groupe ADP, международному оператору парижских аэропортов Шарль де Голль, Орли и Ле-Бурже.

Другая сторона, к которой переходят остальные 25% аэропорта, – основанная в 2010 году Verno Capital (VPE Capital), занимающаяся прямыми частными инвестициями и управлением государственными активами, ориентированная на Россию и Казахстан. По данным Forbes Russia, компания основана россиянином Дмитрием Крюковым (сооснователем известного в России хедж-фонда Kazimir Partners, продав который он и основал Verno Capital). Крюков управлял компанией вместе со своим партнером – британцем Роландом Нэшем. В конце 2010-го госфонд Mubadala Development Company из ОАЭ вложил в Verno Capital $100 млн, став его соучредителем.

По данным аудированной отчетности АО «Казына Капитал Менеджмент», являющегося 100%-ной «дочкой» госхолдинга «Байтерек», в феврале 2017-го оно заключило с Verno Capital соглашение и передало управление одним из фондов – Kazakhstan Infrastructure Fund C.V., общим размером $105 млн. Из них инвестиции казахстанской стороны составляют $100 млн, или 95,24%, инвестиции Verno Capital – $5 млн, или 4,75%.

 

На запрос Forbes Kazakhstan в АО «Казына Капитал Менед­ж­мент» ответили: «Данный размер фонда предусматривает финансирование нескольких проектов. В настоящее время процедуры, связанные с возможным осуществлением сделки по приобретению акций АО «Международный аэропорт Алматы» VPE Capital, не завершены».

Отметим, что стоимость 25%-ной доли аэропорта, согласно сумме сделки, – $103,75 млн, практически соизмерима с объемом данного фонда.

TAV Airports на наш запрос сообщили, что предполагаемые соинвестиции в аэропорт Алматы планируется сделать за счет Kazakhstan Infrastructure Fund.

По информации на официальном сайте Министерства торговли и интеграции РК, в середине сентября министр Бахыт Султанов провел встречу с представителями консорциума инвесторов TAV Group и Kazakhstan Infrastructure Fund C.V, где стороны обсудили вопросы расширения терминальных возможностей аэропорта Алматы. Тогда генеральный директор TAV Kazakhstan, управляющий директор по развитию бизнеса TAV Airports Holding Фатих Омур сообщил о планах консорциума создать на территории АО «Международный аэропорт Алматы» грузовой мультимодальный хаб: «Мы заинтересованы в этом проекте. И подключаем к его реализации наше дочернее подразделение, специализирующееся на создании таких хабов в аэропортах разных стран мира».

TAV Airports проинформировали Forbes Kazakhstan, что консорциум рассматривает возможность модернизации и расширения аэропорта, так как существующая инфраструктура далека от ожиданий всех заинтересованных сторон.

«Аэропорты являются основными пунктами въезда и выезда из городов, и они производят первое и последнее впечатление на пассажиров. Мы думаем, что город Алматы заслуживает гораздо лучших условий в аэропорту. Поэтому сразу после получения аэропорта консорциум планирует построить новое здание международного терминала площадью около 55 тыс. кв. м, организовать дороги и доступ на территорию аэропорта, также будут построено новое здание терминала авиации общего назначения вместе с новым правительственным VIP-павильоном и расширена площадь перрона», – обозначил планы генеральный директор TAV Airports Holding Сани Шенер.

Ожидаемая сумма инвестиций – около $200 млн. Консорциум также рассматривает возможность модернизации существующего терминала для повышения эффективности и качества услуг.

Согласно данным аудированной отчетности АО «Международный аэропорт Алматы», компания в октябре 2018-го заключила соглашение об открытии кредитной линии с целью финансирования модернизации освещения взлетно-посадочных полос и пополнения оборотного капитала с аффилированным на тот момент АО «Народный сберегательный банк Казахстана» (через АО «Холдинговая группа «Алмэкс» принадлежит Тимуру и Динаре Кулибаевым). Сумма кредитной линии составила 1,6 млрд тенге, со сроком погашения до 26 октября 2023 года, по ставке 12,9% годовых. В ноябре 2018-го компания получила от АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» субсидирование ставки вознаграждения в размере 10% для займа в 600 млн тенге.

Стоит заметить, что с января текущего года до момента заключения договора о продаже компания успела получить четыре транша по этому кредиту в размере 135 млн тенге, сроком до декабря 2022 года.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить